Содержание
!!! Полезный материал! 17 полезных статей по мотивации. Скачать >
Что такое корпоративная культура компании
Корпоративная культура компании — это свод правил и норм, которые распространяются на процессы внутри организации в целом и на сотрудников в частности. Их должны разделять все работники, в противном случае возникает текучесть кадров, недовольства, конфликты.
Корпоративная культура состоит из систем лидерства и коммуникаций, действующей символики, правил решения конфликтных ситуаций, иерархического положения членов коллектива. Чтобы грамотно составить для компании нормы и правила, важно учитывать цели и ценности, миссию организации, но стоит брать во внимание и интересы сотрудников.
Корпоративная культура компании: пример портрета по методу ДЕНИСОНА
Что входит в корпоративную культуру
Корпоративная культура основана на:
- важных для организации и сотрудников ценностях;
- видении развития компании, т.е. направлении, в котором движется фирма для достижения стратегических целей;
- истории, традициях, а также привычках, сложившиеся годами;
- этическом кодексе, в котором прописаны правила поведения в конкретных ситуациях;
- корпоративном стиле: интерьере офисов, фирменной символике, дресс-коде;
- способах и принципах коммуникации между членами коллектива и отдельными департаментами;
- политике ведения переговоров или обычных разговорах с клиентами, коллегами, конкурентами и партнерами;
- самом коллективе организации.
Пример
В McDonald’s есть руководство из 800 страниц. В нем рассмотрены всевозможные ситуации, начиная от повседневных и заканчивая неординарными. Менеджеры подобрали варианты решения проблем, действий сотрудников. Каждый работник сети обязан изучить руководство при трудоустройстве. Это помогает поддерживать стабильно большой поток клиентов, избегать недовольства с их стороны. Сами работники отличаются доброжелательностью — они всегда готовы прийти на помощь. На создание корпоративной культуры ушло много лет, а в данный момент с нее берут пример многие компании мира.
Корпоративная культура организации: пример правил
Развитие корпоративной культуры в организации — важная задача руководителя компании. Чем детальнее расписаны нормы и правила, тем лучше для всех. Сотрудники могут обратиться к руководству, заучить отдельные пункты. У них возникает меньше вопросов и стрессовых ситуаций по причине незнания принципов работы и взаимодействия с коллегами, клиентами и руководством.
Корпоративная культура организации: пример
В разных странах мира составляющие элементы корпоративной культуры разные. Рассмотрим 3 основы, свойственные компаниям в США, Японии и России (книга «Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах»).
Страна | Основы корпоративной культуры организаций |
США,
Япония |
|
Россия |
|
Обратите внимание! Резкий пересмотр действующей корпоративной системы вредит организации, ведет к спаду лояльности сотрудников, провоцирует снижение конкурентоспособности. Не вносите часто корректировки в систему. Коллективу нужно время, чтобы привыкнуть к нововведениям.
Функции корпоративной культуры организации
Корпоративная культура выполняет несколько функций, без которых невозможно нормальное развитие организации, выход на новые позиции.
7 основных функций корпоративной культуры
1. Имиджевая. Помогает создать положительный образ фирмы, привлекать новых клиентов и сотрудников в условиях жесткой рыночной конкуренции.
2. Мотивационная. Вдохновляет персонал на достижение поставленных задач, качественную и активную работу, участие в жизни фирмы.
3. Идентифицирующая. Развивает ощущение личной ценности, принадлежности к команде.
4. Адаптивная. Помогает новичкам вливаться в коллектив.
Как выстроить процесс адаптации новичков в компании
5. Управленческая. Помогает сформировать правила и нормы управления сотрудниками, структурными подразделениями.
6. Системообразующая. Делает работу эффективной, упорядоченной.
7. Маркетинговая. Позволяет разрабатывать стратегию, нужную для правильного позиционирования организации на рынке.
Пример
О клиентском сервисе Zappos говорит весь мир. Корпоративная культура компании — пример для подражания. Буквально за несколько лет реальные истории и легенды, слухи заполонили весь интернет. В результате этого сервис получил колоссальный приток целевой аудитории, быстро обогнал конкурентов.
Когда нужно формализовать или пересмотреть корпоративную культуру организации и как это сделать
Корпоративная культура организации со временем устаревает. Ее пора пересматривать, если компания:
- изменила ассортимент товаров и услуг;
- вышла на новый рынок;
- стремительно теряет лидирующие позиции.
Если корпоративная культура основана на неформальных принципах, в коллективе обязательно начнут появляться множество негласных правил. Их будут разделять давно работающие специалисты, но не будут понимать новички.
!!! Полезный материал! 17 полезных статей по мотивации. Скачать >
Пошаговый алгоритм формирования корпоративной культуры
Шаг 1. Назначить ответственного за диагностику корпоративной культуры, разработку и внедрение программ по ее развитию. Это может быть сотрудник HR-службы или HR-директор, который возьмет на себя дополнительные обязанности. Если нет возможности подключить своих работников, пригласите внешних консультантов.
Шаг 2. Сделать диагностику существующей корпоративной культуры. Перед тем как приступить к развитию в организации корпоративной культуры, необходимо сделать анализ устоявшихся в коллективе ценностей, правил и норм поведения.
К основным целям общей диагностики корпоративной культуры относят:
- анализ правил, норм и ценностей существующей корпоративной культуры;
- поиск препятствий, которые не позволяют в данное время существующей культуре соответствовать видению руководства организации;
- поиск ключевых людей и идей, которые влияют на изменение культуры.
Параметры оценки для диагностики корпоративной культуры
Шаг 3. Выбрать и описать новые корпоративные ценности организации. Обсудите с руководителем организации полученную в ходе диагностики культуры информацию. Зафиксируйте высказанные пожелания и требования. Далее проведите собрания с руководителями среднего звена и ведущими специалистами (значимыми лицами организации), вовлеките их в процесс разработки и внедрения новых корпоративных ценностей. Участие в данном процессе увеличит степень ответственности руководителей за дальнейшее внедрение разработанных программ.
Шаг 4. Определить цели новой корпоративной культуры. Проведите с руководителем организации и руководителями ключевых подразделений интервью, коучинг-сессии, общие собрания по вопросам стратегических целей развития организации. Выясните, какое у руководства видение будущего организации, насколько оно четкое. Попросите описать ценности организации, образ идеального сотрудника, существующую и желаемую атмосферу в коллективе, нормы поведения, которые должны действовать в организации будущего.
Пример целей корпоративной культуры:
- повышение сознательности сотрудников за счет введения обязательств по отношению к организации, которые сотрудники принимают и добровольно выполняют;
- установление системы приоритетов среди сотрудников, в которой интересы организации сотрудники принимают как свои личные;
- внедрение механизмов социально-психологического контроля, которые определяют характер и стиль поведения сотрудников;
- облегчение продуктивного общения между сотрудниками организации
Шаг 5. Изменить кадровую политику организации. Сделайте анализ основных направлений работы с кадрами организации: подбор, прием, адаптация, оценка, обучение, ротация персонала. Проверьте, насколько они соответствуют разработанным правилам, ценностям и нормам новой корпоративной культуры. Оцените, какие необходимо ввести коррективы для того, чтобы каждая область управления персоналом стала источником новых стандартов.
Шаг 6. Документально закрепить разработанные правила и нормы поведения, корпоративные ценности. Нормы и правила корпоративной культуры, ценности и программы по их воспитанию в коллективе пропишите в нормативных документах организации, например в корпоративном кодексе, Положении о кадровой политике, книге сотрудника, фирменных стандартах, инструкциях поведения сотрудников.
Шаг 7. Разработать и реализовать план мероприятий по внедрению новых ценностей и норм. Разработайте программы внедрения ценностей. В зависимости от масштаба нововведений и сложности разработанных ценностей, норм и правил оцените требования к программам внедрения, выберите соответствующие виды корпоративных мероприятий для развития культуры.
Шаг 8. Оценить успешность реализации мероприятий и разработать план дальнейшего развития корпоративной культуры.Для оценки результата мероприятий по развитию корпоративной культуры проведите с сотрудниками групповые и индивидуальные выборочные интервью, анкетирование, оцените изменения в поведении руководителей организации, ключевых сотрудников. Для этого используйте те же инструменты и методики, как и при диагностике культуры на стадии разработки ее новых правил и ценностей.
