Содержание
Каждый бизнес должен постоянно адаптироваться под меняющиеся условия рынка и тренды. Но, прежде чем меняться, стоит изучить свое предприятие и проанализировать некоторые важные стороны функционирования отделов. Без качественного составления плана и сбора данных не получится определиться, в каком направлении дальше двигаться и как обойтись без ненужного повышения затрат. С помощью комплекса маркетинговых действий можно принимать решения относительно будущего всей организации. Давайте изучим этот термин подробнее и научимся с ним работать.
SWOT (СВОТ): что это такое, расшифровка аббревиатуры
Некоторые предприниматели предпочитают не заниматься проведением подобных исследований. Как результат — их компании часто оказываются в застое или начинают серьезно терять в выручке, потому что тот товар, который был на вершине спроса два года назад, теперь неинтересен покупателям. Рынок пресытился. Если руководитель такой фирмы потратил немного времени и изучил, что происходит в этот момент вокруг его предприятия, то не оказался бы на грани разорения.
Обычно все не так утрировано и не так быстро, но если не следить за переменами и не искать путей для развития, то организации будет тяжело удерживаться на плаву. Важно своевременно менять направление деятельности, вводить новые товары в ассортиментную матрицу, расширять группы или, наоборот, ликвидировать их.
В этом хорошо помогает СВОТ. Как расшифровывается SWOT-анализ фирмы, предприятия — это 4 направления, по первым буквам которых составили название квадрата:
- S – сильные стороны, в которых компания может быть уверена;
- W – слабые, которые следует исправлять и помнить о них;
- O – возможности, их стоит развивать, чтобы увеличить прибыль;
- T – угрозы, необходимо минимизировать их влияние или избавляться, если это доступно.
Чтобы его составить, потребуется несколько часов, а результатом можно будет пользоваться долгое время. Это минимум полгода, если не появится новых вводных, а потом придется проводить свежее исследование.
Детальный разбор
Можно провести простой анализ:
В каждой из ячеек расписываются соответствующие параметры фирмы, затем руководителю предстоит принимать решения относительно всех сторон: как усилить то, что уже есть, избавиться от опасностей и превратить слабости в силу.
Можно провести и более сложный его вид.
Уже на пересечении придется подумать над каждым вариантом развития событий, о том, как исправить угрожающий параметр или превратить его в силу фирмы.
Конечно, из того, что написано выше, сложно сразу приступить к созданию этого вида исследования. Поэтому предлагаем рассмотреть его более подробно.
4 кита СВОТ-анализа
Как мы уже говорили выше, здесь задействованы 4 основных направления, в отношении которых следует исследовать любой бизнес.
S – strengths или сильные стороны
Это факторы, которые положительно сказываются на развитии фирмы. Сюда обычно включают все, что превращает функционирование в успешную и конкурентную работу. Это все преимущества и достоинства.
Можно включить:
- известный бренд;
- репутацию;
- ассортимент;
- высокое качество товаров;
- удобство расположения офиса или магазина;
- клиентов, широкую базу;
- отлично продуманную и действующую систему бонусов;
- уровень сервиса и обслуживания посетителей;
- профессиональный персонал.
Это только часть пунктов, которые можно считать в этой группе. Стоит подумать и включить все, что делает привлекательным организацию в глазах покупателей.
W – weaknesses отрицательные качества
По аналогии – это минусы внутренней среды, которые тормозят развитие, сдерживают экономический рост и негативно влияют на репутацию компании. Обычно это внутренние факторы.
При SWOT-анализе слабыми сторонами предприятия считают:
- завышенные цены;
- отсутствие бюджета для маркетинговых действий;
- текучка кадров;
- низкая или слишком высокая зарплата персонала;
- условия труда не соответствуют требованиям по должностной инструкции;
- организации плохо представлена на рынке;
- управляющие не разбираются в своей работе;
- отдел продаж не справляется с задачами;
- плохая или испорченная репутация;
- низкое или сомнительное качество продукции;
- минимальный ассортимент (не для всех).
Таких негативных точек может быть намного больше, все зависит от сферы, в которой функционирует фирма. Например, если нет своего автопарка, то доставка будет медленной. Но если это компания, которая торгует созданием сайтов, то им грузовые машины не требуются и минусом это не будет.
O – opportunities области развития или возможности
Факторы из внешней среды, которые при правильном использовании раскроют потенциал организации. Это нюансы, о которых руководителям надо знать, но пока не показывать конкурентам. Все это подготавливается в течение длительного времени, а потом уже используется.
Что сюда входит:
- вероятность работы за рубежом – выходы на неисследованные, зарубежные, рынки, есть все необходимое для этого;
- открытие свежего направления – захват новых ниш, быстрое расширение;
- конкурент оставил нишу, вышел из нее – можно воспользоваться этим и разработать продукт;
- рассмотрение ранее незадействованных поставщиков, заключение выгодных контрактов;
- появление партнеров и делегирование отдельных задач им;
внедрение новейших технологий – ускорение и удешевление производства, введение оборудования, автоматизации некоторых процессов; - использование налоговых льгот – снижение обременений, высвобождение части капитала для развития предприятия.
