Я давно размышляю над этим вопросом, и пришел к выводу, что собственность на компанию – понятие неоднозначное. Юридически, безусловно, собственник является полноправным владельцем компании. Он может ее продать, преобразовать в другую юридическую форму, ликвидировать. С другой стороны, возможности собственника использовать компанию в своих целях весьма ограничены. Этот предмет собственности сильно отличатся от неодушевленного имущества. К примеру, автомобилем можно управлять в полном диапазоне его технических возможностей, и всегда можно точно знать, как он отреагирует на те или иные действия водителя – он абсолютно послушен воле хозяина.
Иное дело предприятие. Каждый собственник хочет видеть свою компанию четко работающей машиной, но мало кому удается приблизиться к этому состоянию, достичь же его, пожалуй, невозможно. Все «портят» люди – они непонятливы, неисполнительны, неумелы, медлительны, безынициативны … Кажется, найти бы других исполнителей, и все пойдет иначе. На самом же деле, корень проблемы в другом. У каждого человека свои цели, свои приоритеты в жизни, и они никогда не совпадают и не будут совпадать с целями собственника. Сотрудники компании могут стать единомышленниками собственника на каком-то этапе жизни, если увидят, что им «по пути» с этой организаций. Но, чтобы достичь такого единения, нужно серьезно заниматься целеполаганием …
Подтверждение своим мыслям я нашел в книге Георгия Щедровицкого «Оргуправленческая деятельность». Этот выдающийся мыслитель мало известен практикующим менеджерам. Об этом приходится сожалеть, поскольку он, как никто другой, глубоко и точно раскрывает самую суть управленческой деятельности.
Вот что он говорит об организации. В момент своего создания организация является инструментом ее основателя, предпринимателя и служит достижению его целей. Она не имеет собственных целей и в этом качестве ничем не отличается от любого технического объекта, создаваемого человеком.
Однако, в ходе своей деятельности, она наполняется людьми, которые приходят со своими целями, ценностями, знаниями и подходами к ведению дел. Организация становится формой жизни коллектива, у нее формируются собственные цели, отличные от целей собственников. Происходит интереснейшая трансформация: созданная как искусственный объект, организация превращается в естественный объект, живущий по каким-то законам, которые необходимо познать, чтобы строить продуктивные отношения с организацией. Об управлении в прямом смысле здесь речи не идет, поскольку организация приобретает двойственную природу – как естественный и искусственный объект одновременно.
Вот эта двойственность организации остается непознанным явлением для многих собственников. Им кажется, что созданная ими компания – это инструмент зарабатывания денег для ее создателя, и только. С этих позиций они строят все отношения в компании, стремясь превратить ее в машину. Но машина не работает так, как хочется ее конструктору, потому что он не принимает во внимание, естественную природу организации, то есть интересы, цели, ценности тех людей, которые теперь не в меньшей степени, чем основатель, участвуют в формировании организации.
Я рассматриваю эту коллизию как фундаментальную проблему, ограничивающую потенциал множества российских компаний. Мы давно и настойчиво утверждаем необходимость системного подхода к управлению организациями. Представление о компании, как машине, осталось в XIX веке. Сегодня нужно рассматривать компанию как социальную систему, как форму жизни коллектива, и с этих позиций строить и преобразовывать наши организации.
Это подход составляет основу управленческой концепции Русского менеджмента, которую мы развиваем на протяжении многих лет.
Нами разработана технология внедрения Русского менеджмента – это онлайн Марафон «Бизнес как система». Присоединяйтесь, и Вы не только приобретете новое знание и понимание управленческой деятельности, но проведете реальные изменения в вашей компании, сделаете ее более управляемой, эффективной, конкурентоспособной.
Что касается вопроса, поставленного в самом начале, то ответ на него вытекает из двойственной природы организации. Компания принадлежит собственнику, как объект, созданный им для достижения своих целей, и, в то же время, не является его собственностью, как форма жизни коллектива. В первой ипостаси компанией можно непосредственно управлять, а во второй – нужно выстраивать с ней отношения, договариваться о целях, средствах их достижения и методах ведения дел.
Автор: Александр Кочнев