Среда, 1 октября, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Целевое управление

Системный подход к обучению сотрудников

Александр Кочнев Александр Кочнев
30.09.2025
в рубрике Целевое управление
0
Системный подход к обучению сотрудников
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
11
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Содержание

Обучение – это не расходы, а инвестиции

Многие руководители избегают вкладываться в обучение сотрудников, считая это ненужными затратами. Аргументов обычно три:

  • Экономия денег. «Обучение слишком дорого».
  • Риск ухода специалистов. «Мы обучим, а они уйдут к конкурентам».
  • Неясность методов обучение. «Мы не знаем, чему и как правильно учить».

Но такое мышление — стратегическая ошибка. Обучение сотрудников — это инвестиции в актив, который имеет практически мгновенную отдачу. В отличие от других вложений, эффект заметен уже на следующий день: обученный менеджер продаёт больше, рабочий снижает брак, инженер находит оптимальные решения.

Почему сотрудники уходят после обучения

Действительно, квалифицированный сотрудник становится более ценным на рынке. Но причина его возможного ухода не в обучении, а в неумении работодателя удерживать ценных специалистов. Люди остаются там, где чувствуют признание, перспективы, совпадение целей и ценностей. Если компания способна создать среду, благоприятную для развития и самореализации людей, она будет притягивать к себе лучших специалистов.

Принципиальное отличие обучения руководителей и сотрудников

Часто наблюдаемая практика: сотрудников направляют обучаться на курсах по управлению проектами, финансовой грамотности или описанию бизнес-процессов. После такого обучения сотрудники приходят в компанию и не видят возможности применить свои знания, потому что корпоративная среда не готова принять новые подходы. Обученные специалисты говорят на языке, не понятном их коллегам и начальникам, которые не прошли соответствующего обучения.

Такое обучение – «деньги на ветер». Более того, оно вредно, поскольку специалисты, повысившие квалификацию и не нашедшие возможности применить на практике свои знания, рано или поздно покинут компанию. Это действительно, тот случай, когда обучение может стимулировать отток сотрудников. Поэтому в корпоративном обучении важно следовать принципу: «Сначала обучаем руководителей, потом обучаем сотрудников».

  • Руководителей нужно обучать строить управленческие системы: систему управления проектами, систему финансового учета, систему управления бизнес-процессами и т.д.
  • Когда же система построена, хотя бы на уровне концепции, запускается обучение сотрудников, которых нужно научить работать в корпоративной системе.

В этом случае сотрудники учатся не общим подходам, которые применяются, к примеру, в управлении проектами (это обширная область знаний), а осваивают именно те методы и инструменты, которые действуют в «нашей» компании, в «наших» проектах. Польза от такого обучения прямая и непосредственная, это обучение, которое вливается «в кровь бизнеса».  

Подчеркну еще раз важную мысль: учим руководителей создавать систему, а сотрудников – работать в системе.

Элементы системы обучения

Чтобы обучение стало реальным инструментом развития компании, оно должно быть встроено в систему управления компании. Обучение включает 7 ключевых элементов.

1. Определение целей

У каждой программы обучения должна быть чёткая бизнес-цель и метрики, по которым можно оценить эффект обучения. Это не «повышение квалификации вообще», а конкретный результат:

  • для менеджеров по продажам — рост выручки, повышение конверсии сделок, увеличение клиентской лояльности;
  • для производственного персонала — снижение брака, рост производительности, сокращение простоев;
  • для службы сервиса — повышение удовлетворённости клиентов, уменьшение количества рекламаций.

Почему это важно: в отсутствие целей обучение превращается в «развлечение за счёт компании» и воспринимается как расходы. Цели превращают его в инвестиции.

2. Сегментация сотрудников

Нельзя всех учить одинаково. Для каждой должности нужно описать профиль компетенций: знания, навыки, опыт.