T – threats опасности и угрозы
Здесь рассматривают отрицательные факторы внешней среды фирмы. Этот блок должен отражать все риски, которые будут осложнять деятельность компании, тормозить ее и снижать выручку.
Что относится к этой части:
- конкуренция в цене – новый участник демпингует или предлагает товары по компромиссной стоимости;
- сложности с поставщиками – не предоставляют нужную продукцию или делают это несвоевременно;
сырье растет в себестоимости; - серьезная зависимость от грузоперевозчиков – задерживают доставку, создают дополнительные затраты;
- национальная валюта становится слабее (если расчеты производятся в других деньгах);
- форс-мажорные обстоятельства – пожары, наводнения, смерчи и так далее.
Последний пункт из списка следует изучать перед тем, как возводить здание предприятия. Желательно выбрать место без повышенной опасности возникновения нестандартных ситуаций. Это делается для каждого нового здания.
Как провести SWOT-анализ: методика и кому пригодится
Это исследование, которое пригодится абсолютно любому бизнесу, независимо от его разновидности или размера. Он поможет новичку разобраться, чего опасаться, а что стоит выдвинуть на первый план. Даже серьезному игроку на рынке следует изучать свою фирму изнутри и снаружи хотя бы раз в полгода, чтобы вовремя менять тактику и стратегию.
Разновидности SWOT-анализа
Есть 3 основных метода:
- экспресс – первый, который мы рассматривали, с простым изучением 4-х факторов, в результате получаются наглядные характеристики;
- сводный – использует основные показатели деятельности организации в составлении, в итоге — более точные количественные и качественные значения, которые можно применять в стратегических целях;
- смешанный – здесь используются особенности первых двух вариантов, задействуется алгоритм, по которому проводится минимум 3 исследования.
Преимущества
Когда мы уже разобрались, как переводится и составляется СВОТ-анализ возможностей фирмы или компании, советуем обратить внимание на положительные стороны.
Универсальность
Вне зависимости от доли рынка, на котором функционирует организация, можно применить этот метод. Он подходит для онлайн- и офлайн-магазинов, предприятий разного размера, производств и оптовых перекупщиков.
Простота
Его нетрудно сделать, если потратить несколько часов на выписывание пунктов в каждый блок. Заняться этим может менеджер или управляющий. Здесь нет сложных математических вычислений или длинных расчетов. Достаточно знать о реальной картине положения дел.
Комплексный подход
Решения, которые можно с его помощью принять, будут полными. Распределять их по отделам и ставить задачи конкретным людям будет уже руководящее лицо. Аналитика помогает понять внутренние и внешние факторы, а не судить о состоянии предприятия однобоко.
Недостатки
Конечно, как и у других методов, у этого есть свои отрицательные стороны. Но их немного. Поэтому, если работать в комплексе с ABC или XYZ, то эффект будет заметным.
Субъективность
Нет такого набора параметров, которые точно надо изучить. Поэтому каждый раз приходится полагаться на мнение аналитиков, а оно всегда будет субъективным.
Размытость результатов
Не будет такого итога, в котором появится четкий путь, что нужно сделать и как это правильно выполнить. Никаких количественных значений, только общее представление о том, как следует действовать. Нельзя четко разметить, какой фактор влияет больше, а что только способствует развитию.
Как использовать анализ
Сначала требуется четко распределить для себя цели, которые преследует фирма. Это необходимо, чтобы проводить все остальные исследования. Учитывать следует только действительно значимые параметры, минимальные отличия от конкурентов можно не включать в отчет.
5 правил эффективного SWOT
1. Выполнять проверку по каждому сегменту, продукту, отделу для получения более объективной картины.
2. Не путать возможности с преимуществами, как и не смешивать угрозы с отрицательными сторонами.
3. Смотреть на ситуацию с точки зрения покупателя, проводить анкетирование клиентов.
4. Проставлять исключительно точные формулировки.
5. Для каждого фактора советуем искать пути исправления или укрепления.
Готовимся к началу анализа
До того как начинать, следует внимательно рассмотреть рынок, целевую аудиторию, их боли и желания. Это поможет ориентироваться на будущее, ставить правильные цели, чтобы полностью закрывать потребности покупателей. Также рекомендуется контролировать конкурентов, хотя бы ключевых.
Пошаговый алгоритм, как сделать SWOT (СВОТ)-анализ: методика и правила проведения
Выполняется по пяти последовательным этапам. Предлагаем посмотреть на них внимательно.
Шаг 1. Подготовьте вопросы для проведения проверки
Сначала следует выбрать подходящие темы и настроиться на длительную работу. Чем их больше, тем лучше. Можно дописывать в процессе первого исследования, во время следующих будет проще.
Шаг 2. Составляем таблицу под SWOT, отвечаем, записываем результаты
С помощью специальной матрицы, которую мы приводили выше, структурируем полученные данные. Всего получится 4 блока с ответами, где предложения будут отсортированы по важности.
