Содержание
Бизнес-процессы: управление, классификация и оптимизация
Бизнес-процесс — один из ключевых инструментов, который предназначен для решения задач в различных организациях. С его помощью можно распределить и оптимизировать деятельность сотрудников, направляя их на достижение поставленных целей.
Бизнес-процессы: что это?
Бизнес-процесс представляет собой совокупность действий, ориентированных на выпуск качественного продукта либо получение другого результата. Каждый работник выполняет определённые функции: одни управляют и контролируют, другие выполняют конкретные задачи. У бизнес-процесса бывают как внешние, так и внутренние потребители. Первые взаимодействуют с компанией, например, при покупке товара и услуг. Вторые решают задачи внутри организации. К примеру, подбор кадров.
Примером может служить типография. Основным бизнес процессом является печать полиграфии. Сюда включено множество операций, потребляющий ресурсы и выдающий готовый продукт потребителю — книгу. В данном случае потребителями процесса являются оптовые фирмы.
Характеристики
Для понимания сути бизнес-процесса важно рассмотреть его характеристики. К числу основных относится следующее:
- Название и преследуемая цель. Необходимо чёткое и понятное название.
- Исполнитель. Лицо, которое ответственно за выполнение задач.
- Ресурсы. Подразумевают под собой инструменты, необходимые для достижения поставленной цели.
- Вход. Ресурсы, преобразуемые в ходе работы, например, ткань для пошива одежды.
- Выход. Результат выполненной работы. К примеру, товар либо услуга.
Дополнительными характеристиками являются другие участники, поставщики, риски и т.д.
Классификация
Бизнес-процессы в организации классифицируются по различным признакам. По содержанию делятся на:
- Основные. Ориентированы на производство товара либо услуги, приносящие прибыль.
- Сопутствующие процессы. Часть деятельности, не являющаяся основным источником прибыли.
- Вспомогательные. Поддерживают основной процесс.
- Обеспечивающие. Поддерживают жизнедеятельность в компании.
- Управляющие процессы, ориентированные на контроль.
- Процессы развития. Направлены на то, чтобы улучшить производительность.
По форме подразделяются на:
- Внешние. Подразумевает под собой основную работу с потребителем (переговоры, рекламу).
- Внутренние. Решают задачи в коллективе (бухгалтерия, кадровая деятельность).
По функции выделяются:
- Функциональные. Ориентированы на то, чтобы выполнить задачи. Бывают бизнес-процессы логистики, бизнес-процессы производства и т.д.
- Структурные. Поддерживают и оптимизируют рабочий процесс.
Управление ими включает моделирование, исполнение, контроль и улучшение. Бизнес-процессы представляет собой эффективный инструмент, помогающий организовать работу персонала в фирмах любого масштаба и направления. Важно правильно описывать их, контролировать качество выполнения задач и анализировать ошибки для повышения эффективности работы организации.