Содержание
Планирование — ядро стратегического управления. Оно обеспечивает достижение целей организации, мотивацию и контроль, служит основой для управления командой. Внедряя стратегическое планирование, компания определяет, что делать, чтобы достичь поставленных целей.
В функции стратегического планирования входит:
- Осознание организаторской стратегии.
- Адаптация к внешней среде.
- Внутренняя координация.
- Распределение ресурсов.
Ключевые моменты стратегического управления
Стратегическое планирование состоит из нескольких этапов:
- Определение миссии и целей организации.
- Стратегический анализ.
- Выбор стратегии.
- Реализация стратегии.
- Оценка и контроль выполнения.
Определение миссии и целей организации
Философию и основную цель предприятия определяет миссия. Миссия способна рассказать о компании многое, в том числе:
- Принципы работы организации.
- Статус предприятия.
- Основные хозяйственные характеристики организации.
- Действительные намерения руководства.
Миссия направляет вектор работы в будущее. Миссия поможет сформировать ценности компании и показывает, на что направить усилия для достижения цели.
Миссия не должна зависеть от финансовых проблем и состояния предприятия на данный момент. Несмотря на то, что получение прибыли — причина существования организации, целью миссии не должна быть прибыль.
Детальное описание миссии для легкого управления и реализации процессов, называется целью.
Цель стратегического планирования характеризуется следующим:
- Четкий план действий на определенный промежуток времени.
- Конкретность и измеримость.
- Непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами.
- Адресность и контролируемость.
Когда компания определилась с миссией и целью, начинается выстраивание управления и определение политики компании.
Стратегический анализ
Стратегический или портфельный анализ — анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
Планы должны строиться на фактах, на информации о рынке, клиентах, конкурентах. Для этого нужно провести исследования. Не обязательно заказывать их стороннему маркетинговому агентству. Внутренние эксперты, ваши сотрудники — кладезь полезной информации, которую нужно собрать, обработать, проанализировать.
Анализ проводится с помощью метода построения двухмерных матриц. С помощью анализа сравниваются подразделения, продукты, производства по определенным критериям.
Три подхода стратегического анализа:
- Табличный подход.
- Координатный подход.
- Логический подход.
Стратегический анализ включает в себя оценку окружающей среды. Это необходимо для изучения текущего положения организации на рынке.
Анализ окружающей среды предполагает изучение трех составляющих:
- Внешней среды. Включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры.
- Непосредственного окружения. Анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
- Внутренней среды организации. Раскрывает возможности и потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы, организация управления, производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки, финансы фирмы, маркетинг, организационная культура.
Выбор и реализация стратегии компании
Стратегия определяет курс развития организации, определенный на долгий срок и затрагивающий все виды деятельности, формы продукции, человеческие ресурсы и положение организации на рынке.
Стратегия позволяет выбрать различные направления развития организации и определиться с лучшей альтернативой.
При таком управлении необходимо учитывать:
- Конкуренцию в данной стратегической зоне.
- Перспективы развития самой стратегической зоны.
- Технологии, которыми располагает фирма.
Стратегия приводит компанию к достижению цели. Разрабатывать стратегию можно с помощью программ и процедур, которые характеризуются средне- и краткосрочными планами реализации стратегического управления.
Анализ стратегии начинается с вопроса: “Поможет ли выбранная стратегия достигнуть цели?»
Если ответ положительный, то дальнейший анализ по следующим пунктам:
- Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения.
- Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы.
- Приемлемость риска, заложенного в стратегии.
Чтобы стратегия достигла цели, необходимо:
- Донести до сотрудников цели, стратегии и планы, чтобы достичь с их стороны понимания, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии.
- Руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок.
- В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
Оценка и контроль выполнения
Последним этапом будет оценка результатов реализации стратегии. Предыдущие этапы корректируются с помощью обратной связи.
Стратегическое планирование подразумевает динамичный процесс. Компании нужно постоянно оценивать ситуацию и определять последующий план. Для этого организация анализирует окружающую среду, в которой функционирует.
Компания ставит цель комплексно изучить возможности и угрозы внешней среды, сильные и слабые стороны организации с дальнейшей разработкой показателей компании на плановый период.
Резюмируя, стратегический план помогает понять, что компанию ждет в будущем, зная текущую ситуацию. Стратегическое планирование — это необходимое условие успеха в бизнесе.