  • Менеджеры по продажам: техника продаж, знание продукта, знание внутренних процессов компании, понимание процессов клиента.
  • Инженеры и технологи: владение профессиональными инструментами, умение работать в команде, понимание цепочки создания ценности.
  • Рабочие: навыки работы на оборудовании, знание стандартов качества, понимание места своей операции в общем процессе.

Почему это важно: только сегментация позволяет инвестировать точечно и получать результат, а не размывать усилия. В идеале у каждого сотрудника должен быть индивидуальный план развития; для этого нужна система оценки.

3. Система оценки компетенций

Без оценки невозможно понять, чему учить и оценить эффект обучения.

  • Базовый уровень оценки: наблюдение руководителей, экспресс-оценка слабых мест в знаниях и умениях сотрудников.
  • Расширенный уровень оценки: тестирование знаний, анализ KPI, оценка по модели 360 градусов.

Ключевой момент: оценка не должна быть «карающей». Это инструмент диалога сотрудника и руководителя о развитии. Результатом оценки должен стать индивидуальный план обучения специалиста: что прочитать, какие учебные курсы пройти, в каких проектах получить необходимый опыт.

Почему это важно: только измеряя, можно управлять.

4. Организационная структура обучения

Обучение не должно быть «ничьей задачей». Поручать ее отделу кадров тоже неверно. Нужен четко определенный центр ответственности за обучение.

  • В небольшой компании, численностью 50-100 человек желательно иметь менеджера по обучению или тренера;
  • В компании среднего бизнеса создается отдел обучения или учебный центр.
  • Крупные компании создают корпоративные университеты и департаменты обучения.

 В функции специалиста по обучению в малом и среднем бизнесе входят:

  • Организация оценки сотрудников;
  • Разработка методик и учебных программ;
  • Составление планов и графиков обучения;
  • Ведение базы знаний;
  • Организация внутренних и внешних тренингов.

Для проведения тренингов могут привлекаться внешние эксперты, при этом со стороны компании должен быть сформулирован конкретный запрос: какие знания и навыки должны получить сотрудники.

Превосходная практика – вовлечение руководителей компании в проведение обучения в качестве экспертов, тренеров. Руководители, обучая сотрудников, повышают собственную квалификацию, развивают лидерские качества, увеличивают свой авторитет в коллективе.

Почему это важно: без ответственного лица система обучения неизбежно скатывается в хаотичные «разовые акции», без какой-либо системы и видимых результатов.

5. Методы и форматы обучения

Разнообразие инструментов даёт лучший эффект:

  • Тренинги и семинары — внешний или внутренний эксперт обучает группу.
  • Разбор кейсов — анализ успешных и неудачных ситуаций из практики компании.
  • Наставничество — опытные сотрудники помогают новичкам, получая за это признание и бонусы.
  • Коучинг — индивидуальная работа с конкретными слабостями сотрудника.
  • Обучение в процессе работы — «разбор полётов» после проектов, анализ рабочих ситуаций, межфункциональные сессии между подразделениями.

Почему важно: люди лучше всего учатся на практике и в контексте своей работы.

6. База знаний

Все накопленные методики, инструкции, регламенты, кейсы, видео и шаблоны должны сохраняться и быть доступными. Для этого полезно использовать корпоративную LMS (Learning Management System).

Почему это важно: знания отдельных специалистов становятся корпоративным знанием, когда они содержатся в системе и передаются посредством непрерывного обучения.

7. Система оценки результатов

Важно измерять эффект от обучения на трёх уровнях:

  • Обратная связь сотрудников. Насколько полезным они считают обучение.
  • Оценка руководителей. Как полученные знания отразились на работе сотрудников.
  • Бизнес-результаты. Как обучение сказалось на ключевых показателях (продажи, качество, производительность).

Почему это важно: только цифры и факты убеждают собственника компании, что обучение действительно является эффективной инвестицией.

В совокупности эти элементы превращают обучение из хаотичных мероприятий в системный процесс, встроенный в стратегию компании.

