Воскресенье, 18 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Корпоративная культура

[Мысли вслух] Принадлежит ли компания собственнику?

Александр Кочнев Александр Кочнев
13.05.2005
в рубрике Корпоративная культура
0
Принадлежит ли компания собственнику?
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
72
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Я давно размышляю над этим вопросом, и пришел к выводу, что собственность на компанию – понятие неоднозначное. Юридически, безусловно, собственник является полноправным владельцем компании. Он может ее продать, преобразовать в другую юридическую форму, ликвидировать. С другой стороны, возможности собственника использовать компанию в своих целях весьма ограничены. Этот предмет собственности сильно отличатся от неодушевленного имущества. К примеру, автомобилем можно управлять в полном диапазоне его технических возможностей, и всегда можно точно знать, как он отреагирует на те или иные действия водителя – он абсолютно послушен воле хозяина.

Иное дело предприятие. Каждый собственник хочет видеть свою компанию четко работающей машиной, но мало кому удается приблизиться к этому состоянию, достичь же его, пожалуй, невозможно. Все «портят» люди – они непонятливы, неисполнительны, неумелы, медлительны, безынициативны … Кажется, найти бы других исполнителей, и все пойдет иначе. На самом же деле, корень проблемы в другом. У каждого человека свои цели, свои приоритеты в жизни, и они никогда не совпадают и не будут совпадать с целями собственника. Сотрудники компании могут стать единомышленниками собственника на каком-то этапе жизни, если увидят, что им «по пути» с этой организаций. Но, чтобы достичь такого единения, нужно серьезно заниматься целеполаганием … 

Подтверждение своим мыслям я нашел в книге Георгия Щедровицкого «Оргуправленческая деятельность». Этот выдающийся мыслитель мало известен практикующим менеджерам. Об этом приходится сожалеть, поскольку он, как никто другой, глубоко и точно раскрывает самую суть управленческой деятельности.

Вот что он говорит об организации. В момент своего создания организация является инструментом ее основателя, предпринимателя и служит достижению его целей. Она не имеет собственных целей и в этом качестве ничем не отличается от любого технического объекта, создаваемого человеком.

Однако, в ходе своей деятельности, она наполняется людьми, которые приходят со своими целями, ценностями, знаниями и подходами к ведению дел. Организация становится формой жизни коллектива, у нее формируются собственные цели, отличные от целей собственников. Происходит интереснейшая трансформация: созданная как искусственный объект, организация превращается в естественный объект, живущий по каким-то законам, которые необходимо познать, чтобы строить продуктивные отношения с организацией. Об управлении в прямом смысле здесь речи не идет, поскольку организация приобретает двойственную природу – как естественный и искусственный объект одновременно.

Вот эта двойственность организации остается непознанным явлением для многих собственников. Им кажется, что созданная ими компания – это инструмент зарабатывания денег для ее создателя, и только. С этих позиций они строят все отношения в компании, стремясь превратить ее в машину. Но машина не работает так, как хочется ее конструктору, потому что он не принимает во внимание, естественную природу организации, то есть интересы, цели, ценности тех людей, которые теперь не в меньшей степени, чем основатель, участвуют в формировании организации.

Я рассматриваю эту коллизию как фундаментальную проблему, ограничивающую потенциал множества российских компаний. Мы давно и настойчиво утверждаем необходимость системного подхода к управлению организациями. Представление о компании, как машине, осталось в XIX веке. Сегодня нужно рассматривать компанию как социальную систему, как форму жизни коллектива, и с этих позиций строить и преобразовывать наши организации.

Это подход составляет основу управленческой концепции Русского менеджмента, которую мы развиваем на протяжении многих лет.

Нами разработана технология внедрения Русского менеджмента – это онлайн Марафон «Бизнес как система». Присоединяйтесь, и Вы не только приобретете новое знание и понимание управленческой деятельности, но проведете реальные изменения в вашей компании, сделаете ее более управляемой, эффективной, конкурентоспособной.

Что касается вопроса, поставленного в самом начале, то ответ на него вытекает из двойственной природы организации. Компания принадлежит собственнику, как объект, созданный им для достижения своих целей, и, в то же время, не является его собственностью, как форма жизни коллектива. В первой ипостаси компанией можно непосредственно управлять, а во второй – нужно выстраивать с ней отношения, договариваться о целях, средствах их достижения и методах ведения дел.

Автор: Александр Кочнев

Метки: Корпоративное управлениеУправление
Предыдущий

Моделирование бизнеса: средства и методы

Следующий

Особенности бюджетного планирования для инвестиционно-строительных холдингов

Похожие Статьи

Трансформация корпоративной культуры: от диагностики до изменений
Корпоративная культура

Трансформация корпоративной культуры: от диагностики до изменений

21.01.2025
Корпоративная культура

Трансформация корпоративной культуры: от диагностики до изменений

15.01.2025
Трансформация корпоративной культуры: подбор сотрудников, управление ценностями и роль лидерства
Корпоративная культура

Трансформация корпоративной культуры: подбор сотрудников, управление ценностями и роль лидерства

09.01.2025
Следующий
Особенности бюджетного планирования для инвестиционно-строительных холдингов

Особенности бюджетного планирования для инвестиционно-строительных холдингов

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!