!!! Полезный материал! 17 полезных статей по мотивации. Скачать >
Какой тип корпоративной культуры организации выбрать
При выборе типа корпоративной культуры, опирайтесь на стратегические цели, ценности организации. Учитывайте характер взаимоотношений в коллективе, уже прижившиеся правила и нормы. Помните, что резкий пересмотр принципов в другом направлении не оценят сотрудники организации.
1. Ролевая модель | |
Отношения в коллективе строятся на распределении обязанностей. Отмечается строгая иерархия, наличие четких инструкций и правил, формальных коммуникаций, дресс-кода. Рабочий процесс автоматизирован и отточен, поэтому исключены серьезные ошибки. | |
|
нет возможности оперативно реагировать на любые внешние изменения. |
2. Командная модель | |
Такая модель основана на горизонтальной иерархии. В ней нет четких инструкций, обязанностей, дресс-кода. Коллеги часто общаются между собой в неформальной обстановке, принимают решения сообща. В роли руководителя выступает лицо, рискнувшее принять на себя ответственность за исход дела. | |
|
подходит только для прогрессивных компаний с молодым коллективом, стремящимся к неустанному развитию. |
3. Семейная модель | |
Отличается дружеской атмосферой внутри коллектива. Сотрудники относятся друг к другу с теплотой, всегда готовы прийти на помощь. Отмечается преданность традициям, общность, сплоченность, клиентоориентированность. Руководство стремится создать максимально комфортные условия труда, учитывает индивидуальные потребности персонала. | |
главная ценность — люди |
необщительные сотрудники не разделяют принципы, не желают им следовать, поэтому быстро покидают компанию. |
4. Рыночная модель | |
Рыночный тип корпоративной культуры приживается в организациях, которые ориентируются на прибыль, занимают лидирующие позиции. В коллективе уживаются целеустремленные и амбициозные люди, у которых есть «внутренний стержень». Мягкие и покладистые сотрудники быстро попадают под «прицел» коллег. Отмечается строгая иерархия, поэтому новички могут не надеяться на быстрый карьерный рост. | |
|
|
Модель с фокусом на результат | |
Гибкая система помогает персоналу развиваться. В роли лидеров выступают эксперты, которые успели показать свой профессионализм. Иерархия изменчивая. Рядовые сотрудники могут отступать от должностных инструкций, действовать, ориентируясь на ситуацию. Отношения в коллективе стабильные, нет жесткой конкуренции. Работники знают, чего им нужно добиться, чтобы получить повышение. | |
|
сотрудники, которые привыкли действовать по инструкциям, не способны принимать решения. |
Это основные типы корпоративной культуры организации. Чаще всего встречаются смешанные модели. Если ни одна система вам не подходит, вы можете внести в нее свои корректировки. Главное, чтобы они не оказывали негативного влияния на работников, не снижали мотивацию и не вызывали явного протеста. Учитывайте интересы персонала, даже если они не совсем схожи с целями компании.
Тест на определение типа корпоративной культуры в организации
Как развить корпоративную культуру
Формировать и развивать корпоративную культуру нужно постепенно. На каждом этапе анализируйте результативность нововведений. Не ограничивайте свободу сотрудников, но и не давайте возможности действовать у вас за спиной.
Если в корпоративную культуру организации нужно внести глобальные корректировки, привлеките экспертов. Специалисты поэтапно внедрят изменения с минимальными потерями. Они учтут все нюансы, в том числе стремления сотрудников и руководства. В свою очередь будьте справедливы, разумны и предусмотрительны — это поможет избежать негативных последствий.
Вывод. Корпоративная культура организации — эффективный инструмент управления сотрудниками, прибыльностью бизнеса, всеми внутренними процессами. Не позволяйте персоналу внедрять негласные правила, которые могут отразиться на имидже компании, психологическом климате. Ведите индивидуальную работу с неформальными лидерами, вовремя прощайтесь с теми, кто категорически не разделяет цели и ценности организации.
!!! Полезный материал! 17 полезных статей по мотивации. Скачать >