Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные составляющие и направления стратегических решений

0
ПОДЕЛИТЬСЯ
12
ПРОСМОТРЫ

Предприятия осуществляют свою деятельность на рынке в условиях жесткой конкуренции. Те из них, которые проигрывают в этой борьбе, становятся банкротами. Для того, чтобы не обанкротиться, хозяйствующие субъекты должны постоянно отслеживать изменения рыночной среды, нарабатывать методы противодействия негативным моментам для сохранения своей конкурентоспособности.

Основой эффективной конкурентной стратегии субъектов предпринимательства выступают наличие знаний и достоверной информации о структуре рынка, характере конкуренции на нем, оценка внутреннего потенциала компании и определение направлений достижения конкурентных преимущества. Перед компаниями возникают множество альтернатив, но в итоге кропотливой работы субъекты рынка выбирают наиболее эффективную реально осуществимую стратегию развития, которая способна обеспечить ей конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе.

Ключевым компонентом конкурентоспособности предприятия (организации) выступает его операционная эффективность, поскольку, базируясь на рациональном употреблении существующих в наличии ресурсов, предприятие имеет возможность оперативно реагировать на изменяющиеся внешние условия и вводить нововведения.

В связи с этим, одним из существенных условий экономического выживания предприятия служит разработка стратегии повышения его конкурентоспособности, то есть повышения способности предприятия удовлетворять спрос рынка на базе сравнительно эффективного применения ограниченных финансовых средств по сравнению с конкурентами.

Создание конкурентной стратегии предприятия — наиважнейший аспект в стратегическом управлении.

Под конкурентной стратегией развития предприятия следует понимать совокупность  принципов деятельности предприятия и его связей с  внешним и внутренним миром, перспективных целей предприятия, а также соответствующих решений по выбору инструментов достижения, указанных целей и ориентированности на деловую активность. Конкурентная стратегия — план, программа, генеральный курс  предприятия, направленный на достижение стратегических целей и способствующий формированию конкурентных преимуществ на рынке.

По мере движения предприятия   к поставленным целям, оно должно на постоянной основе наблюдать за промежуточными результатами и осуществлять контроль изменений в микро – и макросреде. Нередко бизнес ообщество остается весьма стабильным достаточно длительное время, и его развитие соответствует прогнозным данным. Тем не менее, имеют место случаи, когда обстановка непредсказуема и стремительно изменяется. В подобных случаях фирма должна проанализировать очередность собственных действий, а также программы, стратегии и даже цели

Наличие конкурентной стратегии служит фактором роста конкурентоспособности предприятия. Четыре составляющие стратегии повышения конкурентоспособности предприятия за счет совершенствования операционной деятельности представлены на рисунке 1.

Четыре составляющие стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
Рис. 1. Четыре составляющие стратегии повышения конкурентоспособности предприятия

Следует выделить два  важных направления стратегических управленческих решений, направленных на повышение эффективности:

  1. Повышение эффективности функционирования предприятия;
  2. Обеспечение процесс в взаимодействия подразделений предприятия (рисунок 2).
Основные направления стратегических решений повышения конкурентоспособности предприятия
Рис. 2. Основные направления стратегических решений повышения конкурентоспособности предприятия

В контексте повышения результативности функционирования структурных подразделений предприятия выступают стратегические решения по:

  • привлечение внутренних запасов с  рациональным применением ограниченных средств предприятия и их развитием;
  • управлению инновациями и инвестициями;
  • управлению ресурсным потенциалом;
  • управлению введением информационных технологий;
  • разумной товарной стратегии с  повышением конкурентоспособности продуктов и услуг на базе составления комплекс а продвижения и целесообразности процесса планирования ас сортимента продукции;
  • управлению общественными процессами на основании инновационных социальных инвестиций, образования и развития человеческого капитала и управления организационной культурой.

Стратегические решения, направленные на реализацию процессов взаимодействия структурных подразделений предприятия базируются на подходах маркетинга отношений, формировании гибких организационных структур и обеспечении конфликтной устойчивости взаимодействия. Стратегические показатели результатов представляют «сбалансированный» взгляд на общую конкурентную стратегию, отражающий в дополнение к традиционной финансовой с оставляющей клиентскую, внутренние бизнес-процессы, а также обучение и развитие. Указанный подход позволяет уже на первоначальной стадии дать оценку уровню успешности деятельности предприятия.

Финансовый компонент состоит из последовательности действий, которые следует реализовать в рамках всех четырёх с оставляющих систем с целью достижения желаемого долгосрочного результата.

Клиентская составляющая сосредоточена на определении круга клиентов и сегментов потребительского рынка, на котором предприятие намерено функционировать. Избранные сегменты представляют собой как раз тот источник доходов, задача повышения которых ставится в финансовом компоненте комплекса критериев. Основные показатели клиентской составляющей, такие как: удовлетворение клиентских потребностей, его лояльность, доходность, с охранение и увеличение клиентской базы дают возможность соотнес ти их с  состоянием ценовых потребительских групп и сегментов рынка, а также выявить потребительскую ценность предложений, являющихся ключевыми показателями в процессе оценки результатов работы с  клиентами.

