Содержание
Необъяснимое несоответствие: внешне успешный бизнесмен внутренне ощущает, что выгорел весь запас его сил, и ни реальные достижения, ни отдых, ни развлечения не восполняют его, а, наоборот, только усиливают отторжение работы.
Казалось бы, что может вызвать такое бессилие у руководителя компании? Кризис бизнеса, спровоцированный уходом крупных клиентов или нечистоплотными действиями конкурентов. Но как ни парадоксально, подавленность поражает и успешных владельцев динамично развивающихся компаний. Их перестают интересовать собственный бизнес, ежедневные дела и даже разработка будущих проектов.
Что же произошло? Специалисты однозначно ответят: «профессиональное выгорание».
Что спровоцировало его? Возможных причин несколько.
ПРИЧИНЫ
Выгорание связано с тем, что вдруг профессия становится препятствием АЛЯ развития личности или естества человека. Например, она может очень сильно ограничивать его, и в какой-то момент руководитель очень четко осознает, что загнан в тесные рамки. Ощущая близость тупика, человек переосмысливает ситуацию, и его ценностные ориентиры меняются: профессиональная деятельность ухолит на второй, а то и на третий план. Вот типичные сценарии такого развития событий.
А стоит ли игра свеч? Директор работает 25 часов в сутки, беспрерывно решает разнообразные наваливающиеся проблемы. И в один прекрасный день он выходит из офиса, а на газоне травку покосили. Какой свежий запах! И он вдруг задумывается над тем, а как соотносится то, что он так упорно, забыв себя, покой и близких, достигает с этими простыми вечными вещами. И приходит к неожиданному выводу, что за работой уже прошла большая часть жизни, поток проблем бесконечен, оторваться от него вряд ли возможно, а в это время многие простые удовольствия проходят мимо него. И работа становится не в радость.
Друзья уходят как-то невзначай. Друзья стартуют бизнес. Первое время дела идут замечательно, и вдруг кто-то из них начинает ловчить и, используя дружеские отношения, манипулировать партнером или выводить деньги. У второго компаньона такой обман со стороны друга переносится на остальные отношения. Он приходит к выводу, что остался один, и начинает иначе оценивать ситуацию: стоит ли заниматься бизнесом, если из-за этого рушатся отношения со значимыми людьми, простое человеческое общение сменяется корыстным. Потеря семьи, близких, друзей — неразумно высокая плата за бизнес: успехи. И руководителю становится неуютно в своем директорском кресле, он больше не желает ехать на работу, потому что охладел к своей компании.
Все новое — хорошо забытое старое. Компания развивается, сменяются топ-менеджеры, и каждый вновь пришедший одержим свежими идеями обновления и совершенствования бизнес-процессов. Директор же, уставший от вывесок, знающий, что все новое — это хорошо забытое старое, с грустью смотрит на топ-менеджеров еще полных иллюзий. Ему это неинтересно, не зажигает, он уже разочаровался во всех этих «новых» старых технологиях.
Вторая группа причин профессионального выгорания связана с тем, что человек ставит перед собой неадекватные цели. Они либо недостижимы, либо, наоборот, малы по сравнению с его потенциалом.
Сквозь тернии к звездам. На старте бизнеса человек стремится к определенным высотам, при этом он надеется, что, достигнув заветных вершин, сможет избавиться от своих потаенных тягот и забот (обрести независимость, спокойствие, финансовое благополучие, располагать своим временем, делать то, что хочется). В действительности же получается, что, став большим боссом, он оказался заложником ситуации. Директор не может свободно распоряжаться своим временем, а вынужден постоянно подстраиваться под требования бизнеса (обязательные встречи с партнерами, решение текущих вопросов управления, посещение различных знаковых мероприятий), этикет-протокол обязывает его вести себя определенным образом, спокойствие же нашему герою только снится. Всеми благами, которые ему стали доступны, чаше пользуются близкие и друзья. По сути, они уже просто требуют от мужа, отца, сына, брата, чтобы он продолжал обеспечивать их благосостояние. Так, незаметно любимая работа превращается в тюрьму
- привязка внутренних ориентиров и желаний директора к этому виду деятельности оказывается несостоятельной, его тайные мечты не исполняются. И самое печальное, что, продолжая двигаться к бизнес-высотам, он все больше удаляется от заветных целей. Неудивительно, что в такой ситуации руководитель начинает ненавидеть свою успешно развивающуюся компанию. И как защитная реакция на внутренний раздрай в таких случаях возникает эффект выгорания.
Выше головы не прыгнешь.
Человек строит бизнес — поэтапно, шаг за шагом он идет к поставленной цели. И вот огромная корпорация успешно работает. Человек всего достиг
- дальше стремиться не к чему, а он годами привык идти к цели и из кирпичиков складывать большое здание. Что дальше? Теперь надо каждый день приходить в офис, делать какие-то простые вещи. Рутина отталкивает. Работа не приносит удовлетворения, а иногда и сильно раздражает. Желание действовать больше не подпитывает ожидание удовольствия от достижения отсроченного во времени результата, поскольку нет уже той большой цели на горизонте. Нередко в этом случае, чтобы преодолеть отторжение, такой бизнес оставляют и начинают новый.
Близок локоток, да не ухватишь. Выгорание также появляется, когда, казалось бы, уже цель близка, но каждый раз в силу случайных обстоятельств не хватает какого-то сантиметра, и успех срывается.
Третий источник профессионального выгорания связан с тем, что в результате внезапного изменения внешних обстоятельств жизнь и деятельность компании становится затруднительной или даже бессмысленной. В этой ситуации ее руководитель должен все начинать с нуля. Нередко такая перспектива пугает, осознание же возможных сложностей выхолащивает остаток сил, и человек бежит от работы.
Изменение правил в ходе игры. Создавая бизнес, руководитель сталкивается с очень жесткими свойствами системы, долго подстраивается и, наконец, начинает играть по установленным законам. И вдруг система наносит удар, резко меняя правила (вспомним дефолт 1998 года). У руководителя, особенно среднего возраста, исчезает всякое желание работать. Его пугает перспектива возрождать, подстраивать или даже снова начинать бизнес. Где гарантия, что правила игры в новой системе снова не поменяются по ходу игры?
Король без королевства.
Компания производит полезную продукцию, развивается, процветает. И вдруг меняется страна, глобальные изменения претерпевает экономическая среда, новые технологии убивают старые, новые продукты делают ненужными прежние. Целые отрасли отмирают. Вспомните микроэлектронику или автомобильную промышленность. Если раньше развитие этих отраслей государство поддерживало, то сегодня страна предпочитает закупать уже готовую продукцию. Свои разработчики остались не у дел. И руководители таких компаний вынуждены констатировать печальный факт: я эксперт в отрасли, которой нет или моя компания производит продукт, который этой стране не нужен.Жесточайший кризис. Человек не понимает, зачем он приходит в свой офис, зачем он что-то делает. Работа теряет смысл, отторгается.
И, наконец, четвертый источник профессионального выгорания связан с тем, что человек создает бизнес, управляет компанией ради определенной цели, между тем он ненавидит процесс. Каждодневный приход в офис, разбор полетов, информация о вновь возникших проблемах воспринимается им как необходимое зло, которое он должен вынести ради получения прибыли и сверхприбыли. Он сознательно залезает в клетку и идет на пытки, но нередко при этом недооценивает временной фактор. Подобное тюремное заключение может длиться дольше, чем он предполагал в своих расчетах. В этом случае достижение заветной цели может уже не принести радости — не останется внутренних сил для эмоций.
САМОДИАГНОСТИКА
Вероятно, вам еще далеко до такого состояния. Но согласно результатам исследований, у руководителей чаше, чем у представителей других профессий встречается выгорание. Объяснить такое положение дел просто. Управленец делает огромное количество такой работы, которая лично ему не нужна. Т.е. он многое выполняет потому, что он должен это делать. И чем выше его статус, тем больше ограничений такого рода. Высокий статус связан с чудовищным количеством регламентов. Руководитель оказывается заложником огромного количества ожиданий от него окружения, подчиненных, партнеров, клиентов и у него возникает колоссальное рассогласование между тем, что он хочет, и между тем, что он делает.
Поэтому выделите несколько минут для беседы с самим собой.
Что для вас важнее в вашей работе: процесс или результат? Если человек не забывает, не умаляет значения процесса достижения результата, получает удовольствие от работы, то выгорание, по крайней мере, отсрочено. Если же он ненавидит сам процесс, ему важен только результат, то это первый серьезный звоночек к тому, что выгорание неизбежно.
К какого рода испытаниям вы себя готовите, сколь долгосрочные и реализуемые цели ставите перед собой? Если человек себе говорит: «Попробую-ка я создать бизнес», то в этом случае выгорание не за горами. Цель достигается быстро, и человека больше не увлекает эта задача. Другое дело, когда он себе говорит: «А до какой степени я способен заниматься этим делом? » Это более пролонгированный вариант, но когда человек степень для себя определил и достиг желаемого, смысл деятельности уходит. Если он подневольно заставляет себя дальше этим заниматься, происходит выгорание. Профессиональное выгорание не грозит людям, которые чувствуют органичную потребность заниматься бизнесом, а эта органичность связана с тем, что они самореализуются в работе.
Что для вас является мерилом профессиональных успехов? Все ли упирается в деньги или еще важно, как их зарабатывать, только ли дело касается своего статуса или человек щепетильно относится к тому, а какой реально вклад в развитие бизнеса, в развитие отрасли он делает. До определенного момента состоятельности предпринимателя — эти веши не принимаются им во внимание. У американцев есть даже шутка по этому поводу. Любой миллионер вам скажет, что он легко отчитается по поводу всех своих миллионов и докажет, что они были заработаны законным путем, кроме первого. И как раз к концу периода накопления капитала одни идут путем ухода от понимания смысловых основ своего бизнеса и сталкиваются с проблемой профессионального выгорания. Другие же ломаются, когда начинается этот кризис, в этот момент они просто уходят от дел, передают управление наемным менеджерам и пытаются найти для себя какое-то другое поле деятельности. А третьи находят выход из ситуации выгорания.
СПОСОБЫ ВЫХОДА
Первый шаг к преодолению выгорания — разобраться с самим собой, понять не только свои цели и представить образ будущего, а ответить себе на вопрос, в чем смысл того, что вы сейчас делаете, зачем вы это делаете. Допустим, вы стремитесь к процветанию своей компании — это цель. А смысл — зачем вы это делаете, зачем вам процветание компании. Если поднадоевший бизнес тянется ради того, чтобы обеспечить благосостояние семьи, то это прямой путь к выгоранию. Личностного, своего смысла в этом мало, он заменен смыслами других людей. Вы играете социально одобряемую роль кормильца семьи, но своя жизнь, свои интересы уходят, для них не находится ни места, ни времени. Это тюрьма, а в тюрьме жить нельзя.
Проблема узнаваема: вы поняли, что идете по направлению к профессиональному выгоранию? Без паники. Давайте найдем выход из сложившейся ситуации, не разрушая ее.
Самый распространенный способ — попробовать подняться над ситуацией, изменить свой угол зрения, посмотреть на свое положение и работу с более глобальной точки зрения.
Например, один из физиков-ядерщиков, продолжающий работать в этой области, несмотря на то, что отрасль утратила прикладное значение для государства, бессмысленность своей работы объяснил тем, что на самом деле это промысел божий, который позволил человечеству остановиться на какой-то грани, за которой была его гибель. Такое изменение точки зрения позволяет продолжать заниматься делом, смысл которого утрачен. Т.е. одно дело посмотреть на ядерную физику с точки зрения определенного политического режима, другое — с глобальной точки зрения, жизни на Земле в целом. Так часто поступают люди, которые находят выход, т.е. они просто придумывают иное смысловое оправдание, создают иную систему ценностей.