Обучение через процессы и проекты

Классические тренинги и семинары полезны, но их эффект часто ограничен:

  • Знания, полученные в аудитории, теряются: через 6 месяцев после семинара, участники помнят 10-20% изученного материала.
  • Попытки применения теоретических знаний на практике часто сталкиваются с затруднениями, которые не удается преодолеть.

Обучение становится мощным инструментом, когда оно встроено в рабочие процессы и проекты компании. Знания и навыки, которые специалист получил в ходе выполнения практических задач, остаются с ним навсегда: однажды научившись кататься на велосипеде, невозможно разучиться.

1. Обучение в ходе проектов изменений

Каждый проект внутри компании — это не только инструмент преобразований, но и площадка для обучения сотрудников.

  • Совместное участие. В проектных командах работают топ-менеджеры, специалисты и линейные сотрудники. Это позволяет людям учиться у руководителей и коллег «на ходу».
  • Передача знаний. Руководители объясняют принципы и методы, сотрудники видят их применение на практике.
  • Эффект вовлечения. Сотрудники чувствуют свою причастность к изменениям, что снижает сопротивление и формирует культуру развития.

Пример: при внедрении системы управления проектами сначала обучают топ-менеджеров принципам, а затем вовлекают сотрудников в работу над проектами. Таким образом они не просто «слышат», как должно быть, а сразу осваивают новые методы в действии.

2. Разбор проектов («разбор полётов»)

После завершения проекта важно не просто зафиксировать результат, но и провести анализ полученного опыта:

  • Какие цели были поставлены;
  • Что удалось достичь;
  • Какие риски подтвердились, а какие появились новые;
  • Какие процессы мешали, а какие помогали;
  • Что нужно изменить в организации, чтобы в будущем работать эффективнее.

Такой разбор превращает каждый проект в учебное мероприятие для всей компании. Ошибки и успехи становятся материалом для накопления корпоративной базы знаний.

3. Обучение в ежедневных процессах

Процессы компании — это регулярно действующая школа для сотрудников. Главное — правильно встроить обучение в рабочую «рутину»:

  • Анализ конкретных ситуаций. Руководитель еженедельно выделяет время для обсуждения с сотрудниками их рабочих кейсов (например, продажа клиенту, выполнение заказа, устранение брака).
  • Микроразборы. Вместе разбираются ошибки, варианты действий, сильные стороны и зоны роста.
  • Имитация ситуаций. Разыгрываются сцены работы с клиентом или производственные задачи. Это помогает заранее подготовить сотрудника к сложным ситуациям.

Пример: руководитель отдела продаж еженедельно анализирует звонки и встречи менеджеров. Вместе обсуждаются способы обработки возражений и формирования уникальных предложений для клиентов.

4. Межфункциональные сессии

Часто проблемы возникают «на стыке» подразделений. Чтобы обучать сотрудников эффективному взаимодействию, полезно проводить регулярные межфункциональные встречи:

  • Выявляются узкие места в «сквозных» процессах;
  • Сотрудники учатся договариваться и находить совместные решения;
  • Формируется культура командной работы «сквозь» внутренние барьеры.

5. Улучшение процессов как инструмент обучения

Один из самых сильных способов обучения — вовлекать сотрудников в совершенствование их собственных процессов.

  • Сотрудник учится видеть узкие места, анализировать причины проблем.
  • Команда вырабатывает решения и реализует их.
  • Полученный опыт фиксируется и становится частью базы знаний.

Этот подход превращает даже рутинную работу в творческий процесс: сотрудники видят, что их идеи реально меняют компанию.

Таким образом, обучение «на рабочем месте» — это ежедневный естественный процесс, а не разовое мероприятие. Оно обеспечивает:

  • Повышение компетенций специалистов.
  • Формирование культуры постоянного улучшения.
  • Накопление корпоративного опыта.
  • Рост вовлеченности сотрудников.
  • Непрерывное повышение эффективности бизнеса.

