Вторник, 9 декабря, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Корпоративная культура

Что такое «правильная» корпоративная культура?

Александр Кочнев Александр Кочнев
09.12.2025
в рубрике Корпоративная культура
0
Что такое «правильная» корпоративная культура?
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
0
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Содержание

  • Как понять, какие ценности нужны вашей компании
  • Внешняя среда диктует свои правила
  • Государственное регулирование и нерыночные факторы
  • Технологии формируют требования к поведению
  • Возраст бизнеса формирует ценности
  • Ценности необходимые для достижения долгосрочных целей
  • Каждой компании — своя культура

Как понять, какие ценности нужны вашей компании

Корпоративная культура — это не абстрактный набор добрых пожеланий. Это система ценностей и норм, укорененных в коллективе, которая либо помогает компании достигать стратегических целей, либо, наоборот, тормозит её развитие. Чтобы определить, какой должна быть культура именно в вашей организации, важно учитывать три ключевых фактора: внешнюю среду, этап жизненного цикла компании и требования стратегии.

Для определения характеристик культуры мы используем теорию спиральной динамики, в которой каждому типу культуры присвоен определенный цвет:

  • Красная – культура силы, власти, доминирования.
  • Синяя – культура правил, порядка, дисциплины.
  • Оранжевая – культура свершений, целеустремленности, выхода за фронтир.
  • Зеленая – культура толерантности, партнерства, согласия.

Каждая компания занимает определенное место на этой спирали развития. Важно понимать, где находитесь вы, и где «правильное» для вас место с учетом определяющих факторов.

Внешняя среда диктует свои правила

Первое, что необходимо оценить — это условия рынка, в которых существует бизнес. Кто ваши клиенты? Каковы их ожидания? Какова конкуренция? Какие технологии вы используете? Как устроена отрасль и есть ли влияние государства?

Например:

  • На растущих, незрелых рынках, где покупатели неприхотливы, а условия диктуют поставщики, успешно действуют компании с красной культурой — культурой силы и агрессивных продаж. Здесь работает подход «продать во что бы то ни стало».
  • Когда рынок развивается и предлагает стандартизированные товары, а потребители могут сравнивать качество, возрастает необходимость «синей» культуры — порядка, дисциплины, процессов и стандартов.
  • В условиях жёсткой конкуренции, где выбор огромен, компании требуется «оранжевая» культура — культура достижений, инициативы, маркетинга и смелых стратегических решений.
  • А в сферах, где ценность создают высококвалифицированные профессионалы (консалтинг, архитектура, юриспруденция, медицина), проявляется потребность в «зелёной» культуре — толерантности, партнёрства, уважения к индивидуальности клиентов.

Государственное регулирование и нерыночные факторы

Некоторые отрасли — например, энергетика или городская инфраструктура — живут в условиях жёстких правил и тарифов. Там доминирует «синяя» культура.

Отрасли с высоким уровнем административных рисков или теневых схем (например, часть строительного рынка) нередко склоняются к «красной» культуре.

Технологии формируют требования к поведению

Тип технологий в компании также определяет нужные ценности:

  • Ручной труд → допустима культура силы и прямого администрирования.
  • Конвейерные производства → требуется культура порядка и качества.
  • Высокая доля умственного труда → необходима культура успеха, мотивации и личной инициативы.
  • Экспертные услуги → важна культура сотрудничества, доверия и развития.

Возраст бизнеса формирует ценности

Организация развивается подобно живому организму: детство, юность, зрелость. Каждая стадия требует своих принципов взаимодействия и управления.

  • Детство

Быстрый рост, «пожары», реагирование на ситуации, авторитарный стиль управления.
Требуется переход от красной культуры «героев» к синей культуре правил и порядка, чтобы стало возможным дальнейшее развитие и масштабирование бизнеса.

  • Юность

Компания сталкивается с проблемами управляемости, усложнением структуры, необходимостью координации, выработки стратегии действий на рынке.
Требуется переход от синей культуры с ее жесткой регламентацией к раскрытию потенциала предпринимательства, оживления инициативы, продуманным стратегическим решениям – оранжевой культуре.

  • Зрелость

Появляется необходимость в командной работе, ответственности, инициативности сотрудников, максимальному раскрытию потенциала людей.
Требуется переход от материальных целей и стимулов оранжевой культуры к определению смысла работы и предназначения – зеленой культуре, дающей энергию и объединяющей коллектив.

Этап развития определяет, какие элементы культуры укреплять, а какие — менять, чтобы компания могла двигаться дальше.

Ценности необходимые для достижения долгосрочных целей

Свои требования к культуре предъявляет стратегия компании. Примеры связи стратегии и корпоративных ценностей:

  • Стратегия масштабирования

Нужна синяя культура порядка + оранжевая культура достижений.

Без стандартов масштабировать невозможно, без инициативы — не вырасти.

  • Стратегия дифференциации и сильного сервиса

Зеленая культура: эмпатия, внимание к клиенту, сотрудничество.

  • Стратегия снижения издержек и повышения эффективности

Синяя культура: дисциплина, контроль, стандартизация.

  • Стратегия инноваций и быстрого проникновения на рынок

Оранжевая культура: ориентация на результат, скорость, маркетинг.

Стратегия определяет, какие ценности должны стать доминирующими, а какие — вспомогательными. Именно здесь формируется «портрет» целевой корпоративной культуры.

Каждой компании — своя культура

Не существует универсального набора ценностей.
Правильная культура — это та, которая:

  • соответствует внешней среде и технологиям,
  • отражает этап развития бизнеса,
  • поддерживает стратегические цели,

и помогает компании действовать эффективно.

Только анализ всех трёх факторов позволяет выстроить адекватную, жизнеспособную и результативную корпоративную культуру, которая станет опорой для устойчивого роста.

О том, как провести трансформацию компании и вывести ее на качественно новый уровень достижений, смотрите мастер-класс: “От ручного управления к бизнес-системе”.

Если у вас есть вопросы, пишите info@iteam.ru и +79091585757 (WhatsApp) — мы постараемся подробно ответить.

Автор: Александр Кочнев

Предыдущий

Практики построения управленческой команды

Похожие Статьи

Развитие по спирали: как эволюционируют компании
Корпоративная культура

Развитие по спирали: как эволюционируют компании

10.11.2025
Как проявляется негативная корпоративная культура
Корпоративная культура

Как проявляется негативная корпоративная культура

16.09.2025
Трансформация корпоративной культуры: от диагностики до изменений
Корпоративная культура

Трансформация корпоративной культуры: от диагностики до изменений

21.01.2025

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (787)
  • Марина Ступакова (23)

Новые статьи

Что такое «правильная» корпоративная культура?

Что такое «правильная» корпоративная культура?

09.12.2025
Практики построения управленческой команды

Практики построения управленческой команды

04.12.2025
Цель как основа управленческого процесса

Цель как основа управленческого процесса

03.12.2025
Как компании выбраться из «болота» и построить сильную конкурентную позицию

Как компании выбраться из «болота» и построить сильную конкурентную позицию

01.12.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Карта сайта
  • Контакты

© 2002 - 2025 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2025 iTeam


План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!





Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!




Подпишитесь прямо сейчас!