Содержание
Службы и системы поддержки нормативно-справочной информации (НСИ), еще совсем недавно рассматривавшиеся как вспомогательные подсистемы, все чаще привлекают внимание проектных интеграторов и заказчиков, эксплуатирующих крупные КИС. Интерес этот не случаен. Российские компании уже не просто задумываются о перспективах внедрения у себя таких систем или строят долгосрочные планы, но в полную силу ведут собственные разработки либо ищут подходящего поставщика готового решения. Более того, предприятия-первопроходцы, первыми обратившие внимание на необходимость создания систем поддержки НСИ, уже получают дивиденды от затраченных на внедрение инвестиций.
Несмотря на то что тема организации систем НСИ обсуждается довольно давно, все-таки стоит еще раз напомнить, что же скрывается под этим понятием, а также под его синонимами — «основные данные» или «мастер-данные», пришедшими к нам от западной Master Data.
Термину НСИ чаще всего дают такое определение: «Условно-постоянная часть всей корпоративной (учрежденческой) информации, не претерпевающая существенных изменений в процессе повседневной деятельности организации. В состав НСИ входят словари, справочники и классификаторы, элементы которых (например, термины, единицы измерения, коды, наименования материалов, контрагентов и т. п.) используются при формировании текущих документов?.
Что же заставляет компании внедрять у себя в том или ином виде системы поддержки НСИ? Предпосылки бывают разными, но можно выделить задачи, общие для любой крупной организации:
- потребность в интеграции информационных систем на уровне справочных данных, которая позволила бы упорядочить и сократить расходы на процессы ведения НСИ;
- желание использовать единые коды справочной информации для автоматизации сбора и анализа корпоративной отчетности;
- возможность повысить качество и достоверность нормативно-справочной информации за счет устранения дублирования справочных данных, оптимизации регламентов ее ведения, сокращения рутинных операций;
- централизация функций ведения эталонной справочной информации на основе разработанных корпоративных стандартов классификации и кодирования.
Помимо решения вышеперечисленных задач внедрение системы поддержки НСИ может принести следующие преимущества.
- Прямые финансовые выгоды:
- экономия средств, затрачиваемых на обеспечение качества (актуальности, непротиворечивости, полноты) справочной информации во всех эксплуатируемых информационных системах в рамках «традиционной схемы» (т. е. проверка справочной информации и обеспечение ее качества в момент, когда поступает запрос на использование информации такого рода в конкретной системе);
- экономия на пользовательских лицензиях эксплуатируемого на предприятии ПО для управления справочными данными (например, SAP R/3);
- снижение затрат на ведение корпоративной НСИ путем организации единой точки входа для управления справочной информацией, используемой всеми системами компании;
- снижение затрат на осуществление информационного обмена данными между эксплуатируемыми в компании ИС, повышение его оперативности.
- Косвенные финансовые выгоды:
- предотвращение потерь компании, связанных с использованием некачественной (неактуальной, противоречивой, неполной) справочной информации;
- сохранение инвестиций в уже развернутые системы и снижение затрат на их интеграцию в информационное пространство компании;
- предотвращение потерь от ошибок в консолидированной отчетности, связанных с неактуальностью или противоречивостью использованной при ее формировании справочной информации.
- Выгоды благодаря средствам поддержки НСИ:
- рост степени актуальности НСИ всех подключенных информационных систем;
- доступность НСИ для любого сотрудника компании в реальном времени независимо от его местоположения;
- четкое распределение ответственности за управление конкретными справочниками.
Востребованность НСИ-решений
Рассматривая востребованность тех или иных НСИ-решений, можно выделить две наиболее актуальные на сегодняшний день области их применения:
- каталогизация материально-технических ресурсов (МТР),
- интеграция данных о клиентах.
Первая область, имеющая особое значение в производственном секторе экономики, достаточно развита и стандартизована различными международными и общероссийскими классификаторами. Существуют также дополнительные классификаторы, предлагаемые сторонними поставщиками на коммерческой основе, значительно дополняющими и расширяющими описательную часть вышеупомянутых классификаторов. Далее мы более подробно остановимся на второй области — каталогизации и интеграции данных о клиентах, наиболее характерной для сферы финансов и сетей розничной торговли.
