Создание миссии компании следует организовать как проект. Здесь мы дадим описание примерного плана этого проекта, который можно использовать как шаблон.
№ | Задачи | Результаты |
1 | Открыть проект:
• создать команду проекта; • выбрать руководителя проекта; • утвердить план проекта |
Приказ генерального директора о проведении проекта с приложением списка команды и плана проекта |
2 | Провести в составе команды проекта обсуждение ценностей:
• мозговой штурм по вопросам ценностей; • обсуждение предложений участников; • ранжирование ценностей; • утверждение плана проведения собраний в подразделениях (Раздел 6.2.) |
Ранжированный список ответов на вопросы:
• что важно для потребителей в наших продуктах и услугах? • какие ключевые потребности наших клиентов мы удовлетворяем своими продуктами и услугами? • что мы должны делать лучше всех, чтобы всегда быть привлекательными для потребителей? План проведения собраний подразделений |
№ | Задачи | Результаты |
3 | Провести в подразделениях компании обсуждение ценностей (каждый руководитель проводит собрание в своем подразделении):
• мозговой штурм по вопросам ценностей; • обсуждение предложений участников; • ранжирование ценностей (Раздел 6.2.) |
Каждое подразделение формирует ранжированный список ответов на вопросы:
• что важно для потребителей в наших продуктах и услугах? • какие ключевые потребности наших клиентов мы удовлетворяем своими продуктами и услугами? • Что мы должны делать лучше всех, чтобы всегда быть привлекательными для потребителей? |
4 | Подвести итоги обсуждения ценностей на собрании команды проекта Сформировать рабочую группу для разработки вариантов описания ценностей
(Раздел 6.2.) |
Утвержденный командой проекта ранжированный список ответов на вопросы о ценностях, создаваемых компанией для клиентов Состав рабочей группы |
5 | Составить описание ценностей
Рабочая группа разрабатывает варианты описания ценностей Возможно проведение опроса сотрудников для выбора предпочтительных вариантов (Раздел 6.2.) |
Подготовленные рабочей группой варианты описания ценностей |
6 | Утвердить описание ценностей
Команда проекта проводит обсуждение предложенных вариантов описания ценностей и принимает один из них (Раздел 6.2.) |
Утвержденное командой проекта описание ценностей, создаваемых компанией для клиентов |
№ | Задачи | Результаты |
7 | Провести в составе команды проекта обсуждение изменений, которые компания должна произвести в окружающем мире:
• мозговой штурм по выбору проблем, требующих решения; • обсуждение проблем; • ранжирование проблем. (Раздел 6.3.) |
Ранжированный перечень проблем, в решение которых компа ния может внести свой вклад |
8 | Провести в подразделениях обсуждение изменений, которые компания должна произвести в окружающем мире:
• мозговой штурм по выбору проблем, требующих решения; • обсуждение проблем; • ранжирование проблем. (Раздел 6.3.) |
Каждое подразделение формирует ранжированный перечень проблем, в решение которых компания может внести свой вклад |
9 | Подвести итоги обсуждения проблем на собрании команды проекта Возможно проведение опроса сотрудников в случае затруднений в выборе решения
Создать рабочую группу для подготовки текста миссии (Раздел 6.3.) |
Утвержденное командой проекта описание изменений, которые компания должна произвести в окружающем мире
Состав рабочей группы по подготовке текста миссии |
10 | Разработать в составе рабочей группы версии текста миссии
(Раздел 7) Провести оценку каждой версии (Раздел 5) |
Версии текста миссии, подготовленные рабочей группой Результаты оценки текстов миссии |
№ | Задачи | Результаты |
11 | Выбрать текст миссии Команда проекта утверждает один из вариантов текста миссии
Возможно проведение опроса сотрудников (Раздел 6.3.) |
Утвержденный текст миссии |
12 | Информировать коллектив о миссии компании
(Раздел 9) |
Каждый сотрудник знает миссию компании |
Оптимальная продолжительность проекта – 8 недель. Много это или мало? Может показаться, что это слишком трудоемкий и длительный проект, для того чтобы сформулировать всего одну фразу и несколько строк пояснения к ней. Есть немало «специалистов», которые предложат вам разработать миссию за один день.
Действительно, чтобы написать слова на бумаге, и одного дня много. Это можно сделать за несколько минут. Но ведь задача не в этом. В сущности, нужно осмыслить предназначение компании, определить ее долгосрочные целевые ориентиры. И это должен сделать не только руководитель, а в идеале каждый сотрудник организации.
Понимание приходит к людям не сразу. Путь к нему может быть непростым. Поэтому названные нами сроки – лишь ориентир. Если потребуется больше времени на поиски ответов на непростые вопросы, то нужно продолжать работу до тех пор, пока верное решение не будет найдено.
С другой стороны, затягивать проект тоже не следует. Чем дольше тянется работа, не дающая результатов, тем больше накапливается усталость, теряется интерес у членов команды проекта и сотрудников компании. Поэтому нежелательно затягивать проект на срок более трех месяцев.
В этом проекте более, чем в каком-либо другом, велика роль руководителя. В создании мечты компании он выступает лидером, увлекающим за собой весь коллектив. Совершенно недопустима ситуация, когда генеральный директор поручает разработку миссии директору по персоналу или другому топ-менеджеру. Можно быть уверенным, что в этом случае миссия будет ничего не значащим формальным текстом. И вовсе не потому, что ответственный за эту работу менеджер недостаточно талантлив. Текст может быть превосходным, но в него не будет внесено огня, идущего от лидера и передающегося людям. Просто всем будет ясно, что это очередная фантазия начальства и относиться к ней нужно так же, как и ко всем прочим бумагам, порождаемым корпоративной бюрократией.