Содержание
Марк Цукерберг водит новых сотрудников на прогулку в горы, чтобы вдохновить их философией Facebook, а Google тратит миллионы на уютную атмосферу в офисе. На что вы готовы ради создания корпоративной культуры? Мы расскажем, как использовать опыт бизнес-гигантов в малом бизнесе. Готовьтесь к переменам!
Где искать идеи корпоративной культуры?
Когда американская энергетическая компания Chevron обустраивает на своих рабочих местах фитнес-центры и поощряет здоровый образ жизни сотрудников — это создание корпоративной культуры. Когда директор завода Михаил Петрович предлагает выпивать с ним после работы в пятницу, а нежелающих лишает своей лояльности — это даже близко не оно.
Корпоративная культура — это комплекс ценностей, идей и норм, которые приняты в рабочем коллективе. Это поведение сотрудников, которое складывается годами и передается от старших членов команды младшим. Но это не свод жестких правил, ведь насильно навязать ценности и идеи невозможно. Построить корпоративную культуру — значит создать среду, в которой коллегам будет проще проникнуться общим корпоративным духом.
Если вы не знаете, когда заняться вопросом развития корпоративной культуры, мы ответим: чем раньше, тем лучше. Развитая корпоративная культура помогает развиваться бизнесу, повышает его статус в глазах партнеров. И это не говоря о том, что она сплачивает коллектив и привлекает в штат новых активных сотрудников.
Как это сделать? Проще всего — с помощью «сближающих» мероприятий.
Но ведь корпоративы — это банально, скажете вы. Да, если всегда делать одно и то же: например, каждый новый год отмечать на турбазе с шашлыками. Конечно, можно было бы сделать что-то интересное, вдохновившись опытом зарубежных корпораций, но для этого нужно слишком много денег… Ан-нет! Мы нашли способ, как адаптировать под малый бизнес опыт создания корпоративной культуры на предприятиях мирового уровня.
Салатный клуб вместо кейтеринга
Многие компании, включая Facebook и Google, организуют корпоративные столовые, чтобы сотрудники могли пообщаться во время обеда, не покидая здание. Плюс, это удобнее, чем брать еду из дома или идти в соседнее кафе.
Но это дорогое удовольствие, потому некоторые компании практикуют «сборный обед». Каждый сотрудник приносит не готовое блюдо, а какой-то один ингредиент: например, овощи или мясо. Получается импровизированный шведский стол, и каждый может собрать свое блюдо из свежей зелени, курицы, помидоров и т.д. Это называют «салатным клубом».
В чем плюсы для работодателя?
Можно учесть интересы сотрудников, которые придерживаются определенной диеты (в корпоративной столовой приходилось бы составлять для них отдельное меню, а это — дополнительные расходы), развить привычку к здоровому питанию и побудить к общению, ведь обсуждение рецептов и редких продуктов может и до дружбы довести.
Познавательные обеды вместо дорогостоящих коучей
Крупные компании инвестируют огромные средства в обучение персонала: приглашенные бизнес-тренеры, участие в конференциях, тренинги от лучших экспертов отрасли. Как быть, если бюджет ограничен, да и сотрудников не так много? Попробуйте наладить серию бизнес-ланчей, где сотрудники будут делиться своим опытом друг с другом.
Тут можно обсуждать как шлифовку деталей, так и создание продающей презентации в PowerPoint. Темы можно выбрать и повеселее — например, как делать крутые фото или красиво украсить торт. Подобные мероприятия позволяют обмениваться опытом и узнавать друг друга поближе. Кто знает, вдруг ваш коллега профи в рисовании карикатур или отлично делает суши?
Не салатным клубом единым: офисный хор и свидания вслепую
Квесты в реальности, лазертаг и даже корпоративный отдых на тропических островах — это дорогостоящий тимбилдинг для бизнес-гигантов. Вы же можете поощрять среди сотрудников создание тематических клубов по интересам: офисный хор способствует улучшению душевного равновесия, а обсуждение книжных новинок — общению в неформальной обстановке.
Если штат вашего предприятия быстро растет и не все сотрудники знакомы друг с другом, то возьмите на вооружение интересную фишку от компании Freshbooks. Там для сотрудников из разных подразделений организуют «свидания вслепую», на которых они обмениваются идеями. Эффективное сотрудничество и укрепление внутрикорпоративных связей обеспечено!
Йога в переговорке вместо офисного фитнес-центра
Работодатели знают, что иметь хорошую физическую форму — значит, быть более продуктивным. Крупные компании вроде Chevron или Intel вкладывают деньги в создание фитнес-центров прямо в офисных зданиях, а штаб-квартира Clif Bar в Калифорнии даже оснащена танцевальной студией, тренажерным залом и стеной для скалолазания.
Но не обязательно тратить столько денег, чтобы сотрудники оставались в форме. Спросите у них, каковы их интересы и организуйте такую активность, которая близка им. Например, пешие прогулки повышают рабочий настрой и усиливает творческий потенциал. Дартс на стене офиса поможет устроить пятиминутки спорта, а совместные занятия йогой со специально приглашенным учителем вообще жизненно необходимы для людей с сидячей работой.
Массаж по случаю вместо затратной инфраструктуры
Силиконовая Долина славится сверхудобным обустройством офисов: штатные массажисты, банкоматы тут и там и другие прелести, а в штаб-квартире Facebook в Менло-Парке есть еще и химчистка. Такие удобства позволяют работникам меньше отвлекаться на бытовые вопросы и лучше сосредоточиться на своей работе.
Возможно, штатная единица массажиста вам не по карману, но заказать spa-процедуры для сотрудников в качестве награды за успешное завершение квартала можно. Это обойдется в 1000-1500 рублей на человека, а так как компания небольшая, то и расходы выйдут вполне приемлемые. Тем более, снятие стресса и поднятие боевого духа позже окупятся.
Какой бы вариант вы ни выбрали, помните, что создание корпоративной культуры должно следовать 3 главным правилам:
1. Свобода. Сотрудники не должны чувствовать, что их загоняют в рамки. Чем они свободнее, тем вернее они будут следовать ценностям компании.
2. Справедливость. Корпоративная культура должна подчеркивать равенство свобод сотрудников.
3. Соответствие духовным ценностям. Правила корпоративной культуры не должны вызывать у сотрудников внутренний конфликт с духовными ценностями.
Главный совет, как построить корпоративную культуру — прислушивайтесь к мнению работников. Если вашу команду больше воодушевляют занятия спортом, чем заседание книжного клуба, сосредоточьте свои усилия на них. Если совместные обеды протекают лучше, чем занятия йогой, не навязывайте «собаку мордой вниз». В отличие от крупных корпораций, вам проще учитывать потребности сотрудников и создавать дружескую обстановку. Это и есть настоящая корпоративная культура. А чтобы сотрудникам было не только комфортно общаться, но и выполнять свои обязанности, лучше вовремя исключать ошибки в бизнес-процессах.
Автор: Д. Родимов
Источник: материалы сайта salesap.ru