Является ли разработка стратегии результативным действием или это просто бумажная работа, не оказывающая влияния на деятельность компании? Такой вопрос нередко задают наши клиенты.
Однозначного ответа здесь нет. Нередко разработка стратегии превращается в ритуал, не имеющий практического смысла. Такая стратегия никогда не выполняется и не ведет к позитивным изменениям.
Примеры другого рода дают участники нашего мастер-проекта по разработке стратегии.
Пожалуй, наиболее ценным результатом этого проекта стало осознание всеми участниками проблем действующей модели их бизнеса и выработка новой модели, которая должна обеспечить прорыв, переход компании в новое состояние.
Модель бизнеса – это целевые клиенты, каналы продаж, стратегические ресурсы, ключевые процессы, партнеры, источники доходов и направления расходов.
Результативная стратегия всегда ведет к изменению этих ключевых переменных бизнеса.
Эти изменения сначала происходят в сознании управленческой команды в ходе обсуждения стратегии и практически сразу, еще до завершения проекта, начинают воплощаться в жизнь.
Так например, ходе мастер-проекта все участники изменили или уточнили свое понимание целевого рынка, на котором должна работать компания. В соответствии с этим изменилось и понимание продукта, который компания создает для клиентов.
Наиболее необычная метаморфоза произошла с компанией, которая «превратила» своих конкурентов в клиентов и партнеров.
Изменив свое видение рынка, участники мастер-проекта определили ключевые действия, которые должны привести к радикальным переменам в бизнесе, переходу компании в качественно новое состояние. Это и есть результативная стратегия – когда вся управленческая команда ясно понимает что именно нужно изменить, как это сделать, и немедленно приступает к проведению изменений.
Так нужно ли тратить силы на то, чтобы заниматься разработкой стратегии? Ведь мастер-проект длится четыре месяца и работа в нем отнимает немало ценного времени управленцев.
Если компания достигла «потолка» в своем развитии и ее руководители не видят перспектив в рамках существующей модели бизнеса, то это явный признак отсутствия продуктивной стратегии. В этой ситуации необходим пересмотр фундаментальных представлений о бизнесе и методах работы компании.
Ясно определенные действия по преобразованию бизнеса – есть стратегия. Такая стратегия всегда результативна, поскольку открывает выход из тупика, в котором рано или поздно оказывается каждая компания.
Великолепный материал! Очень много существует определений что такое СТРАТЕГИЯ? Этот термин должен четко укладываться в головах не только собственников и корпоративного руководства, но и команды компании. В определении должна быть четко обозначена точка В (стратегический горизонт), к которой стремиться компания из текущего состояния — точка А (как в детстве из школы: из точки А в точку В вышел…). И координаты этой тВ должны быть обозначены и экономический механизм взаимосвязанности этих координат также должен работать. Стоимость компании (или СК рост собственного капитала), маржинальность различных уровней, требуемый объем инвестиций по периодам, мощности производственного ресурса, динамика дохода тестового работника и т д. Поскольку это бизнес-стратегия, то должны в ней присутствовать бизнес-направления (СОБ, СБЕ, ТРГ), стратегия успеха которых описывается при помощи ССП — как совокупность взаимосвязанных КФУ, обеспечивающих целевую маржинальность бизнес-направления. И это всего лишь ГИРПОТЕЗА!
Таким образом, стратегия — это определение стратегической цели компании (стратегический ориентир, тВ) и формирование гипотезы по ее достижению (совокупность бизнес-направлений)
Все так и есть! Не добавить, не убавить 🙂
Спасибо Александр, насладилась прочитанным.