Содержание
1. Какие методы развития инициативы у сотрудников Вы считаете наиболее эффективными?
Люди проявляют инициативу, при наличии нескольких условий:
- Они понимают миссию, цели, стратегию компании и воодушевлены открывающимися перспективами, хотят участвовать в построении замечательного будущего;
- Взаимоотношения в компании способствуют свободному общению сотрудников различных подразделений, укреплению «горизонтальных связей»; это важно, поскольку плодотворной средой для рождения идей является общение;
- Руководство компании на всех уровнях (высшее, среднее, нижнее звенья) поддерживает тех, кто выдвигает предложения и способствует реализации наиболее дельных идей;
- Существуют хорошо организованные процессы поступления инициатив, их оценки, отбора, реализации, контроля исполнения, поощрения инициаторов; в этом случае все видят, что «машина» работает, результаты есть и хотят участвовать в этом полезном и творческом процессе;
- Руководство компании организует постоянное обучение сотрудников тому как нужно заниматься совершенствованием той работы, в которой они участвуют; ведь мало хотеть проявлять инициативу, нужно уметь находить проблемы в рабочих процессах, анализировать и вырабатывать решения, планировать и осуществлять необходимые изменения.
Из этого становится ясно, что развитие мотивации — это системная задача. Она не решается рамках какой-то «кампании по повышению инициативы». Для ее решения необходим комплекс взаимосвязанных мер, включающих формирование стратегического видения сначала у руководителей, а затем и у сотрудников, систематическое, хорошо организованное обучение на всех уровнях, четко организованные процессы «управления инициативами», коррекция корпоративной культуры в направлении большей «инновационности», открытости, лидерства.
2. Существует ли универсальный рецепт развития инициативы у сотрудников?
Слово «рецепт» вообще неуместно в управлении организациями. Рецептов не существует. Существует системный подход, изложенный выше. При последовательном и настойчивом его воплощении результаты постепенно улучшаются — растет число и качество внедренных в работу компании инициатив.
Вместе с тем нужно отметить, что далеко не все сотрудники компании будут проявлять инициативу даже при самых благоприятных условиях. Дело в том, что инициативность зависит не только от внешних условий, но и от внутренней мотивации человека. А она у всех разная. Определенная часть сотрудников имеет «люмпенский» тип мотивации. Они восприимчивы только к негативным внешним стимулом, таким как угроза наказания. Но инициативности «из под палки» добиться нельзя.
3. Какие факторы сильнее влияют на инициативность сотрудников: постоянно действующие в компании программы по повышению мотивации, внутренний микроклимат, особенности оргструктуры организации, что-то другое?
Если руководство компании считает инновации важным фактором конкуренции, то должна быть разработана стратегическая программа формирования инновационного потенциала компании, включающая развитие инициативы сотрудников. В ней должны быть взаимно увязаны меры по совершенствованию стратегического видения, развитие мотивации, корпоративной культуры, задачи организационного развития. Только при таком, системном подходе можно рассчитывать на положительные результаты.
4. Какие программы мотивации для сотрудников Вы считаете наиболее удачными для развития инициативы?
Программы мотивации считаю бессмысленными особенно в применении к развитию инициативы. Это системная задача и решать ее нужно системно.
5. Какие постоянные меры по развитию инициативы в сотрудниках Вы могли бы порекомендовать работодателям? Кто в компании должен координировать развитие инициативы у сотрудников?
Развитие инициативности сотрудников — задача каждого руководителя подразделения. Координирует, организует, обучает руководитель службы HR.
«Постоянная мера», способствующая инициативе сотрудников — это лидерский стиль руководства, которым должны овладеть руководители всех уровней. Руководитель — лидер это не начальник, а наставник для своих подчиненных. Он не командует, а делегирует, не ищет виновных, а помогает найти и справить ошибки. Это не исключает требовательности и ответственности.
6. Какие Вам известны примеры успешных и неуспешных попыток внедрения программы по развитию инициативы у сотрудников в тех или иных компаниях.
Есть компании, в которых успешно внедрен «Банк идей» — комплекс организационных механизмов, обеспечивающих сбор, оценку, отбор, реализацию перспективных инициатив. Авторы идей и участники проектов внедрения изменений поощряются материально и морально. Там, где руководство уделяет таким программам серьезное внимание, действительно возникают и реализуются полезные для компании инициативы, связанные с обслуживанием клиентов, развитием продуктов, улучшением внутренних процессов.
7. В каких ситуациях мотивационные программы по развитию инициативы могут превратиться в демотивационные и почему?
Если руководитель компании не уделяет внимания развитию инициативы сотрудников, то такие программы быстро превращаются в формальность и сами собой отмирают. Это задача, которую нельзя поручить кому-то и забыть. Ей нужно заниматься регулярно и очень настойчиво. Только тогда все поймут, что это важно и что-то начнет изменяться.
8. В каких рабочих ситуациях, на Ваш взгляд, проявление инициативы неуместно?
Прежде чем заниматься развитием инициативы сотрудников, необходимо привести компанию в управляемое состояние. То есть у нее должна быть четко определенная организационная структура, упорядочены основные процессы, понятная система материального стимулирования (оплаты труда) сотрудников. Без этой организационной базы будить инициативу сотрудников не только бесполезно, но и вредно — хаос только возрастет. Поэтому сначала нужно навести определенный порядок, а потом постепенно создавать «управляемый хаос». Ведь организация только тогда успешно развивается, когда находится в состоянии баланса между порядком и хаосом. Перекос как в одно сторону, так и в другую губителен для компании.
Автор: Кочнев Александр Феликсович, к.т.н., Упавляющий партнер Консалтинговой компании iTeam