Содержание
Как перейти от ручного управления к четко работающей эффективной бизнес-системе? С чего начинать преобразования в компании? В каком порядке их проводить?
Кризис управления
Ручное управление — это действие по ситуации, реагирование на конкретные проблемы без долгосрочных целей, без использования планов, без вовлечения людей.
Ручное управление характерно для большинства малых компаний. Даже когда компания вырастает, руководители не способны отказаться от ручного управления.
Это порождает управленческий кризис.
Его верные признаки:
• Продажи падают.
• Ухудшается качество продуктов и услуг.
• Мотивация сотрудников снижается.
• Конкуренты обгоняют.
• Нет развития.
• Руководители и собственники чувствуют, что теряют управление.
• Снижается прибыль.
Ответьте себе, сколько признаков из семи перечисленных присутствуют в вашей компании. Если 3 и больше, то у вас кризис управления.
Как выйти из кризиса управления?
Компании в своем жизненном цикле проходят ряд этапов. По аналогии с человеком это младенчество, детство, юность, зрелость, старение и смерть.
Кризис управления характерен для стадии детство. Это компании, которые выросли благодаря верным решениям, правильному выбору продуктов, грамотной работе с целевой аудиторией, безошибочным действиям на рынке. Обычно еще и внешние условия были благоприятными, рынок рос и развивался, была масса возможностей для развития.
Из компаний малого бизнеса они стали бизнесом среднего и даже выше среднего масштаба. А методы мышления руководителей, методы ведения дел, продаж, обслуживаний клиентов, методы управления остались прежними.
Этот конфликт приводит к кризисной ситуации. Компания может иметь миллиардные обороты, а управляться как ИП, который торгует на рынке. Понятно, что все перечисленные проблемы у них возникают в полный рост.
По статистике кризис роста преодолевает небольшой процент компаний. Это серьезная проблема, для большинства непреодолимая. Само не рассосется, это управленческая задача, которую надо решать серьезно, системно, с привлечением всей команды топ-менеджеров.
В благоприятных рыночных условиях кризис роста может тянуться многие годы. Но при ухудшении внешних условий незрелость системы управления может стать причиной гибели компании. Со стагнирующего рынка, сжимающегося рынка неконкурентоспособные игроки вынуждены уходить десятками, сотнями.
При этом те компании, которые позаботились своевременно о построении эффективной системы бизнеса, растут успешно и на падающем рынке.
Происходит это за счет того, что они поглощают своих неудачливых конкурентов. Рынок освобождается от неэффективных игроков. Оставшиеся на рынке получают новых и новых клиентов, расширяют клиентскую базу.
В преодолении кризиса роста определяющим фактором становится личность собственника, его зрелость и готовность к построению системного бизнеса.
Кризис роста, отягощённый стагнацией рынка, не может быть благополучно разрешен без системных решений. Это системная проблема, даже целый клубок проблем, который одним махом не разрубишь. Простых решений здесь нет, нельзя одним ходом выиграть всю партию. Нужны продуманные, спланированные, скоординированные действия, воздействие на целый ряд переменных, для того чтобы добиться нужных результатов. Системная проблема требует системных решений. Стоит задача построить такую компанию, которая будет не просто набором каких-то действий, не слишком организованных, стихийно сложившихся, какой-то непродуманной структуры и плохо организованных процессов. Компания должна стать бизнес-системой.
Что значит система?
Бизнес-система состоит из пяти элементов.
Во-первых, стратегия. Четко работающая и основанная на ясном позиционировании. Позиционировании, которое определяет место компании на рынке и ее отличия от конкурентов. Это позволяет компании дифференцироваться и привлекать к себе клиентов.
Если ваш бизнес такой же, как все, продает те же продукты по тем же ценам, такими же методами, что и конкуренты, у вас нет шансов выделиться и стать лидером, добиваться стабильных успехов. Вы обречены на борьбу за существование.
Только стратегия, основанная на четком дифференцировании на рынке, на ясном позиционировании, способна вывести компанию в лидеры. Это обязательное условие.
Во-вторых, система целей от стратегического уровня до оперативного. Как у человека нервная система охватывает весь организм от головы до кончиков пальцев и каждый орган четко управляется, взаимодействует с другими. Так и система целеполагания в компании играет именно такую роль.
В-третьих, эффективная организационная структура, обеспечивающая правильные коммуникации на всех уровнях, по горизонтали, по вертикали.
В-четвертых, система управления процессами. Процессы регламентированы, исполняются так, как задуманы и определены. Работает механизм непрерывного совершенствования процессов.
В-пятых, сильная корпоративная культура. Это система ценностей, которая не просто на стене написана, а которой следует большинство сотрудников и верят в то, что они делают. Эти ценности действительно важны на уровне их личных убеждений. Такая корпоративная культура создает сильный бренд, привлекательный для клиентов, привлекательный для лучших сотрудников, лучших специалистов на рынке труда. Она, как магнит, притягивает к себе и лучших специалистов, и клиентов. Компания с сильной корпоративной культурой всегда видна на рынке, ее нельзя ни с кем спутать. Корпоративная культура — актив, который на долгосрочной основе обеспечивает компании успех, развитие и процветание.