Содержание
Почему важно владеть инструментами выработки решений
Профессия руководителя, как и всякая иная профессия, включает наличие специального инструментария. Квалификация специалиста тем выше, чем шире набор инструментов, которыми он владеет, и чем искуснее он их применяет.
Работа руководителя состоит в принятии решений и организации их исполнения. Поэтому наиболее важной частью его профессии являются инструменты выработки решений, которые позволяют видеть реальность шире и глубже, минимизировать риски, действовать результативно и эффективно.
5 инструментов для сильных решений
1. Анализ ограничений
Что это: поиск главных «узких мест» системы, которые препятствуют развитию.
Как применять:
- Определите, что именно сдерживает эффективность компании (например, слабое звено в цепочке процессов).
- Найдите решение, направленное на устранение этого ключевого ограничения.
- Пересмотрите систему после улучшения — появятся новые точки роста.
Польза: вы «смотрите в корень» и тратите усилия на то, что реально меняет картину, а не боретесь с симптомами.
2. Полный цикл планирования и исполнения решений
Что это: системное планирование как инструмент обучения и управления.
Как применять:
- Постановка целей компании / подразделения.
- Разработка планов, обеспеченных ресурсами.
- Контроль исполнения в регулярном цикле управления.
- Анализ результатов, исследование причин отклонений.
- Принятие решений, основанных на фактах, корректирующие действия.
Польза: формируется «зеркало реальности», где видно не только факты, но и причинно-следственные связи, при этом вы и ваша команда учитесь на собственном опыте, неуклонно снижая риски управленческих решений.
3. Коллективный разум и мозговой штурм
Что это: вовлечение управленческой команды в обсуждение и генерацию идей.
Как применять:
- Сформулируйте вопрос, на который нужно дать ответ.
- Проведите мозговой штурм со своей командой, не допуская критику, принимая любые идеи.
- В ходе коллективной дискуссии обсудите полученные идеи с разных позиций.
- Выберите оптимальное решение.
Польза: разные точки зрения уменьшают риск ошибок и открывают неожиданные возможности.
4. Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно
Что это: структурированный способ рассмотреть проблему с разных сторон — факты, эмоции, критика, креатив и т.д.
Как применять: назначайте «шляпы» участникам дискуссии и меняйте роли поочередно.
Польза: решения получаются объёмными, сбалансированными, учитывающими разные аспекты рассматриваемой ситуации.
5. Личное развитие руководителя
Что это: постоянное обучение методам мышления и анализа.
Как применять:
- Читать книги по профессии. Рекомендуемые авторы, развивающие мышление и системный подход к управлению организациями: Эдвардс Деминг, Рассел Акофф, Генри Минцберг, Эдвард де Боно, Питер Друкер, Элия Голдрат, Питер Сенге.
- Участвовать в профессиональных сообществах. Проходить учебные курсы по бизнесу и менеджменту не реже одного раза в год. Каждый «правильный» учебный курс – это импульс к профессиональному росту, обогащение новыми идеями и инструментами для развития компании
- Внедрять новые инструменты на практике, поскольку только практическое применение обеспечивает владение инструментами руководителя.
Польза: каждое новое знание повышает точность и глубину управленческих решений.
Чек-лист для руководителя
- Перед важным решением задайте себе вопрос: «В чём реальное ограничение?»
- Организуйте полный цикл управления, включая контроль исполнения и анализ результатов, не ограничиваясь составлением планов.
- Обсуждайте идеи с управленческой командой — ищите партнёров для продуктивного диалога.
- Используйте метод «шести шляп» для выработки ключевых решений, особенно, связанных с крупными инвестициями.
- Постоянно учитесь новым методам — это инвестиция в управленческое качество.
О том, как провести трансформацию компании и вывести ее на качественно новый уровень достижений, смотрите мастер-класс: “От ручного управления к бизнес-системе”.
Если у вас есть вопросы, пишите info@iteam.ru и +79091585757 (WhatsApp) — мы постараемся подробно ответить.
Автор: Александр Кочнев