Цели и средства

Когда спрашиваешь руководителей компаний есть ли у них стратегия, они довольно часто отвечают утвердительно. Когда копнешь глубже, то оказывается, что стратегией там и не пахнет. Чтобы внести ясность в этот вопрос, я некоторое время назад написал статью о том, из чего должна состоять стратегия. Она активно обсуждалась в сообществе Executive.

В ходе обсуждения один ученый джентльмен привел цитату Майкла Портера о том, что «цели и видение стратегией не являются«. Я знаком с этим тезисом, но всегда был с ним не согласен. А здесь появился повод дать развернутый ответ.

Действительно, стратегические цели и стратегия, то есть средства их достижения, находятся в диалектическом взаимодействии, между ними нет четкой границы.

  1. То что для субъекта X является средством, для субъекта Y может быть целью. Например, для акционеров компании средством повышения ее капитализации является достижение лидерства на целевом рынке по определенной товарной группе. Для руководства бизнес-единицы, занимающейся этой товарной группой, это стратегическая цель.
  2. Цели и средства не могут определяться изолированно, поскольку влияют друг на друга. Например, если достижение лидерства на рынке требует неприемлемо больших инвестиций или связано с неприемлемыми рисками, то акционеры пересмотрят свои цели.
  3. Если, находясь в точке А, мы ставим своей целью достичь точки В, то очевидно между этими пунктами существует последовательность промежуточных состояний, которые мы должны пройти. То есть промежуточные цели. Но ведь путь от А к В это есть стратегия! Значит стратегию можно представить как последовательность промежуточных целей, ведущих от исходного состояния к конечному. Где же тогда граница между целями и стратегией?

Интересно было бы послушать аргументацию Майкла Портера по этому вопросу …

Материалы по теме:

Из чего состоит стратегия?

Как создается стратегия. Краткое руководство по проектированию будущего

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *