Среда, 1 октября, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Организационная структура

Как построить процессно-ориентированную организационную структуру

Александр Кочнев Александр Кочнев
23.09.2025
в рубрике Организационная структура
0
Как построить процессно-ориентированную организационную структуру
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
75
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Содержание

Традиционная организационная структура компании – это, с одной стороны, иерархия подчиненности, с другой стороны, группировка специалистов по функциональному признаку: продавцы с продавцами, логисты с логистами, бухгалтеры с бухгалтерами. Однако работа людей протекает не по вертикальным линиям иерархии и не ограничивается рамками отделов. Например, в ходе обслуживания заказов клиентов продавец взаимодействует с бухгалтером, менеджером по логистике и другими сотрудниками, не обращаясь, как правило, к руководителю отдела продаж или генеральному директору, с которыми он соединен вертикальными связями. Другими словами, деятельность компании протекает преимущественно по горизонтальным линиям – бизнес-процессам, которые связывают сотрудников различных подразделений. Традиционная организационная структура не отражает эти важные для бизнеса взаимоотношения. Получается, что структура и процессы функционируют без явно определенной связи. Из этого вытекают такие широко распространенные проблемы, как функциональная разобщенность подразделений, существование «зон безответственности», дублирование функций.

Организационная структура и бизнес-процессы: единая система

Организационная структура компании выполняет две важные функции: (1) распределение власти, установление иерархии подчиненности – «кто кому начальник», и (2) обеспечение бизнес-процессов ресурсами, необходимыми для их выполнения – люди, финансы, материальные ресурсы.

Если с первой задачей традиционная структура в целом справляется, то вторая решается фрагментарно в отсутствие системного подхода. Между тем, без четко определенной связи между функциями, выполняемыми в бизнес-процессах, и центрами ответственности в структуре компании невозможна стабильно результативная деятельность в производстве, обслуживании клиентов и на других направлениях.

Поэтому мы определяем организационную структуру как систему правил и договоренностей, обеспечивающих обслуживание бизнес-процессов.

Что такое бизнес-процесс?

Процесс — это устойчивая последовательность действий, которая преобразует ресурсы во что-то ценное для клиента. Характерные признаки процесса:

  • Повторяемость. Производство каждого продукта или услуги – это последовательность одних и тех же действий.
  • «Входы» — материальные и нематериальные ресурсы, необходимые для получения результата.
  • «Выходы» — результат процесса в виде продукта или услуги, предназначенных для клиента.
  • Клиент – персона или организация, для которой производится продукт или услуга: клиент может быть как внешним по отношению в компании, так и внутренним (сотрудником или подразделением).

Все продукты и услуги компании — это результат определённых процессов. Поэтому правильная организационная структура – это процессно-ориентированная структура.

Типы процессов

Принято выделять четыре группы процессов:

  • Основные процессы — создают ценность для клиента (продажи, производство, логистика, сервис).
  • Обеспечивающие процессы — обслуживают основные процессы (бухгалтерия, IT, юристы, документооборот).
  • Процессы управления — планирование, контроль, анализ, тактическое и стратегическое управление.
  • Процессы развития — создание новых продуктов, открытие филиалов, внедрение инноваций, организационные изменения.

Как сформировать структуру

Схема построения процессно-ориентированной структуры включает пять блоков:

  1. Определите состав основных бизнес-процессы, например, для оптовой торговли: закупка, складирование, маркетинг, продажи, доставка.
  2. Составьте карту процессов. На верхнем уровне фиксируйте ключевые цепочки, затем детализируйте их до второго и, возможно, третьего уровня.
  3. Назначьте владельцев процессов. За каждый процесс отвечает конкретное должностное лицо, обладающее полномочиями и ресурсами.
  4. Определите цели и показатели каждого процесса. В описании процесса фиксируются его назначение, входы и выходы, клиенты и критерии эффективности.
  5. Сопоставьте центры ответственности вашей организационной структуры с функциями, выполняемыми в бизнес-процессах. Это делается в виде матрицы ответственности, в которой по одному направлению представлены названия бизнес-процессов, а по другому – центры ответственности (должности / роли специалистов). В ячейках матрицы кратко описываются функции, выполняемые соответствующим специалистом на том или ином этапе бизнес-процесса. Составление этой матрицы – командная работа, в которую должны быть вовлечены руководители всех подразделений, участвующих в рассматриваемых бизнес-процессах. В результате этого анализа структура компании четко связывается бизнес-процессами, выявляются слабые места, устраняются несоответствия.

Созданная таким образом матрица ответственности определит, какие изменения необходимо внести в регламенты процессов и должностные обязанности сотрудников.

Проведите аналогичную работу с обеспечивающми, управленческими процессами и процессами развития. Это позволит перейти на качественно новый уровень управления компанией.Методика построения организационной структуры компании во всех подробностях дана в модуле «Оргструктура» в составе учебного курса для руководителей и собственников «Школа Системного Менеджмента» iTeam.

Купить модуль «Оргструктура» >

Если у вас есть вопросы, пишите info@iteam.ru и +79091585757 (WhatsApp) — мы постараемся подробно ответить.

Автор: Александр Кочнев

Предыдущий

Определение приоритетных проблем компании

Следующий

Диагностика и решения: пошаговый алгоритм развития компании

Похожие Статьи

Проектирование организационной структуры: как обеспечить её связь с процессами
Организационная структура

Проектирование организационной структуры: как обеспечить её связь с процессами

19.08.2025
Как построить эффективную организационную структуру: пошаговый план для бизнеса
Организационная структура

Как построить эффективную организационную структуру: пошаговый план для бизнеса

15.07.2025
Когда и почему возникает матричная оргструктура?
Организационная структура

Когда и почему возникает матричная оргструктура?

08.07.2025
Следующий
Диагностика и решения: пошаговый алгоритм развития компании

Диагностика и решения: пошаговый алгоритм развития компании

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (666)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (23)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Системный подход к обучению сотрудников

Системный подход к обучению сотрудников

30.09.2025
Системный подход к обучению сотрудников

Системный подход к обучению сотрудников

25.09.2025
Диагностика и решения: пошаговый алгоритм развития компании

Диагностика и решения: пошаговый алгоритм развития компании

24.09.2025
Как построить процессно-ориентированную организационную структуру

Как построить процессно-ориентированную организационную структуру

23.09.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

ТОЛЬКО ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОБСТВЕННИКОВ
30 МИНУТ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНЯТ ВАШУ КОМПАНИЮ
Быстрая управленческая диагностика от экспертов iTeam
🎯 Без воды, без продаж

Записаться на бесплатный разбор


План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!





Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!




Подпишитесь прямо сейчас!