Тенденции в найме и удержании сотрудников

0
ПОДЕЛИТЬСЯ
258
ПРОСМОТРЫ

Интервью Александра Кочнева, управляющего партнера консалтинговой компании iTeam.

Какие тренды в области HR отслеживались в последние годы?

Теперь не так важно, что было ранее, после 24 февраля ситуация радикально изменилась.

Что изменилось?

По итогам круглого стола в ГК «Миррико» происходящие события пока не повлияли заметным образом на рынок труда, но стало понятно, какие изменения будут происходить. Во-первых, в течение ближайших месяцев многие компании будут вынуждены уволить значительное число работников, в дальнейшем число безработных будет расти. Рынок труда наполнится невостребованными специалистами. Во-вторых, стоимость трудовых ресурсов снизится и будет далее снижаться. В-третьих, сотрудники станут менее требовательны к работодателям и будут стремиться удержаться на своем месте. Рынок труда станет рынком работодателя.

Как работодатели подстраиваются под современные реалии в области персонала?

В новой ситуации работодатели будут диктовать условия, для сотрудников выбор будет крайне ограничен.

Какие тенденции наблюдаются в отраслях, имеющих отношение к промышленному производству, а также в сфере IT?

В этих отраслях можно ожидать сокращения объемов производства и, как следствие, освобождение части работников. Сфера ИТ может стать исключением: во-первых, разработчики ПО могут находить заказы за пределами страны, несмотря на санкции, во-вторых, с уходом из России зарубежных ИТ-компаний открывается немало возможностей для создания российских аналогов зарубежных продуктов. Поэтому специалисты по ИТ будут востребованы в большей степени, чем многие другие категории персонала.

С рынка уходят крупные международные игроки. Как это скажется на российских предприятиях? На рынке освобождаются топы и менеджеры верхнего звена. Как они будут действовать в ближайшем будущем?

Уход конкурентов освобождает рынок. Сотрудники этих компаний будут искать работу. Поскольку спрос на рынке труда ограничен, у работодателей будет большой выбор специалистов с опытом работы в зарубежных компаниях.

Всегда считалось, что основные инструменты HR – это найм, развитие и мотивация.  Поменяются ли эти они?

Это сильно упрощенная модель. Но если оставаться на этом уровне рассмотрения, то приоритет задач развития значительно понизится – проще найти нужного специалиста, которых на рынке в изобилии, чем выращивать своего. Задача мотивации сильно упростится, основным стимулом людей будет возможность выжить.

Как в нынешней ситуации оценивать сотрудников на входе так, чтобы они оставались в компании надолго?

В любой ситуации нужно выбирать сотрудников близких по ценностям. На мой взгляд, критерий соответствия ценностей более важен, чем квалификация. Квалификацию можно повысить, а ценности человека изменить крайне сложно.

Какие есть изменения подходов в работе с персоналом?

В ситуации затяжного кризиса в работе с персоналом две главные задачи: (1) определить, с кем расстаемся (сокращение неизбежно) и сделать это как можно менее болезненным для людей и для компании; (2) сплотить коллектив на основе общей цели, понимании того, что мы в одной лодке, и можем спастись только вместе; кризис создает идеальные условия для сплочения коллектива.

Какие тренды в удержании сотрудников актуальны сейчас?

В новых условиях удержание сотрудников не будет значимой проблемой.

То, что важно делать в работе с сотрудниками в кризисной ситуации?

В кризисной ситуации важно наладить хорошие коммуникации сотрудников с руководством компании. Люди должны знать, что предпринимают руководители, цели, планы, какие проблемы решаются, насколько успешно и т.д. Больше советоваться с сотрудниками, проводить собрания, онлайн конференции, круглые столы. Все это способствует сплочению коллектива и настройке людей на «одну волну», снимает напряжение и страхи.

Какое эмоциональное состояние у сотрудников в нынешней ситуации? Как они справляются и как компания может им помочь?

Ситуация характеризуется неопределенностью, неуверенностью в будущем, ощущением нестабильности. Сотрудники испытывают стресс, тратят много энергии на преодоление негативных эмоций, все это не способствует продуктивной работе. Руководству компании необходимо сфокусироваться на построении эффективных коммуникаций, сплочении коллектива. Очень важно, чтобы сотрудники почувствовали, что у руля их корабля стоит опытный капитан, который знает, как преодолеть «идеальный шторм», при этом не скрывает от них всех трудностей и рисков, требует от каждого члена экипажа полной отдачи и результативности.

Какие три основных тренда в области управления персонала и три основные задачи на будущее по работе с персоналом вы можете выделить?

Тренды в управлении персоналом для нашей страны – это движение не вперед, а назад. Если еще совсем недавно я сказал бы о партнерстве, лидерстве, развитии самоуправления, как ключевых тенденциях в организации коллективов, то теперь это осталось «по ту сторону» занавеса. В наших условиях определяющими факторами будут безработица, бедность, ограниченность выбора для людей. При таком состоянии трудовых ресурсов управленческие задачи сильно упрощаются. Работодатели смогут диктовать свои условия, на которые работники будут вынужденно соглашаться. Авторитарный стиль руководства, и без того широко распространенный, станет преобладающим.

Однако даже в этих условиях важно делать ставку не на принуждение, а на вовлечение внутренней энергии людей в деловую активность, поскольку осознанный труд превосходит по производительности более примитивные формы трудовой деятельности. Для реализации этого подхода важно фокусироваться на трех задачах:

  • Эффективные коммуникации, информирование коллектива
  • Поддержка инициатив, вовлечение сотрудников в поиск и реализацию решений
  • Открытое признание проблем и честное разделение тягот и лишений, неизбежных в период кризиса.

Сплоченный, слаженный коллектив способен преодолеть любые трудности, выстоять в самых неблагоприятных условиях.

Похожие Статьи

Следующий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новые статьи