Интеграция данных о клиентах
За рубежом подобные системы даже относят к отдельной категории — CDI (Customer Data Integration). Они наиболее востребованы в банковской, страховой, торговой и других сферах бизнеса, имеющих большую клиентскую базу, и поставляются не только как часть общей системы НСИ, но и в виде отдельного продукта.
Задача интеграции данных о клиентах обычно предъявляет дополнительные требования к системе НСИ, например к ее производительности и масштабируемости. Это обуславливается большим объемом хранимой и обрабатываемой информации.
Среди других качеств, которыми должна обладать система НСИ для решения данной задачи, нужно в первую очередь отметить ее интеграционные возможности, так как при консолидации информации о клиентах, извлекаемой из различных корпоративных приложений, встает проблема подключения к каждому их них. Здесь следует рассматривать как собственные встроенные функции системы, так и возможности коммерческих интеграционных платформ, предлагаемых крупными поставщиками — Microsoft, IBM, BEA, Tibco и др. Не в последнюю очередь успеху подобных проектов способствует наличие собственной квалифицированной интеграционной службы. В противном случае имеет смысл воспользоваться услугами опытного системного интегратора.
Зарубежный опыт организации систем поддержки НСИ
Несмотря на относительно молодой возраст рынка НСИ-решений, на нем уже появилось большое количество игроков, предлагающих свои продукты. Достаточно упомянуть вышедшие в данный сегмент компании SAP, Oracle и IBM, чтобы понять его потенциальный объем и перспективность. В этой нише нашли свое место также DWL, Siebel, Siperian и многие другие известные поставщики ПО.
Что же предлагает каждый из перечисленных игроков? Какие архитектурные решения использованы при создании того или иного продукта?
Сравнивая различные варианты реализации систем поддержки нормативно-справочной информации, можно разделить их по способу хранения данных:
- централизованные;
- децентрализованные;
- смешанные.
Но перед тем как обсуждать каждый из этих вариантов подробно, посмотрим для сравнения, как обычно организована работа со справочной информацией в отсутствие специальной системы поддержки НСИ.
Если специализированной системы НСИ на предприятии нет, хранение справочных данных осуществляется хаотичным образом в одной или нескольких уже использующихся там системах (как правило, в ERP- или CRM-системе). Если для небольших компаний это экономически целесообразно, то для средних и крупных организаций, где эксплуатируется большое количество разнородных ИС, опирающихся по сути на одну и ту же базовую информацию, такой подход чреват ошибками и дополнительными затратами, связанными с повторным вводом данных. А бессистемная настройка взаимодействия приложений неоправданно усложняет интеграционные схемы (см. рис. 1). Впоследствии внести изменения в них будет очень сложно, а подчас даже невозможно.
Рис. 1. В отсутствие системы поддержки НСИ обмен справочной информацией
между приложениями носит хаотический характер
Централизованное хранение информации
Справочная информация в случае ее централизованного хранения извлекается из различных систем, гармонизируется, дополняется, уточняется и записывается в эталонное хранилище. Возможно также централизованное ведение НСИ непосредственно в основном хранилище (см. рис. 2). При изменении, удалении или добавлении информации обновленные данные отправляются подписчикам, т. е. системам, использующим эту информацию в своей деятельности, например генерирующим корпоративную отчетность.
Рис. 2. Архитектура централизованного хранения НСИ
Данная архитектура получила наибольшее распространение в силу своей простоты и высокой скорости доступа к информации. К продуктам, реализующим принцип централизованного хранилища, можно отнести следующие системы:
- IBM Client Information Integration Solution (IBM CIIS). Представляет собой хранилище данных, поддерживающее как пакетный режим, так и обработку в реальном времени. Управление моделью данных НСИ осуществляется через специальную графическую оболочку, что позволяет снизить требования к квалификации сотрудников, отвечающих за ведение НСИ. Использование данного решения типично для банков и страховых компаний;
- Oracle Customer Data Hub (Oracle CDH). Является первым в семействе специализированных хранилищ основных данных, разрабатываемых компанией Oracle. Продукт подходит для управления реестрами клиентов, сотрудников, населения отдельных регионов и страны в целом и т. д. Примеры его внедрения можно встретить в телекоммуникационных и высокотехнологичных компаниях;
- SAP Master Data Management (SAP MDM). Платформа управления НСИ, развитие которой немецкий ИТ-гигант SAP AG осуществляет как силами собственных разработчиков, так и консультантов из приобретенной недавно компании A2i.
