Содержание
Коучинг как стиль управления
Коучинговый подход в управлении – это отказ от директивного руководства. Это изменение культуры компании и пробуждение внутренней мотивации ее сотрудников.
Применение коучинга позволяет максимально раскрыть индивидуальный потенциал, что в итоге помогает личности достигать максимальной эффективности.
Современный коучинг представляет собой структурированную систему приемов и принципов, которые направлены на развитие внутренних возможностей индивидуума и группы личностей, осуществляющих совместную работу, а также полное раскрытие их потенциала.
Однако, стоит отметить, что коучинг скорее является помощью и поддержкой, а не обучающим процессом. Сегодня, успешные лидеры, активно применяют эту методику в бизнесе и управлении. Именно с ее помощью, они раскрывают потенциал каждого члена бизнес-команды и всего коллектива в целом.
Я совершенно убежден, что без надлежащего коучинга человек никогда не сможет максимально раскрыть свои способности.
(Боб Нарделли, президент и главный администратор Home Depot)
Использование коучинга в управлении позволяет развить у сотрудников следующие качества:
- осознанность
- вовлеченность
- ответственность
- результативность
- обучаемость
- инициативность
- амбициозность
Если рассматривать коучинговый подход как стиль управления, то следует учесть, что его основополагающими аспектами являются следующее:
- определение целей;
- поиск ресурсов, необходимых для реализации целей;
- построение внутрикомандных отношений, способствующие достижению поставленных целей;
- проведение анализа полученных результатов.
Коучинг – это всегда только о настоящем и будущем.
Можно выделить три основных составляющих коучинга в современном управлении:
- совместное осознание будущего и его видение;
- поддержка и обратная связь;
- осуществление выбора и ответственность.
Внедрение коучинга как основного стиля управления в организации более логично проводить по схеме «сверху-вниз». Роль главного коуча должен взять на себя руководитель организации.
Главной целью внедрения такого стиля управления является построение партнерских отношений между сотрудниками, которые руководствуются одной целью и работают в этом направлении на принципах осознанности и ответственности.
Когда руководитель использует коучинг в управлении, он одновременно решает две очень важные задачи: добивается более высоких результатов от своих сотрудников и повышает уровень их личного и профессионального развития.
Коучинг и определение целей
Цель представляет собой образ результата, на достижение которого направлена любая деятельность. Именно поэтому, постановка цели является важнейшим этапом.
Задавая правильные вопросы, руководитель создает ситуацию, при которой у сотрудника формируется понимание его целей в организации — что для него действительно важно и в каком последовательности необходимо их исполнение.
При этом, он получает детально разработанный план действий, позволяющий ему с большей осознанностью стремиться к их достижению и как следствие, успешной собственной реализации внутри компании.
Формулирование правильных целей должна основываться на таких принципах:
- разработка реалистичных целей в краткосрочном периоде;
- постановка индивидуальной цели, которую необходимо достичь самостоятельно;
- четкое разграничение собственных целей и целей других членов коллектива;
- понимание того факта, что возникновение любых сомнений и дискомфортных ощущений будет
- свидетельствовать о неправильно выбранной цели;
- проведение периодической корректировки целей или их полная смена в соответствии с
- изменениями внешних условий.
Коучинг и мотивация
Применение коучинга не подразумевает директивный характер. Методика направлена на развитие потенциала как отдельной личности, так и команды в целом. Учитывая это, для каждой группы разрабатываются свои мотивационные механизмы, которые будут способствовать достижению поставленных целей.
Активное вовлечение сотрудников в обсуждение рабочего процесса, предоставление им возможности высказывать собственные идеи и вносить предложения, участвовать в составлении и реализации плана действий позволит им почувствовать собственную значимость и осознать личный вклад в общее дело. Все это в значительной степени способствует повышению мотивации персонала.
Важной задачей коучингового подхода при формировании системы мотивации персонала, является умение выявить личные цели, которые хочет достичь сотрудник, работая в компании.
Для того, чтобы повысить заинтересованность работников и поднять уровень их мотивации, необходимо предоставить им четкое и осмысленное видение, каким образом выполнение целей компании будет отражаться на выполнении его личных целей, его развитии и признание его заслуг.
Коучинг и обратная связь
Все понимают важность инструмента обратной связи, но мало кто эффективно применяет его на практике. Обратная связь в коучинге предполагает, прежде всего, освобождение от личностного восприятия, эмоционального окраса и оценочных суждений личности.
Обратная связь при коучинговом подходе происходит по следующему алгоритму:
- описание ситуации — в ходе которой необходимо чтобы участник осознал факт случившегося и что необходимо сделать;
- опыт предполагает извлечение определенных уроков из сложившейся ситуации;
- навык — позволяет понять, как можно применить полученные знания;
- возможность — раскрывает новые перспективы из сложившейся ситуации;
- действие — что конкретно сделает человек для улучшения своего результата.
Эффективная обратная связь должна быть описательной, а не оценочной. Это означает, что она должна лишь описывать те чувства, которые возникают после совершения кем-либо определенных действий.
Обратная связь должна направляться на конкретное поведение, которое получатель может исправить. Она должна относиться к действию, результату, но не к самой личности. Только в таком случае обратную связь можно считать высокоэффективной.
Коучинг — как обучение и развитие
Основой коучинга, как методики управления, является уверенность в том, что каждый человек обладает намного большим внутренним потенциалом, чем тот, что проявляется в ежедневной рутинной работе.
