В опросе, проведенном нами в рамках масштабного исследования практик применения KPI, приняло участие 174 человека. Большинство участников нашего опроса занимают руководящие позиции в компаниях.
41% участников опроса – работники и акционеры компаний с численностью более 250 человек.
При этом три четверти участников – представители российских компаний (около 75%); 21% участников работают в представительствах иностранных компаний на территории стран СНГ; оставшиеся 4% — представители Белоруссии, Украины и Казахстана.
Ответы наших респондентов о текущем положении их компаний в проекте KPI были использованы как основа для классификации и анализа. Около 45% всех участников опроса являются представителями компаний, планирующих внедрение KPI; 19% находятся на стадии внедрения; почти 25% внедрили KPI частично; всего 7% компаний внедрили KPI успешно; 4,5% в результате отказались от внедрения KPI.
Ответы на вопрос о цели внедрения KPI показали очень сильную разрозненность.
Наиболее частые цели внедрения KPI:
- Сделать компанию более контролируемой и управляемой.
- Повысить мотивацию сотрудников.
- Повысить эффективность сотрудников.
- Создать систему справедливой оценки работы сотрудников.
- Создать систему справедливого вознаграждения.
- Повысить результативность сотрудников и компании.
- Объединить сотрудников в достижении целей компании.
Опрос показал, что в качестве основных параметров оценки результата внедрения выбираются следующие:
- Финансовые показатели компании.
- Сравнение эффективности и производительности сотрудников до и после внедрения.
- Наличие факта выполнения задач и достижения целей сотрудниками и отделами.
Многие участники опроса затруднилась ответить на данный вопрос.
То, что разброс целей внедрения KPI велик, большое количество респондентов затруднились дать ответ о параметрах оценки проекта, а с перечислением этапов проекта внедрения возникли трудности, говорит о том, что планированию проекта KPI уделяется очень мало внимания, проект внедрения проходит не системно.
Смотрите видеозапись мастер-класса «Как создать систему KPI» За 90 минут Вы узнаете о KPI больше, чем после прочтения многих книг. Системно. Сжато. Конкретно. Практично. |
Далее представлены результаты ответа на вопросы о сроках внедрения KPI — планируемых и фактических.
Ответы участников опроса на вопрос о подходе к разработке KPI показали, что 48% компаний разрабатывает или разрабатывали KPI на основе процессного подхода. Однако очень велика доля компаний, где KPI разрабатывается директивным методом, основываясь на желаниях высшего руководства.
Ответы представителей всех компаний принявших участие в опросе:
Ответы респондентов из компаний, где проект KPI не был завершен:
Основные проблемы, с которыми сталкиваются компании в процессе разработки и внедрения KPI, в зависимости от этапа проекта.
Отсутствие четкой методики; сложности с разработкой KPI; разрыв ожиданий владельцев, возможностей руководства и готовности персонала; сопротивление сотрудников; отсутствие понимания сотрудниками плюсов KPI; трудности с описанием процессов; проблемы с привязкой результатов сотрудников к оплате за результат.
Сопротивление сотрудников; сложности связанные с планированием проекта; безответственность сотрудников; не достаточно развитый управленческий учет в компании; отсутствие общего понимания о KPI; каждый руководитель преследует свои цели в проекте; конфликты интересов.
Времязатратность ведения отчетности; сложность с донесением смысла KPI до рядовых сотрудников, не согласие сотрудников с их KPI; желание сотрудников занизить свои цели и получить более высокое вознаграждение; сложности при разработке KPI; сложности с разбивкой стратегических задач до уровня сотрудников; частые изменения KPI.
Сопротивление сотрудников; отсутствовала единая цель в проекте; отсутствовала заинтересованность топ менеджеров в проекте; руководство не принимало участие в проекте, отсутствовал четкий план проекта.
Далее представлены результаты ответов на вопрос о наличии vиссии, dидения и cтратегии в компаниях в разрезе этапов внедрения KPI на которых находятся компании.
Ситуация с вовлечением сотрудников в процесс реализации миссии, видения и стратегии обстоит значительно хуже. Ниже представлены результаты опроса с разбивкой по этапам проекта внедрения KPI.
Опрос показал, что наиболее часто в качестве KPI используются показатели результата:
Сумма продаж, маржинальность, количество новых договоров, количество бракованных изделий, EBITDA, заполненность полок, степень удовлетворённости клиентов, индекс удовлетворенности сотрудников, прибыль, современность сдачи бухгалтерской отчетности, количество ошибок, отсутствие превышения бюджета, период оборачиваемости, выполнение планов продаж и производства.
Кроме этого небольшое количество компаний используют KPI процессов:
Время устранения аварийной ситуации, скорость обслуживания клиента в сервисном центре, время выполнения операции по бронированию судна, своевременная подготовка материалов к выпуску, отсутствие простоев оборудования.
Большинство участников опроса (более 95%), практически вне зависимости от этапа внедрения KPI, ответили, что собираются использовать либо уже используют KPI для премирования сотрудников.
Смотрите видеозапись мастер-класса «Как создать систему KPI» За 90 минут Вы узнаете о KPI больше, чем после прочтения многих книг. Системно. Сжато. Конкретно. Практично. |
Далее представлены ответы на вопрос о согласованности проекта внедрения KPI с организационной культурой в компания. Стоит заметить, что большинство представителей компаний, где KPI внедрить не удалось, осознают, что согласованность между проектом KPI и организационной культурой отсутствовала.
Вопрос об участии сотрудников в процессе разработки собственных KPI выявил, что около 65% компаний не привлекают рядовых сотрудников к этому процессу. Только 26% компаний полноценно вовлекают сотрудников в процесс разработки их KPI.
Вопрос об открытости системы KPI в компаниях выявил, что только около 13% компаний имеют полностью открытые KPI для всех сотрудников в компании. В 11% компаний сотрудники не имеют доступ к своим KPI и не видят, как происходит их расчет. В 53% компаний система открыта в зависимости от иерархической структуры. У 11% компаний KPI открыты в рамках отдела. Только в 7% компаний KPI открыты в рамках проектов либо процессов.
Большинство респондентов, чьи компании частично либо полностью внедрили KPI, констатировали, что мотивация и удовлетворенность сотрудников существенно снизилась. Всего 6% компаний заметили позитивное отношение сотрудников к системе KPI. Кроме этого во многих компаниях происходил процесс адаптации сотрудников к новой системе, который занял от 6 месяцев до одного года и сопровождался большой текучкой.
Факторы успеха при внедрении по мнению представителей компаний, где KPI были успешно внедрены:
- Заинтересованность и непосредственное принятие участие в проекте владельцев и высшего руководства
- Понятные и прозрачные цели компании
- Справедливая оценка и премирование достигаемая за счет диалога с сотрудниками
- Не более 5ти показателей для каждого сотрудника и простота расчета премии
- Правильный выбор и четкое следование методике
- Четкое планирование и правильная организация проекта внедрения
- Постоянная поддержка и обновление KPI
- Наличие корпоративных стандартов и корпоративной структуры
Причины неудачного внедрения KPI, по мнению компаний, где проект KPI не был завершен успешно:
- Не достаточное внимание уделялось обучению сотрудников
- Цели были не достаточно хорошо продуманы
- Трудности с описанием процессов
- Отсутствие миссии и стратегии
- Постоянная работа на оперативном уровне, «тушение пожаров»
- Отсутствия системного управления в компании
- Непрозрачная система KPI
- Отсутствие приоритетности задач
- Постоянная смена KPI
- Установка KPI руководителями
- Отсутствие заинтересованности сотрудников в KPI
Автор: Кирилл Горбачев