Децентрализованное хранение (виртуальное хранилище)
В случае децентрализованного хранения справочной информации создается виртуальная БД, при обращении к которой данные запрашиваются из тех систем, где они непосредственно хранятся (см. рис. 3). Информация об одном клиенте может собираться из фрагментов, хранящихся в разнородных базах данных, а для системы, получающей эту информацию, все будет выглядеть так, как будто она имеет дело с одной записью, хранящейся в центральной БД.
Рис. 3. Архитектура виртуального хранилища НСИ
Ярким представителем, реализующим виртуальное хранилище данных, является решение компании MetaMatrix, состоящее из двух продуктов — MetaBase и MetaMatrix Server.
Смешанные хранилища данных
На рынке систем НСИ находят свое место и смешанные решения, реализующие одновременно принципы централизованного и децентрализованного хранения. Такой подход используется в следующих продуктах:
- Initiate Systems Identity Hub. Решение компании Initiate Systems, ранее реализованное в централизованной архитекторе, благодаря покупке ею фирмы Journee/ улучшило свои интеграционные возможности и перешло в ранг смешанных хранилищ данных. Осталась на высоте и хорошо зарекомендовавшая себя подсистема сверки данных. Данное решение популярно среди фармацевтических компаний и организаций здравоохранения, однако благодаря динамичному развитию стремится занять и другие ниши рынка НСИ;
- DWL Customer. Гибридное хранилище данных, обладающее самой лучшей среди представленных в настоящем обзоре систем поддержкой сервисно-ориентированной архитектуры (Service-Oriented Architecture, SOA). Компания DWL имеет богатый опыт внедрения своих систем в финансовых организациях, но позиционирует данное решение также для сферы телекоммуникаций и здравоохранения;
- Siebel Universal Customer View (Siebel UCM). Так же как и DWL Customer, обладает развитой поддержкой архитектуры SOA; в составе продукта насчитывается около 140 Web-сервисов. А для решения интеграционных задач у фирмы Siebel имеется собственная платформа — Universal Application Network (UAN);
- Siperian Master Reference Manager (Siperian MRM). Представляет собой систему с гибкой моделью хранения. Основные данные, необходимые для идентификации сущности, а также таблица ключей соответствия между используемыми источниками информации хранятся в эталонной БД, а операционные и другие характеристики сущности загружаются непосредственно из источников. Для увеличения быстродействия данные могут кэшироваться.
Реальная практика
Сказать, какой из вышеописанных подходов организации систем поддержки НСИ лучше, в данном случае сложно. В каждом из них есть свои плюсы и минусы. Тем не менее можно отметить, что в настоящее время подавляющее число внедренных систем такого рода представляют собой централизованные хранилища информации, и это не случайно. В рамках единого хранилища удобнее решать задачу нормализации данных. Им проще управлять. С помощью такого хранилища легче решать вопросы разделения ответственности за информацию между различными департаментами предприятия.
Рассматривая эволюционное развитие систем НСИ, можно отметить их движение в ногу с общемировыми тенденциями развития ПО. Многие вендоры задумываются о переводе своих продуктов в архитектуру SOA, а некоторые из них, например DWL и Siebel, уже реализовали принципы SOA.
В России первой к пониманию необходимости поддержки НСИ как самостоятельного элемента системы корпоративного управления подошла нефтегазовая отрасль. В качестве примера можно привести нефтяную компанию «Лукойл», внедрившую у себя разработанную IBS Корпоративную систему словарей и справочников, и ТНК-ВР, где аналогичный проект был реализован фирмой «Интертех».
В силу специфики условий, в которых развертываются системы поддержки НСИ, разработка решения, сразу отвечающего всем реалиям информационной структуры компаний, возможна далеко не всегда. Очень важным фактором успеха при внедрении системы НСИ является именно готовность информационной инфраструктуры компании — например, достаточная пропускная способность и надежность каналов связи, быстродействие и отказоустойчивость самих интегрируемых в общее информационное пространство ИС. По мере накопления опыта поставщики НСИ-решений предлагают все более качественные продукты, готовые к поддержке сложной распределенной ИТ-инфраструктуры, и заказчику уже не приходится тратить громадные ресурсы и, делая ошибки, разрабатывать систему управления НСИ собственными силами, благо решений на рынке сегодня предостаточно.
Автор: Ярослав Помазков
эксперт департамента интеграционных решений компании IBS
PC Week/RE — (522)12`2006