Почему умирают компании?

Интересный ответ на этот вопрос нашел в книге Анри де Гиуса «Живая компания»: «… создается впечатление, что корпорации терпят неудачу потому, что преобладающее мышление и язык менеджмента слишком зависят от преобладающего мышления и языка экономики. Иначе говоря: компании умирают потому, что их руководители сосредотачиваются на экономической деятельности по производству товаров и услуг и забывают, что истинная природа их организации – это сообщество людей. Правящие и финансовые круги и бизнес-образование разделяют с ними эту ошибку».

Это очень созвучно с моими мыслями. Действительно, акционеры и менеджмент рассматривают компанию как генератор денег, как совокупность процессов, но вовсе не как социальную систему, каковой она в сущности является. Компания представляется машиной, которая послушна воле ее создателя. Но это упрощенное, механистическое представление не соответствует действительности. Поведение компании определяется действиями или бездействием множества людей (сотрудников и руководителей всех уровней), каждый из которых имеет собственные цели, зачастую не совпадающие с целями компании или противоречащие им.

Гипотеза. Компания живет, пока действия входящих в нее людей более или менее согласованы и ведут к целям, относительно которых существует гласный или негласный консенсус. Компания умирает, когда исчезает согласованность действий или наступает всеобщая апатия.

Потеря согласованности часто наступает в результате неконтролируемого роста, потери управляемости, размывания корпоративной культуры. Многие растущие компании не могут справиться с этими проблемами. Поэтому средний срок жизни компаний в Европе не превышает 12,5 лет.

Безразличие — это результат старения организации, превращения ее в бюрократическую машину, когда форма становится важнее содержания. В такой компанию люди работают только за зарплату, вернее делают вид, что работают, потому что смысл деятельности давно утерян. Стареющая организация на рынке долго не живет (станет жертвой конкурентов), но в отсутствии конкуренции может существовать весьма продолжительное время, как многие государственные учреждения.

Следствие предложенной гипотезы. Чтобы обеспечить долголетие социальной системы, какой является компания, руководители должны постоянно обеспечивать актуальность целей, но основе которых собственно и сплачивается коллектив. Когда цели размываются, цементирующие связи слабеют, смысл деятельности утрачивается, компания теряет жизненные силы.

Эта гипотеза находит подтверждение на примерах таких организаций как церковь и армия, срок жизни которых составляет сотни и тысячи лет. Существование этих организаций имеет непреходящий смысл, а цели уходят далеко за пределы человеческой жизни.

Эти мысли созвучны с идеями Антона Семеновича Макаренко, который говорил, что для создания сильного коллектива необходима большая цель. В «Педагогической поэме» он показывает, как успешное развитие колонии имени А.М. Горького на некотором этапе привело к «заболачиванию», успокоенности, утрате перспективы, указывающей куда двигаться дальше. Для него, как для лидера в полный рост встал вопрос о новой цели, которая станет вызовом для коллектива, пробудит его энергию, станет импульсом к новому витку развития. И такая цель была найдена.

Когда у компании есть такой лидер, она не стареет и не останавливается в развитии. Но, чтобы не зависеть от личности одного руководителя, необходимо развивать лидерство как образ жизни коллектива. Именно лидерство обеспечивает актуальность смысла и целей организации.

Пожалуй, в этом и состоит секрет долголетия компаний.

Материалы по теме:

Как создается сильная корпоративная культура

Целеполагание как ключевая проблема менеджмента

Комментарии 5

  • С большим удовольствием читаю Ваши материалы и считаю данный сайт наиболее актуальным ресурсом. Все мысли изложены кратко и понятно.
    Что касается данной статьи то полностью с Вами согласен.
    Еще в начале своей управленческой деятельности лет 20 назад где-то прочитал выражение «Великой Компанию делают Люди» и вывел для себя формулу построения успешной компании — 3Л, «С Людьми, для Людей, и ради Людей».
    К большому сожалению в управленческой культуре в нашей стране до сих пор доминирует «сталинский» подход к сотрудникам как к винтикам или шестеренкам (заменить мол да и все дела) даже слышал такую фразу «Специально обученные обезьянки».
    Кстати из тонкостей языка только в русском раб, работа и работник однокоренные слова!

    • Андрей, спасибо, что читаете наш портал, и за очень интересные комментарии!

    • Андрей, мы с Вами «на одной волне». По моему мнению, Макаренко опередил время на несколько десятилетий. Менеджмент, «основанный на ценностях», стал набирать силу на Западе на рубеже 20-21 веков, но Макаренко открыл это направление в 20-е годы прошлого века. Жаль, что этот опыт не оценен и не осмыслен до настоящего времени в нашем Отечестве. По-прежнему господствуют «кнут и пряник».

  • И еще «Педагогическая поэма» одна из моих любимых книг, периодически раз в 2-3 года перечитываю когда хочется позитива.
    Но до настоящего момента не рассматривал ее как пособие по менеджменту, а зря.
    Вместе с «Думай и богатей» ее действительно можно рассматривать как классическую литературу для предпринимателей и менеджеров, может даже в учебные программы включить.

  • Андрей, мы с Вами «на одной волне». По моему мнению, Макаренко опередил время на несколько десятилетий. Менеджмент, «основанный на ценностях», стал набирать силу на Западе на рубеже 20-21 веков, но Макаренко открыл это направление в 20-е годы прошлого века. Жаль, что этот опыт не оценен и не осмыслен до настоящего времени в нашем Отечестве. По-прежнему господствуют «кнут и пряник».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *