Содержание
Обучение – это не расходы, а инвестиции
Многие руководители избегают вкладываться в обучение сотрудников, считая это ненужными затратами. Аргументов обычно три:
- Экономия денег. «Обучение слишком дорого».
- Риск ухода специалистов. «Мы обучим, а они уйдут к конкурентам».
- Неясность методов обучение. «Мы не знаем, чему и как правильно учить».
Но такое мышление — стратегическая ошибка. Обучение сотрудников — это инвестиции в актив, который имеет практически мгновенную отдачу. В отличие от других вложений, эффект заметен уже на следующий день: обученный менеджер продаёт больше, рабочий снижает брак, инженер находит оптимальные решения.
Почему сотрудники уходят после обучения
Действительно, квалифицированный сотрудник становится более ценным на рынке. Но причина его возможного ухода не в обучении, а в неумении работодателя удерживать ценных специалистов. Люди остаются там, где чувствуют признание, перспективы, совпадение целей и ценностей. Если компания способна создать среду, благоприятную для развития и самореализации людей, она будет притягивать к себе лучших специалистов.
Принципиальное отличие обучения руководителей и сотрудников
Часто наблюдаемая практика: сотрудников направляют обучаться на курсах по управлению проектами, финансовой грамотности или описанию бизнес-процессов. После такого обучения сотрудники приходят в компанию и не видят возможности применить свои знания, потому что корпоративная среда не готова принять новые подходы. Обученные специалисты говорят на языке, не понятном их коллегам и начальникам, которые не прошли соответствующего обучения.
Такое обучение – «деньги на ветер». Более того, оно вредно, поскольку специалисты, повысившие квалификацию и не нашедшие возможности применить на практике свои знания, рано или поздно покинут компанию. Это действительно, тот случай, когда обучение может стимулировать отток сотрудников. Поэтому в корпоративном обучении важно следовать принципу: «Сначала обучаем руководителей, потом обучаем сотрудников».
- Руководителей нужно обучать строить управленческие системы: систему управления проектами, систему финансового учета, систему управления бизнес-процессами и т.д.
- Когда же система построена, хотя бы на уровне концепции, запускается обучение сотрудников, которых нужно научить работать в корпоративной системе.
В этом случае сотрудники учатся не общим подходам, которые применяются, к примеру, в управлении проектами (это обширная область знаний), а осваивают именно те методы и инструменты, которые действуют в «нашей» компании, в «наших» проектах. Польза от такого обучения прямая и непосредственная, это обучение, которое вливается «в кровь бизнеса».
Подчеркну еще раз важную мысль: учим руководителей создавать систему, а сотрудников – работать в системе.
Элементы системы обучения
Чтобы обучение стало реальным инструментом развития компании, оно должно быть встроено в систему управления компании. Обучение включает 7 ключевых элементов.
1. Определение целей
У каждой программы обучения должна быть чёткая бизнес-цель и метрики, по которым можно оценить эффект обучения. Это не «повышение квалификации вообще», а конкретный результат:
- для менеджеров по продажам — рост выручки, повышение конверсии сделок, увеличение клиентской лояльности;
- для производственного персонала — снижение брака, рост производительности, сокращение простоев;
- для службы сервиса — повышение удовлетворённости клиентов, уменьшение количества рекламаций.
Почему это важно: в отсутствие целей обучение превращается в «развлечение за счёт компании» и воспринимается как расходы. Цели превращают его в инвестиции.
2. Сегментация сотрудников
Нельзя всех учить одинаково. Для каждой должности нужно описать профиль компетенций: знания, навыки, опыт.
- Менеджеры по продажам: техника продаж, знание продукта, знание внутренних процессов компании, понимание процессов клиента.
- Инженеры и технологи: владение профессиональными инструментами, умение работать в команде, понимание цепочки создания ценности.
- Рабочие: навыки работы на оборудовании, знание стандартов качества, понимание места своей операции в общем процессе.
Почему это важно: только сегментация позволяет инвестировать точечно и получать результат, а не размывать усилия. В идеале у каждого сотрудника должен быть индивидуальный план развития; для этого нужна система оценки.
3. Система оценки компетенций
Без оценки невозможно понять, чему учить и оценить эффект обучения.
- Базовый уровень оценки: наблюдение руководителей, экспресс-оценка слабых мест в знаниях и умениях сотрудников.
- Расширенный уровень оценки: тестирование знаний, анализ KPI, оценка по модели 360 градусов.
Ключевой момент: оценка не должна быть «карающей». Это инструмент диалога сотрудника и руководителя о развитии. Результатом оценки должен стать индивидуальный план обучения специалиста: что прочитать, какие учебные курсы пройти, в каких проектах получить необходимый опыт.
Почему это важно: только измеряя, можно управлять.
4. Организационная структура обучения
Обучение не должно быть «ничьей задачей». Поручать ее отделу кадров тоже неверно. Нужен четко определенный центр ответственности за обучение.
- В небольшой компании, численностью 50-100 человек желательно иметь менеджера по обучению или тренера;
- В компании среднего бизнеса создается отдел обучения или учебный центр.
- Крупные компании создают корпоративные университеты и департаменты обучения.
В функции специалиста по обучению в малом и среднем бизнесе входят:
- Организация оценки сотрудников;
- Разработка методик и учебных программ;
- Составление планов и графиков обучения;
- Ведение базы знаний;
- Организация внутренних и внешних тренингов.
Для проведения тренингов могут привлекаться внешние эксперты, при этом со стороны компании должен быть сформулирован конкретный запрос: какие знания и навыки должны получить сотрудники.
Превосходная практика – вовлечение руководителей компании в проведение обучения в качестве экспертов, тренеров. Руководители, обучая сотрудников, повышают собственную квалификацию, развивают лидерские качества, увеличивают свой авторитет в коллективе.
Почему это важно: без ответственного лица система обучения неизбежно скатывается в хаотичные «разовые акции», без какой-либо системы и видимых результатов.
5. Методы и форматы обучения
Разнообразие инструментов даёт лучший эффект:
- Тренинги и семинары — внешний или внутренний эксперт обучает группу.
- Разбор кейсов — анализ успешных и неудачных ситуаций из практики компании.
- Наставничество — опытные сотрудники помогают новичкам, получая за это признание и бонусы.
- Коучинг — индивидуальная работа с конкретными слабостями сотрудника.
- Обучение в процессе работы — «разбор полётов» после проектов, анализ рабочих ситуаций, межфункциональные сессии между подразделениями.
Почему важно: люди лучше всего учатся на практике и в контексте своей работы.
6. База знаний
Все накопленные методики, инструкции, регламенты, кейсы, видео и шаблоны должны сохраняться и быть доступными. Для этого полезно использовать корпоративную LMS (Learning Management System).
Почему это важно: знания отдельных специалистов становятся корпоративным знанием, когда они содержатся в системе и передаются посредством непрерывного обучения.
7. Система оценки результатов
Важно измерять эффект от обучения на трёх уровнях:
- Обратная связь сотрудников. Насколько полезным они считают обучение.
- Оценка руководителей. Как полученные знания отразились на работе сотрудников.
- Бизнес-результаты. Как обучение сказалось на ключевых показателях (продажи, качество, производительность).
Почему это важно: только цифры и факты убеждают собственника компании, что обучение действительно является эффективной инвестицией.
В совокупности эти элементы превращают обучение из хаотичных мероприятий в системный процесс, встроенный в стратегию компании.
Обучение через процессы и проекты
Классические тренинги и семинары полезны, но их эффект часто ограничен:
- Знания, полученные в аудитории, теряются: через 6 месяцев после семинара, участники помнят 10-20% изученного материала.
- Попытки применения теоретических знаний на практике часто сталкиваются с затруднениями, которые не удается преодолеть.
Обучение становится мощным инструментом, когда оно встроено в рабочие процессы и проекты компании. Знания и навыки, которые специалист получил в ходе выполнения практических задач, остаются с ним навсегда: однажды научившись кататься на велосипеде, невозможно разучиться.
