Тема развития бизнес-образования в стране является сейчас популярной. Прежде всего потому, что преодоление общеизвестной низкой эффективности труда в России в основном возможно только через качественное бизнес-образование. Мы понимаем под бизнес-образованием ту его часть, которая направлена на менеджеров разных уровней после получения высшего образования. А задача повышения эффективности труда является насквозь государственной и патриотической. Ряд важнейших государственных программ, таких как модернизация экономики или создание мирового финансового центра в Москве, также неизбежно должны сопровождаться резким скачком качества бизнес-образования.
Кроме того, обсуждение темы бизнес-образования именно сейчас целесообразно в силу существенных сдвигов на этом рынке. В ситуации экономической рецессии существенно уменьшились финансовые возможности клиентов по оплате бизнес-образования, кроме того значительно изменился спрос клиентов в сторону желания получить за свои деньги действительно полезные и практически применимые знания и навыки. Клиент хочет получить прибыль на свои затраты.
Взаимодействуя со многими сильными преподавателями в 2011 году, мы заметили интересную тенденцию: преподаватели стратегического менеджмента, управления персоналом, финансов, права, начиная изложение своего материала заявляют о революции, резких изменениях в своем направлении. Стратеги говорят, что сейчас не время для больших стратегий, специалисты по персоналу говорят о неизбежной войне за эффективность труда, финансисты говорят о новых финансовых парадигмах и настроениях инвесторов, юристы говорят о приходе прецедентного права. Каким-то образом эти изменения содержания бизнес-образования повлияют и на его формы.
Такие изменения на данном рынке, на наш взгляд приведут в течение ближайших двух лет к появлению новой парадигмы бизнес образования.
Начнем с негатива. Позиция многих бизнес школ по поводу качества их продуктов известна. Они говорят о себе следующее: у нас на основании лучших учебников читают свои интересные курсы опытные преподаватели. И часто это действительно так. Многие преподаватели научились давать интересный материал. Но большая часть программ таких школ не учитывает потребности клиентов. Позиция клиентов проста: мы хотим получить не только интересное знание, но и полезное, системное и эффективное, то которое будет являться конкурентным преимуществом слушателей перед необученными менеджерами.
И с этой клиентской точки зрения большинству российских бизнес-школ свойственны многочисленные недостатки, и особенно ярко они проявляются на больших форматах обучения – программах повышения квалификации, переподготовки, МВА и Е-МВА.
Есть четыре больших недостатка российского бизнес-образования:
1. Отсутствует модель (идеология) бизнес-образования, которая бы позволяла обучать условного менеджера на всех этапах его карьеры, начиная от рядового сотрудника, проходя через должности руководителя различных подразделений и заканчивая высшими должностями в российских компаниях и холдингах. Государственные стандарты здесь не следует учитывать в силу их оторванности от жизни. Пример: продолжительность 1800 часов в рамках программы МБА (которые установлены Министерством Образования) является абсолютно ничем не доказанным положением.
2. Практически во всех бизнес-школах присутствуют средние (слабые) преподаватели. Иногда их большинство. Если из 10-15 преподавателей обычной программы МВА 3 – 4 слабые, то общий балл такому образованию какой? Наверное – четверка. А если слабые – это преподаватели по основному профилю слушателя – то общий балл не может быть больше тройки.
Есть вполне житейская и устоявшаяся классификация преподавателей – одним ничего не говорят после лекций, другим говорят «до свидания», третьим говорят «большое спасибо, до свидания». Последних, как правило, бывает не так много. Классическая проблема поиска хороших преподавателей, заключающаяся в том, что есть отличные преподаватели, мало знающие практику, и есть отличные практики, мало понимающие преподавательское ремесло, в настоящее время усугубляется. Потому что кроме симбиоза учителя и практика нынешний успешный преподаватель должен быть еще и тренером – для оттачивания бизнес навыков слушателей. Быть единым в трех лицах достаточно непросто, это требует специального систематического повышения квалификации преподавателей. Но! На рынке уже есть такие преподаватели. Которые на основании своего успешного практического опыта пишут учебники, потом читают лекции по этим учебникам и параллельно успешно консультируют, применяя свои методики.
3. Слабая практическая направленность – слабая ориентация на клиента. На сайтах большинства бизнес-школ указывается, что в их процессе преподавания участвуют практики. И скромно умалчивается, что таковых практиков совсем немного. Практичных и актуальных знаний дается мало. Зато много дается устаревших знаний или наоборот направленных в далекое будущее. Старые знания не нужны, но и знания с дальней перспективой тоже нужны не всегда. Если период полураспада знаний явно превышает средний период ожидания применений знаний, то эти знания лишние.
