Содержание
Если вы когда-нибудь разрабатывали бизнес-план для своей организации, то знаете, насколько трудоемкий этот процесс. Существует множество факторов, которые стоит рассмотреть и вы можете легко упустить что-то значимое. Поэтому вам может пригодиться модель бизнес-мотивации (The Business Motivation Model). Это инструмент, который поможет оптимизировать план. Одна из самых необходимых черт любого бизнес-плана — гибкость. Модель бизнес-мотивации позволит вам исследовать внешние и внутренние факторы, а затем скорректировать план соответствующим образом.
О модели
Эта модель была разработана в конце 1990-х некоммерческой консалтинговой фирмой Business Rules Group. Цель модели — помочь людям подготовить бизнес-план в упорядоченной, эффективной и хорошо организованной манере.
Говоря проще, модель поможет бизнесмену задуматься о том, зачем он создает бизнес-план, определить ключевые моменты, которые стоит включить и понять, какие факторы взаимодействуют друг с другом.
Модель состоит из четырех элементов:
- Завершение. Это то, чего вы хотите достичь при помощи своего плана. Завершение состоит из видения, целей и задач.
- Средства. Они описывают, как именно вы собираетесь достичь своих целей (завершения). Включают миссию, общую стратегию, политику и правила компании.
- Факторы влияния. Здесь вы оцениваете влияние людей и обстоятельств внутри и снаружи организации, которые могут затронуть средства и завершение.
- Оценка. Здесь вы оцениваете факторы влияния, после чего корректируете элементы завершения и средств соответствующим образом.
Рассмотрим каждый элемент подробнее.
Завершение
Вы определяете свой финальный, желаемый результат. Можете начать с этого элемента, но более эффективной может быть работа над завершением и средствами одновременно.
Видение. Начните с изложения концепции. Она должна выразить то, чего ваша компания хочет делать или чем хочет стать в долгосрочной перспективе.
Цели и задачи. В модели бизнес-мотивации цель является скорее качественной (чем количественной), общей (чем специфической) и непрерывной. Задачи должны быть достижимыми и привязанными ко времени.
Средства
Как именно вы собираетесь достичь того, что прописали на стадии завершения?
Ваша миссия. Цель миссии — определить, что должна делать компания каждый день, с утра до вечера. Это вектор, который будет вас направлять. Миссия должна содержать три элемента: действие, продукт и услуга, рынок и потребитель.
Стратегия. Она является ключевым элементом для достижения долговременного успеха. Вы можете использовать модель ADL для этого.
Директивы. Это правила и политика компании. Помните, что директивы могут нести как позитивное, так и негативное влияние. Они должны не ограничивать свободу ваших людей, а помогать им раскрывать свой потенциал и при этом оставаться осознанными относительно целей и задач.
Факторы влияния
Здесь вы должны оценить факторы влияния — людей и обстоятельств, которые могут затронуть стадии средств и завершения. Они могут быть внутренними и внешними.
Внутренние:
- Ресурсы;
- Инфраструктура;
- Организационные ценности;
- Акционеры;
- Персонал;
- Организационная культура.
Внешние:
- Технологии;
- Потребители;
- Бизнес-окружение;
- Поставщики;
- Конкуренты;
- СМИ;
- Нормативные акты и законы;
- Политика государства.
Для того, чтобы определить эти факторы, воспользуйтесь моделью PEST.
Оценка
Когда вы определили все факторы влияния, пришло время оценить каждый из них. Выясните, как именно они затрагивают стадии средств и завершения. Используйте для этого модель SWOT: перечислите все факторы, а затем спросите себя, представляют ли они силу, слабость, возможности или угрозу для вас. После этого пересмотрите стадии средств и завершения — обновите их соответствующим образом.
Автор: Г. Кшеминский
Источник: материалы сайта 4brain.ru