Шаг 3. Как расписать сильные и слабые стороны при проведении SWOT (СВОТ)-анализа
Сначала выявляются грани, которые напрямую влияют на будущий успех организации. Все, что лучше, чем у конкурентов – сила, что хуже – слабость. Варианты сортируются так, чтобы максимально значимые стояли в первых строчках.
Шаг 4. Поиск возможностей роста
Когда у нас на руках уже есть рейтинг внешних обстоятельств, из них необходимо вычленить и удалить те, которые не будут влиять на итоговую прибыль фирмы либо на отношение потребителей. Это не так просто, как кажется. Следует провести небольшую аналитическую работу, чтобы получить результат.
Шаг 5. Ищем угрозы для бизнеса
Выделяем, что составляет риск для компании. Но не стоит забывать, что сюда включаются только факторы извне, за пределами организации.
Здесь тоже важно выстроить своеобразный рейтинг, в котором пункты будут стоять по степени их влияния. Из него потом удаляются строки с условиями, которые не будут отражаться на доходах или удовлетворенности посетителей ближайшие 4-5 лет.
Как использовать результаты
Выводы делаются на основе пары методик – быстро просматриваются либо выводятся в матрицу. В первом варианте потратится до получаса времени. Получится отбросить лишнее и сконцентрироваться на важном, но не более.
Во втором случае формируется 4 группы.
- S-O – сила. Здесь разбирают сильные моменты и возможности для роста.
- W-O – улучшение. Можно придумывать, как воспользоваться потенциалом для минимизации недостатков.
- S-T – защита. Планируется, как достоинства будут защищать от факторов, влияющих извне.
- W-T – предупреждение. Задумывается, какими мероприятиями можно добиться предупреждения рисков.
Матрицы
После того как мы разобрали, как проводится SWOT (СВОТ)-анализ возможностей компании, фирмы, стоит привести примеры составления необходимых таблиц.
Взгляд изнутри – сила и слабость
Построить такой график несложно. Сначала распределяются по влиянию строчки, затем чертится таблица.
Матрица с факторами извне, какие возможности стоят перед компанией
Когда с внутренними условиями становится все понятно, приходит время изучать внешнюю обстановку вокруг организации. Все результаты также ранжируются в зависимости от их воздействия на фирму.
Таблица
Факторы, которые угрожают стабильности и развитию
Конечно, без составления подобной матрицы исследование не будет полным. Следует расписать также все возможные негативные влияния извне. Каждый из них ранжируется и рассматривается в соответствии с его местом в рейтинге.
Таблица
Правила
Если верно проводить это исследование, то будет несложно найти пути, по которым следует развиваться компании.
Вот несколько советов, которые применять обязательно:
- старайтесь все расчеты проводить объективно;
- от слабых сторон рекомендуется уходить, если это доступно;
- все сильные факторы необходимо использовать по максимуму;
- применяйте факты в работе, никакой не подкрепленной или сомнительной информации;
- вопросы выбирайте внимательно, чтобы не оказалось, что ответы на них вообще не нужны;
- в таблицу вносить только стратегические, короткие выводы, не перегружайте ее данными.
Количественный метод проверки
Его используют довольно часто, так как все факторы будут оцениваться по балльной шкале. Когда все будет расставлено, матрица станет более наглядной. С ее помощью будет просто понять, насколько важно что-то изменить.
Что это и как делать SWOT-свод анализ организации на примере интернет-магазина
Предлагаем составленный отчет, в котором подробно расписаны все 4 блока в соответствии с рейтингом этих пунктов.
Таблица
5 примеров, что можно сделать, просмотрев данные SWOT-анализа
Основная цель проведения всех этих исследований в том, чтобы правильно изучить результаты и применить полученные знания. Это поможет разобраться с трудностями и создать все условия для правильного развития всего бизнеса.
Вот 5 задач, которые допустимо решать данным способом.
- Маркетинговый отдел не может в срок выполнить поставленные задачи. Можно пригласить человека на должность менеджера проекта, который будет правильно распределять силы сотрудников и станет контролировать затраченное на это время.
- Аренда постоянно растет, а выручка снижается. Что делать? Переходить в онлайн-пространство.
- Уровень жизни падает, продажи в премиум-сегменте снизились. Решение – постепенно увеличивать долю товаров для среднего класса.
- Большая часть трафика идет из Ютуб-канала. Если он попадет под бан, то работа остановится. Как справляться – развивать другие площадки, которые будут приводить клиентов.
- Часто ломается старый основной станок, на покупку нового нет средств. Что делать? Найти спонсоров, кредитора или партнера, чтобы обновить оборудование и постепенно отдавать долг из части прибыли.
Выводы
Такое исследование — универсальный инструмент, который помогает аналитику разобраться, в каком направлении следует двигаться и чего опасаться. Если проводить его регулярно, то результатом станет заметное улучшение позиций фирмы и повышение прибыли.
Источник: материалы сайта cleverence.ru