1. Обучение в ходе проектов изменений
Каждый проект внутри компании — это не только инструмент преобразований, но и площадка для обучения сотрудников.
- Совместное участие. В проектных командах работают топ-менеджеры, специалисты и линейные сотрудники. Это позволяет людям учиться у руководителей и коллег «на ходу».
- Передача знаний. Руководители объясняют принципы и методы, сотрудники видят их применение на практике.
- Эффект вовлечения. Сотрудники чувствуют свою причастность к изменениям, что снижает сопротивление и формирует культуру развития.
Пример: при внедрении системы управления проектами сначала обучают топ-менеджеров принципам, а затем вовлекают сотрудников в работу над проектами. Таким образом они не просто «слышат», как должно быть, а сразу осваивают новые методы в действии.
2. Разбор проектов («разбор полётов»)
После завершения проекта важно не просто зафиксировать результат, но и провести анализ полученного опыта:
- Какие цели были поставлены;
- Что удалось достичь;
- Какие риски подтвердились, а какие появились новые;
- Какие процессы мешали, а какие помогали;
- Что нужно изменить в организации, чтобы в будущем работать эффективнее.
Такой разбор превращает каждый проект в учебное мероприятие для всей компании. Ошибки и успехи становятся материалом для накопления корпоративной базы знаний.
3. Обучение в ежедневных процессах
Процессы компании — это регулярно действующая школа для сотрудников. Главное — правильно встроить обучение в рабочую «рутину»:
- Анализ конкретных ситуаций. Руководитель еженедельно выделяет время для обсуждения с сотрудниками их рабочих кейсов (например, продажа клиенту, выполнение заказа, устранение брака).
- Микроразборы. Вместе разбираются ошибки, варианты действий, сильные стороны и зоны роста.
- Имитация ситуаций. Разыгрываются сцены работы с клиентом или производственные задачи. Это помогает заранее подготовить сотрудника к сложным ситуациям.
Пример: руководитель отдела продаж еженедельно анализирует звонки и встречи менеджеров. Вместе обсуждаются способы обработки возражений и формирования уникальных предложений для клиентов.
4. Межфункциональные сессии
Часто проблемы возникают «на стыке» подразделений. Чтобы обучать сотрудников эффективному взаимодействию, полезно проводить регулярные межфункциональные встречи:
- Выявляются узкие места в «сквозных» процессах;
- Сотрудники учатся договариваться и находить совместные решения;
- Формируется культура командной работы «сквозь» внутренние барьеры.
5. Улучшение процессов как инструмент обучения
Один из самых сильных способов обучения — вовлекать сотрудников в совершенствование их собственных процессов.
- Сотрудник учится видеть узкие места, анализировать причины проблем.
- Команда вырабатывает решения и реализует их.
- Полученный опыт фиксируется и становится частью базы знаний.
Этот подход превращает даже рутинную работу в творческий процесс: сотрудники видят, что их идеи реально меняют компанию.
Таким образом, обучение «на рабочем месте» — это ежедневный естественный процесс, а не разовое мероприятие. Оно обеспечивает:
- Повышение компетенций специалистов.
- Формирование культуры постоянного улучшения.
- Накопление корпоративного опыта.
- Рост вовлеченности сотрудников.
- Непрерывное повышение эффективности бизнеса.
Результаты и окупаемость
Пример из практики: собственник производственной компании создал отдел обучения, в котором работали пять тренеров, обучающих менеджеров по продажам. Его инвестиции на содержание отдела в течение года составили около 10 млн рублей. За год продажи выросли на 1,5 млрд рублей; на рост оказали влияние ряд факторов, однако среди них удалось выделить эффект обучения. Когда провели анализ результатов каждого менеджера, выяснилось, что те из них, кто прошли обучение и успешно сдали экзамены, имеют результаты в среднем выше на 20% по сравнению с теми, кто не обучался или не усвоил материал. Таким образом, компания получила дополнительный доход за счет обучения около 300 млн. рублей. 30-кратная отдача на инвестиции!