Результаты и окупаемость

Пример из практики: собственник производственной компании создал отдел обучения, в котором работали пять тренеров, обучающих менеджеров по продажам. Его инвестиции на содержание отдела в течение года составили около 10 млн рублей. За год продажи выросли на 1,5 млрд рублей; на рост оказали влияние ряд факторов, однако среди них удалось выделить эффект обучения. Когда провели анализ результатов каждого менеджера, выяснилось, что те из них, кто прошли обучение и успешно сдали экзамены, имеют результаты в среднем выше на 20% по сравнению с теми, кто не обучался или не усвоил материал. Таким образом, компания получила дополнительный доход за счет обучения около 300 млн. рублей. 30-кратная отдача на инвестиции!

1. Почему важно считать окупаемость

Собственники часто воспринимают обучение как «доброе дело», но не как инструмент роста бизнеса. Из-за этого обучение ставится на второстепенные роли или вовсе игнорируется. На самом деле это инвестиция, и её эффективность можно измерять так же, как эффективность любых бизнес-вложений.

Главное правило: если обучение не приводит к изменениям в результатах компании, оно организовано неправильно.

2. Уровни оценки результатов обучения

Эффект обучения можно измерять на трёх уровнях:

1.Реакция сотрудников. Инструменты: анкеты обратной связи, интервью.

      • Насколько полезным они считают обучение?
      • Насколько применимы полученные знания?
      • Получили ли они мотивацию использовать новое в работе?

      2. Поведение и компетенции. Инструменты: наблюдение руководителей, тестирование, оценка по KPI.

        • Изменилось ли поведение сотрудников после обучения?
        • Освоили ли они новые инструменты и навыки?

        Бизнес-результаты: как обучение отразилось на ключевых показателях? Инструменты: сравнение динамики до и после обучения, контрольные группы.

        • Рост продаж.
        • Снижение брака и издержек.
        • Повышение производительности.
        • Улучшение клиентской лояльности.

        3. Финансовая оценка: ROI обучения

        Для расчёта возврата инвестиций (ROI) используется формула:

        ROI = (Прирост дохода или экономии – Затраты на обучение) / Затраты на обучение × 100%

        В приведенном выше примере компания инвестировала 10 млн руб. в создание отдела обучения. За год продажи выросли с 3,5 до 5 млрд руб. (+1,5 млрд).

        Доля эффекта от обучения (по сравнению групп обученных и необученных сотрудников) — 20%, то есть 300 млн руб.

        ROI = (300 – 10) / 10 × 100% = 2900% (фантастический результат!)

        Более корректно в качестве дохода учитывать прирост чистой прибыли. Поэтому в данном примере сделаем предположение, что компания имеет показатель рентабельности продаж 10%. То есть, 100 рублей выручки трансформируются в 10 рублей чистой прибыли.

        Тогда 300 млн. выручки трансформируются в 30 млн. чистой прибыли. Применяя приведенную выше формулу, получим ROI = 200%

        Ни одна другая инвестиция в бизнес не даёт такой скорости и масштаба отдачи.

        4. Нематериальные результаты

        Не всё можно сразу посчитать в деньгах, но эти эффекты крайне важны:

        • Снижение текучести персонала (сохраняются кадры, уменьшаются затраты на найм и адаптацию).
        • Рост вовлечённости и лояльности сотрудников.
        • Укрепление корпоративной культуры.
        • Формирование базы знаний, которая служит активом компании долгие годы.

        5. Ошибки при оценке

        • Считать только затраты. Если смотреть только на расходы, обучение всегда будет «дорогим».
        • Не фиксировать исходную точку. Без данных «до» невозможно доказать эффект «после».
        • Формальные метрики. Если обучение не встроено в бизнес-процессы, то показатели роста будут иллюзией.

        6. Итог. Правильно организованная система обучения:

        • Приносит отдачу уже на следующий день (например, менеджеры продают больше сразу после обучения),
        • В долгосрочной перспективе увеличивает капитализацию компании,
        • Создаёт условия для устойчивого роста.