Методика руководствуется твердой верой в творческую уникальность каждой личности, которая позволяет добиваться положительного результата в любой деятельности. Эта уверенность применима не только к отдельному индивиду, но и к коллективу в целом.
Полноценное раскрытие всех потенциальных возможностей сдерживается лишь определенными сложившимися стереотипами, личными ограничениями, недостатком навыков.
И задачей коучинга, как развивающего консультирования, как раз является способность к выявлению и максимальному использованию всех скрытых возможностей как отдельного работника, так и всего коллектива.
Принципиальное отличие коучинга от прочих методик обучения состоит в раскрытии потенциала человека, выявление его истинных целей, которых он хочет достигнуть работая в компании. Мотивации его к проявлению себя как личности и, прежде всего, в выполнении его профессиональных обязанностей.
Коучинг рассматривает человека как сложную организационную систему, которая постоянно подвергается воздействию многочисленных факторов. Именно поэтому, задачей методики является не директивные указание личности, что и как нужно делать, а ее направление с помощью выстроенного диалога к поиску самостоятельных ответов.
Коучинг в создании команды
Принципы коучинга в создании команды идентичны методике, применяемой в работе с отдельной личностью. В обязанности коуча входит постановка задач перед командой и способствование процессу поиска решений.
Однако, все же, имеются некоторые особенности в работе с командой, которые заключаются в необходимости применения дополнительных технологий взаимодействия, связанных с групповой динамикой.
Основными этапами коучингового подхода к формированию команды являются:
- обсуждение и формирование общекомандных целей;
- составление и принятие общих правил взаимодействия команды;
- проведение групповых обсуждений целей и задач;
- обсуждение и справедливая оценка работы;
- отказ от осуждения и критики;
- выстраивание системы поддержки внутри команды;
- взаимообучение и наставничество.
Методика командной работы может реализовываться как в направлении индивидуальной работы с каждым ее членом, так и с коллективом в целом.
Результатами эффективного командного коучинга должны стать следующие достижения:
- команда может вести результативный внутренний диалог по решению любых бизнес-задач;
- сокращение времени принятия решений и повышение их качества;
- повышение показателей ответственности, осознанности, дисциплины как у отдельных работников, так и у всей команды;
- понимание каждым участником команды значимости личностного вклада в достижение общих целей и важности внутреннего взаимодействия;
- раскрытие внутреннего потенциала и творческих возможностей каждого участника коллектива;
- улучшение межличностных коммуникаций, формирование единого поля функционирования;
- осознание каждым членом команды приоритетной важности достижения общих целей, а не индивидуального самоутверждения;
- формирование уважительного отношения внутри команды как основы плодотворной и комфортной деятельности;
- достижение единения, взаимодействия и удовлетворение результатами данного процесса.
Использования коучингового подхода при создании команды обеспечивает ясность и понимание целей, раскрывает потенциал всех членов команды, пробуждает инициативу и приверженность делу, укрепляет самоуважение и самомотивацию.
Коучинг как лидерство
В современных условиях лидерам зачастую приходится сталкиваться с потребностью достигать больших результатов в максимально сжатые сроки. Применение коучинга в системе управления прекрасно справляется с этой задачей.
Главным отличием, выделяющим успешных лидеров, является вовсе не высокий уровень интеллекта, харизма или способность стратегического видения, а высокий уровень эмоционального интеллекта, позволяющий ему выстраивать открытые и бережные отношения с окружающими его людьми.
Фундаментальной особенностью является их деятельность как мудрого лидера — коуча, а не как директивного управленца. Именно такой стиль поведения отличает великих лидеров, которые умеют сплотить команду и мотивировать ее на достижение общих целей.
Коучинговый подход в управлении предлагает отдавать предпочтение задаванию вопросов нежели выдвиганию обычных требований. Такой стиль направлен на развитие, как самого лидера, так и каждого члена его команды.
Можно выделить основные качества, которыми необходимо обладать руководителю использующему коучинговый подход в управлении:
- способность видения будущего организации и бизнеса;
- умение слушать, оказывать поддержку и выстраивать коммуникации;
- приверженность ценностям, которые он проповедует;
- наличие эмоциональной выдержки и внутреннего стержня;
- способность к принятию решений и ответственности.
Коучинг как лидерство — это не только мужество, но еще и большая ответственность перед своей командой.
Заключение
Современные бизнес-реалии таковы, что каждая организация, которая хочет не только сохранить свое положение на рынке, но и обойти конкурентов и занять лидерство в своем сегменте, должна владеть передовыми технологиями управления.
Необходимо не только иметь теоретические знания эффективного управления персоналом, но и уметь активно применять их на практике.
Методика коучинга направлена на постоянное развитие персонала и его мотивацию к более плодотворной работе. Ее действие нацелено на выявление личностных скрытых возможностей каждого участника команды и их объединение для успешного достижения поставленных целей.
Применение коучинга в работе с персоналом позволяет выйти на качественно новый уровень взаимодействия и добиться прогресса в совершенствовании профессиональных навыков каждого работника.
Основным и важным отличием методики от других видов профессионального консультирования является работа в направлении реализации потенциала каждой личности.
Открытие возможностей каждого сотрудника и его внутренняя мотивация позволят создать единую команду с полным взаимопониманием и взятием ответственности на всех уровнях, что в итоге положительно скажется на результативности всего бизнеса.
Автор: А. Леонов
Источник: материалы сайта first-expert.ru