1. Почему важно считать окупаемость
Собственники часто воспринимают обучение как «доброе дело», но не как инструмент роста бизнеса. Из-за этого обучение ставится на второстепенные роли или вовсе игнорируется. На самом деле это инвестиция, и её эффективность можно измерять так же, как эффективность любых бизнес-вложений.
Главное правило: если обучение не приводит к изменениям в результатах компании, оно организовано неправильно.
2. Уровни оценки результатов обучения
Эффект обучения можно измерять на трёх уровнях:
1.Реакция сотрудников. Инструменты: анкеты обратной связи, интервью.
- Насколько полезным они считают обучение?
- Насколько применимы полученные знания?
- Получили ли они мотивацию использовать новое в работе?
2. Поведение и компетенции. Инструменты: наблюдение руководителей, тестирование, оценка по KPI.
- Изменилось ли поведение сотрудников после обучения?
- Освоили ли они новые инструменты и навыки?
Бизнес-результаты: как обучение отразилось на ключевых показателях? Инструменты: сравнение динамики до и после обучения, контрольные группы.
- Рост продаж.
- Снижение брака и издержек.
- Повышение производительности.
- Улучшение клиентской лояльности.
3. Финансовая оценка: ROI обучения
Для расчёта возврата инвестиций (ROI) используется формула:
ROI = (Прирост дохода или экономии – Затраты на обучение) / Затраты на обучение × 100%
В приведенном выше примере компания инвестировала 10 млн руб. в создание отдела обучения. За год продажи выросли с 3,5 до 5 млрд руб. (+1,5 млрд).
Доля эффекта от обучения (по сравнению групп обученных и необученных сотрудников) — 20%, то есть 300 млн руб.
ROI = (300 – 10) / 10 × 100% = 2900% (фантастический результат!)
Более корректно в качестве дохода учитывать прирост чистой прибыли. Поэтому в данном примере сделаем предположение, что компания имеет показатель рентабельности продаж 10%. То есть, 100 рублей выручки трансформируются в 10 рублей чистой прибыли.
Тогда 300 млн. выручки трансформируются в 30 млн. чистой прибыли. Применяя приведенную выше формулу, получим ROI = 200%
Ни одна другая инвестиция в бизнес не даёт такой скорости и масштаба отдачи.
4. Нематериальные результаты
Не всё можно сразу посчитать в деньгах, но эти эффекты крайне важны:
- Снижение текучести персонала (сохраняются кадры, уменьшаются затраты на найм и адаптацию).
- Рост вовлечённости и лояльности сотрудников.
- Укрепление корпоративной культуры.
- Формирование базы знаний, которая служит активом компании долгие годы.
5. Ошибки при оценке
- Считать только затраты. Если смотреть только на расходы, обучение всегда будет «дорогим».
- Не фиксировать исходную точку. Без данных «до» невозможно доказать эффект «после».
- Формальные метрики. Если обучение не встроено в бизнес-процессы, то показатели роста будут иллюзией.
6. Итог. Правильно организованная система обучения:
- Приносит отдачу уже на следующий день (например, менеджеры продают больше сразу после обучения),
- В долгосрочной перспективе увеличивает капитализацию компании,
- Создаёт условия для устойчивого роста.
Обучение — это одна из самых быстро окупаемых инвестиций, доступных бизнесу.
Вывод
Обучение сотрудников — это стратегическая инвестиция в развитие бизнеса. Системный подход превращает его из разрозненных курсов и тренингов в мощный инструмент роста эффективности компании. И самое главное — эффект наступает не «когда-нибудь», а сразу.
О том, как провести трансформацию компании и вывести ее на качественно новый уровень достижений, смотрите мастер-класс: “От ручного управления к бизнес-системе”.
Если у вас есть вопросы, пишите info@iteam.ru и +79091585757 (WhatsApp) — мы постараемся подробно ответить.
Автор: Александр Кочнев