        Обучение — это одна из самых быстро окупаемых инвестиций, доступных бизнесу.

        Вывод

        Обучение сотрудников — это стратегическая инвестиция в развитие бизнеса. Системный подход превращает его из разрозненных курсов и тренингов в мощный инструмент роста эффективности компании. И самое главное — эффект наступает не «когда-нибудь», а сразу.

        О том, как провести трансформацию компании и вывести ее на качественно новый уровень достижений, смотрите мастер-класс: “От ручного управления к бизнес-системе”.

        Если у вас есть вопросы, пишите info@iteam.ru и +79091585757 (WhatsApp) — мы постараемся подробно ответить.

        Автор: Александр Кочнев

        Предыдущий

        Системный подход к обучению сотрудников

        Похожие Статьи

        Определение приоритетных проблем компании
        Целевое управление

        Определение приоритетных проблем компании

        20.09.2025
        Совещания без потерь: как превратить встречи в инструмент роста бизнеса
        Целевое управление

        Совещания без потерь: как превратить встречи в инструмент роста бизнеса

        10.09.2025
        Как пополняется портфель проектов
        Целевое управление

        Как пополняется портфель проектов

        09.09.2025

        Добавить комментарий Отменить ответ

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

        Рубрики

        • Дайджесты
        • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
        • Бизнес-процессы
        • Корпоративная культура
        • Маркетинг и продажи
        • Мотивация сотрудников
        • Обучение руководителей
        • Организационная структура
        • Планирование
        • Стратегия
        • Управление знаниями
        • Управление изменениями
        • Управление качеством
        • Управление персоналом
        • Управление финансами
        • Целевое управление

        Авторы

        • Александр Кочнев (666)
        • Александр Науменко (4)
        • Андрей Бурков (12)
        • Вячеслав Григорович (6)
        • Дарья Силенок (3)
        • Дмитрий Корнилин (51)
        • Дмитрий Наконечный (7)
        • Марина Богомягкова (1)
        • Марина Ступакова (23)
        • Ольга Андреева (20)

        Новые статьи

        Системный подход к обучению сотрудников

        Системный подход к обучению сотрудников

        30.09.2025
        Системный подход к обучению сотрудников

        Системный подход к обучению сотрудников

        25.09.2025
        Диагностика и решения: пошаговый алгоритм развития компании

        Диагностика и решения: пошаговый алгоритм развития компании

        24.09.2025
        Как построить процессно-ориентированную организационную структуру

        Как построить процессно-ориентированную организационную структуру

        23.09.2025

        Метки

        Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
        ×
        Статьи iTeam

        Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

        Рубрики

        • Бизнес-процессы
        • Корпоративная культура
        • Маркетинг и продажи
        • Мотивация сотрудников
        • Обучение руководителей
        • Организационная структура
        • Планирование
        • Стратегия
        • Управление знаниями
        • Управление изменениями
        • Управление качеством
        • Управление персоналом
        • Управление финансами
        • Целевое управление
        • Статьи
        • Мастер-классы
        • Мастер-проекты
        • Услуги
        • Проекты
        • Отзывы
        • Контакты

        © 2002 - 2023 iTeam

        No Result
        View All Result
        • Статьи
        • Мастер-классы
        • Мастер-проекты
        • Услуги
        • Проекты
        • Отзывы
        • Контакты

        © 2002 - 2023 iTeam

        ТОЛЬКО ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОБСТВЕННИКОВ
        30 МИНУТ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНЯТ ВАШУ КОМПАНИЮ
        Быстрая управленческая диагностика от экспертов iTeam
        🎯 Без воды, без продаж

        Записаться на бесплатный разбор


        План разработки стратегии компании
        Вам подарок!
        КНИГА «План разработки стратегии компании»!





        Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
        Вам подарок!
        Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!




        Подпишитесь прямо сейчас!