Другой способ — уход в область, которая лежит рядом. Когда прежние знания, умения, навыки находят новое применение. Человек делает так называемую горизонтальную карьеру. Например, Березовский. Та страстность, с которой он стремится делать политику, говорит о том, что произошло разочарование в одной деятельности, в другой, не увлекает больше ни одна из них, а политика — новая неосвоенная область, в которой играть интересно. Человек пытается найти для себя новые смыслы в новой деятельности. На макроуровне ищет применение своим знаниям, умениям, навыкам.
Третий способ — не оставляя данного бизнеса, сделать его инструментом для достижения более глобальных целей.
Например, Сорос. Он выделяет такие виды деятельности, которые он может поддержать, но при этом пытается выступать в роли эксперта, определяющего наиболее значимые и приоритетные компании в развитии интеллектуальной и индустриальной составляющих цивилизации. И таким образом пытается заставить свой капитал работать на созидательную деятельность иного рода, глобального масштаба.
Четвертый способ, который часто применяется, заключается в том, что человек, оставаясь в той же ситуации, начинает делать акценты не на том, что он уже хорошо знает, умеет, освоил, а на том, что является для него проблемой. Так обретается новый смысл в старой профессии, а ее превращение в инструмент саморазвития становится профилактикой выгорания. Например, врач-стоматолог, должен действовать по определенным стандартам. И чтобы не погрязнуть в рутине, он начинает находить в своей работе какие-то зацепки, которые развивают его коммуникативные навыки. Он учится так вести себя с пациентом, чтобы помочь ему преодолеть страх, боль, нащупывает такие тонкие механизмы, которые позволяют ему снять у пациента напряжение. Врач каждый раз с удовольствием идет на работу, потому что каждый раз он находит определенный новый прием. Для руководителя частной компании — это может быть шлифовка мастерства управления. Он пытается понять, а что же такое механизм управления, какие они бывают. Для этого человек начинает активно читать, узнает, какие методы можно применить здесь, в данной ситуации, постепенно переходит к внедрению новых методов на практике.
Если с ходу проблемных мест не обнаруживается, и человек пребывает в иллюзии, что он все познал и всего уже достиг, то стоит начать проводить ревизию рамок (оценить адекватность набора стереотипов, устоявшихся мнений по одному и тому же вопросу). В ее ходе надо попытаться установить разницу между миром, в котором он работал, и тем способом рассуждения о мире, способом анализировать мир, которым он пользовался. При таком анализе наверняка обнаружится, что те знания, умения и навыки, которыми он пользовался, не покрывают ситуацию его профессиональной деятельности. И тут появляется особый вкус к мастерству.
И хотя универсального рецепта исцеления от профессионального выгорания не существует, все же эта проблема решаема, если ею целенаправленно заниматься. Каждому человеку время от времени необходимо остановиться, оглянуться вокруг, побыть наедине с самим собой, подумать, откуда и куда он идет, с какой скоростью и с какими попутчиками, а главное — зачем, с какой целью?
Признаки профессионального выгорания:
Человек начинает сомневаться в обшей полезности своей деятельности.
Прежние ориентиры и пели обесцениваются.
Преследует ощущение бессмысленности происходящего.
Человек постоянно переживает относительно своей профессиональной и личной несостоятельности.
Возникает негативное и циничное отношение к партнерам, клиентам, коллегам, семье.
Человеку кажется, что у него нет перспектив, будущего, что жизнь закончилась, в ней нет смысла.
Обесцениваются профессиональные достижения.
Продуктивная творческая деятельность сменяется формальным исполнением обязанностей.
Авторы: Т.Знакова, А.Огнев
Источник: Управление персоналом, №11, 2003