Составляющая внутренних бизнес -процессов выявляет разновидности деятельности, наиболее существенные в целях достижения целей предприятия. Возможность создавать новые продукты и услуги для потенциальных потребителей определяется долей дохода от продажи этих продуктов, а способность поставлять их через оптимальные каналы распределения — долей совершенных операций от сделок по иным каналам. Ключевой целью составляющей внутренних бизнес-процессов является рост результативности за с чет количества клиентов целевых сегментов рынка, с  одной стороны, и углубления связей между фирмой и его клиентами — с  другой. Формулируя составляющую внутренних бизнес-процессов, менеджеры определяют наиболее важные виды деятельности, требующие совершенствования, с целью удовлетворения запросов и потребности акционеров и клиентов целевого сегмента рынка.

Схема конкурентной стратегии предприятия, ориентирующегося на повышение эффективности операционной деятельности, представлена на рисунке 3.

Схема конкурентной стратегии предприятия, ориентирующегося на повышение эффективности
Рис. 3. Схема конкурентной стратегии предприятия, ориентирующегося на повышение эффективности

В целях успешной реализации стратегических мероприятий следует осуществить комплекс мероприятий: анализа основных бизнес -процессов по критериям соответствия Миссии и Стратегии, выявления действенности алгоритмов в рамках концепции «затраты — результат», рассмотрения оптимальности распределения обязанностей внутри фирмы, проведения кадрового учета, оценки бизнес-процессы с  применением SWOT-моделей, и в конечном итоге, создание документации, позволяющей произвести оценку текущему положению, желаемому положению, и определение необходимых изменений, выявление ведущих этапов проведения изменений, отмеченных в документе «Необходимые изменения», определение очерёдности и продолжительности проведения изменений и определение числа ресурсов, необходимых с целью внедрения изменений, формирования системы учета показателей в целях надзора за эффективностью изменений и постоянного мониторинга деятельности.

Успешное предприятие владеет информацией обо всех собственных клиентах, а также их потребностях и требованиях. У каждого предприятия может быть собственный индивидуальный метод изучения потребностей клиентов и с бора информации. Зачастую клиенты не имеют возможности выразить собственные предпочтения. В этом случае  предприятие обязано действовать за них. Помимо этого, предприятие должно неустанно производить поиски данных с крытых пожеланий с  целью их предвосхищения.

Предприятие обязано находиться в непрерывной связи с  клиентами в процессе предоставления ус луг. Под моментом предоставления услуги следует понимать момент прямого взаимодействия с  клиентом, в этой связи все работники предприятия должны ясно представлять необходимость максимально полного удовлетворения потребностей собственных клиентов.

С целью эффективного функционирования стратегии формирования взаимоотношений предприятия с  клиентами, важно перевести ее в плоскость конкретных задач, направленных на целевые сегменты потребительского рынка, доводимых до с ведения каждого сотрудников фирмы.

Весьма важным в процессе реализации стратегии развития взаимоотношений предприятия с  клиентами, является проведение анализа сегментации рынка, работающего на нем. С данной целью предприятие устанавливает задачи в каждом выбранном сегменте и выявляет как действия, которые необходимо совершить, так и действия, которые совершать не следует.

Процесс  формирования стратегии эффективных взаимоотношений предприятия с  клиентами отражается и таким показателем, как процент «базовых» клиентов. Под «базовыми» клиентами предприятия подразумеваются те, которые в будущем позволят рас ширить клиентскую базу. Указанный показатель дает возможность отслеживать прирост подобных клиентов по отношению к предыдущим периодам. Как раз процесс  создания и постоянного поиска «базовых» клиентов позволяет сформировать мультипликативный эффект в процессе привлечения и удержания клиентов.

На основании изложенного, стратегия повышения конкурентоспособности, базирующаяся на повышении эффективности операционной деятельности, подразумевает весьма хорошее владение сведениями собственных целевых клиентов и сегментов рынка.

Безусловно, повышение эффективности операционной деятельности предприятия является одним из важнейших компонентов, оказывающих прямое воздействие на конкурентоспособность предприятия. Однако каждое предприятие расположено в уникальной конкурентной среде, в соответствующей стадии собственного жизненного цикла, действует в конкретной рыночной структуре. В зависимости от вышеуказанных особенностей функционирования предприятия важно определить приоритетные компоненты, позволяющие определить степень его конкурентоспособности. Те либо иные компоненты конкурентоспособности являются более или менее важными в зависимости от указанных особенностей, и, следовательно, их важно в первую очередь проводить анализ, осуществлять контроль и корректировать в механизме управления конкурентоспособностью. Процессы совершенствования операционной деятельности наиболее значимы для предприятий на этапе его роста в структуре жизненного цикла. В период роста важно осуществлять контроль за моментально увеличивающимся объемом производства и связанным с ним издержками. Указанный этап позволяет увеличивать цены на используемые ресурсы и отсутствие резервных запасов основных ресурсов. Все это является свидетельством того, что важно уделять достаточное внимание внутрифирменным показателям, в качестве которых выступают рентабельность, коэффициенты оборачиваемости и операционной эффективности. В олигополистической структуре и в ситуации активной конкуренции среди ряда предприятий на рынке следует отслеживать преимущества и осуществлять контроль над результативностью операционной деятельности предприятия. Указанные особенности находят собственное отражение в количественной оценке степени конкурентоспособности предприятия и механизме управления ею.

Авторы: Д. Курмантайулы, Н. В. Никифорова

Источник: материалы сайта moluch.ru

Похожие Статьи

Следующий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новые статьи