4. Слишком большая продолжительность многих программ при неадекватно низкой полезности информации. Информацию для преподавания практикам очень часто путают с одноименной отраслью науки. Отрасль науки неизбежно включает в себя:
-
теоретические походы – принципы, методологию и т.п.;
-
перечень основных проблем;
-
взгляды известных специалистов;
-
генезис этой отрасли;
-
сравнительный анализ с другими отраслями и международную специфику;
-
сами действующие парадигмы и подходы;
-
прогнозы дальнейшего развития.
Менеджеру пункты 1-5 нужны редко, пункты 6 и 7 необходимы. Таким образом, существенная часть информации, относящаяся к отрасли науки, в ее классическом понимании, является избыточной для практической работы корпоративных менеджеров. Если менеджер захочет получить больше научных знаний, он пойдет в аспирантуру.
Есть также несколько меньших, но неприятных недостатков.
Мы не смогли найти в российском Интернете объяснений и пояснений российских бизнес-школ, обосновывающих включение в их программы конкретного набора курсов: почему слушателям дается именно такой набор курсов, и почему в курсе именно такой набор тем. В интернете полно писем потенциальных клиентов в бизнес-школы с посылом «объясните мне, пожалуйста, чем вы лучше других, и я к вам приду». Пока такие письма остаются без ответа. Бизнес-школы заманивают в очень сильной степени просто устоявшимся брендом, но на этом нельзя выезжать постоянно.
Большинство образовательных продуктов для бизнеса часто не имеют четкого позиционирования, в том числе ясной и конкретной для клиента цели и решаемых задач. Так, например, среди известных на этом рынке ВУЗов можно встретить такое объявление о назначении Программы МБА: «Программа Х ориентирована на лиц, имеющих высшее образование и желающих получить профессиональные знания в области обеспечения хозяйственной деятельности». При такой постановке вопроса главной целью слушателя становится получение диплома. Отсутствие четкой цели и решаемых образовательными продуктами задач приводит к отсутствию понятной структуры и взаимосвязи отдельных преподаваемых предметов и тем в рамках общей программы.
Необоснованность включения в программу ряда предлагаемых курсов. Пример: зачем менеджерам на обычных программах МВА читают курс «бухгалтерский учет» в размере 30 часов? Им нужно 4 часа «эффективное взаимодействие с бухгалтерией». Зачем финансовая математика в объеме 30 часов? Причем даже и в небольших 60-70 часовых программах есть лишние знания, чаще всего это относится к курсам с весьма расплывчатыми названиями, таким как «деловая среда», «основы экономики», «глобализация» и т.п. Я как юрист с большим опытом (работал главным юристом в 4 холдингах) совершенно не понимаю, зачем менеджерам читают курс «основы права». Менеджерам нужны «практика права», а «основы» их могут ввести в заблуждение, которое приведет к убыткам.
Продукты бизнес-образования в значительной степени заточены под крупные компании (с выручкой от миллиарда долларов в год). Почему? Потому, что материал подается исходя из специфики больших организационных структур. Например, информация по маркетинговым процессам выглядит так: «Обычный департамент маркетинга состоит из 5 управлений»?. А большинству слушателей было бы нужно узнать, что должен делать отдел маркетинга, который состоит из 1-3 человек. К слову, количество слушателей на программах МВА из действительно крупных компаний обычно не превышает 10-15%.
Очень сильно разделены и не любят друг друга бизнес-школы и тренинговые компании. Хотя хорошее бизнес образование требует и лекций и практических занятий (семинаров и тренингов).
Можно вспомнить и более тонкие недостатки. Например, преподаватели чаще всего незнакомы с материалами коллег. Из-за чего конкретная программа не может считаться системной и продвинутой. Преподаватели разных дисциплин об одной проблеме могут рассказывать весьма противоречиво, и это будет запутывать слушателей. Далеко не везде систематически учат самих преподавателей. Хотя в ситуации существенного роста как экономики, так и уровня слушателей, должен расти и уровень преподавателей. И желательно опережающими темпами.
Или пресловутые кейсы о ситуациях в западных компаниях 90-х годов. Они, по крайней мере, многие, просто устарели.
Общие выводы получаются не вполне утешительными. В российском бизнес-образовании явно господствует предложение образовательных продуктов, а не спрос на них. И это предложение в своей массе является продажей большого числа часов преподавания с выдачей диплома (сертификата и т.д.). Хорошие образовательные продукты есть, но их немного, и при этом они все равно не полностью эффективны.
Прочитать другие статьи на тему бизнес-образования:
- Чему и как обучать сотрудников. А. Кочнев
- Профессиональное образование: Российский мастер-план. Я. Кузьминов, И. Фрумин
- Самая большая ложь бизнес-образования – это утверждение, что цель бизнеса – зарабатывать деньги. А. Гостев, П. Сенге
- Как измерить эффективность тренинга? С. Заводсков
Бизнес-образование ITeam
- Дистанционные семинары ITeam по управлению для менеджеров и собственников
- Индивидуальный учебный курс для руководителей и владельцев компаний “Об управлении Just-In-Time”
Автор: Тихонов Д.