Содержание
Ограничения, связанные с внешней средой
Проблемы в этой области могут быть связаны с конкурентами, постоянно изменяющимися технологиями, тенденциями, происходящими на рынке, решениями властей и т.п. Например:
- Проигрыш конкурентам по какому-то критерию.
- Угроза спросу на продукты из-за внедрения новых технологий.
- Рост цен на закупаемые товары по причине падения рубля.
- Появление конфликтов с общественностью из-за несоответствия экологическим требованиям.
- Риски, связанные с нелегальной формой оплаты труда.
Эти и им подобные проблемы являются причиной ограничений для бизнеса, а значит, требуют конкретных решений, направленных на их преодоление.
Ограничения в ресурсах
У любой организации имеется определенный запас ресурсов. К ним относятся:
- финансы;
- оборотный капитал;
- продукты, выпускаемые на рынок;
- бренды;
- информационные технологии;
- оборудование;
- инвестиционная привлекательность;
- знания;
- производственные технологии;
- управленческая команда (как актив бизнеса) и т.п.
Следует составить список, какими именно ресурсами обладает компания, а затем проанализировать, есть ли проблемы с каждым из них. Например:
- При отсутствии инвестиционной привлекательности у организации будут проблемы с поиском кредиторов и инвесторов.
- Причину большого объема просроченной дебиторской задолженности следует искать в оборотном капитале.
- Если бренд (как актив) является слабой стороной, то он будет малоизвестным для потребителей.
- Плохое качество товаров и услуг говорит о том, что слабым звеном нужно определить именно эту сферу.
- Недостаток квалификации у руководителей – одна из самых распространенных проблем.
- Отсутствие управленческой команды. Команда – это ключевой актив в любом бизнесе.
Над слабыми местами компании нужно работать в приоритетном порядке.
Дальнейшие шаги
Что еще вас не удовлетворяет в результатах бизнеса? Важно четко определить эти моменты. К ним могут относиться:
- снижение продаж;
- снижение прибыли;
- замедленный рост компании;
- увеличение расходов без видимого результата;
- отставание от конкурентов и т.д.
Обсуждение – это очень важный процесс. Поэтому проведение мозгового штурма обязательно. Его темой должен быть главный вопрос: какие именно ограничения препятствуют динамичному развитию компании и ее эффективному функционированию? Каждому участнику команды следует хорошо подумать над этой темой и составить различные варианты ответов. Чем больше будет идей и предложений на этом этапе, тем лучше. В результате получится длинный список, включающий в себя все проблемные области в деятельности компании.
И только потом стоит переходить к анализу. Полученный список уже можно будет сократить, убрав из него повторы, появление которых неизбежно. Не стоит пока концентрироваться и на малозначимых проблемах, поэтому их тоже следует вычеркнуть. Все неясные формулировки надо уточнить и переписать их в понятном виде. В итоге должен получиться перечень действительно серьезных и важных ограничений, над устранением которых нужно работать в ближайшее время.
Возможные ошибки
В процессе выявления проблем обязательно будут возникать ошибки. Не стоит включать в список различные мелкие неполадки в работе. Предусматривать все возможные риски и ограничения тоже не нужно. Речь должна идти только о том, что является значимой проблемой для конкретной организации, о критическом риске, несущем угрозу именно в вашем случае.
Одна из распространенных ошибок – подмена проблемы ее решением. К примеру, иногда отсутствие системы KPI определяют как ограничение. Но на самом деле система KPI – это инструмент для решения определенных задач. Чаще всего ее используют для повышения мотивации сотрудников, для роста их заинтересованности в результате. Но в таком случае проблемой является незаинтересованность сотрудников (так и нужно формулировать), а не отсутствие KPI. Нужна KPI или нет – это отдельная тема, которую следует обсуждать уже на этапе выработки решений. Может так случиться, что одной KPI будет мало, и для повышения мотивации сотрудников потребуются совершенно другие меры, которые будут направлены на вовлеченность в трудовую деятельность и на рост удовлетворенности работой в компании.
Еще важно запомнить, что ограничения нужно формулировать четко и конкретно, без двусмысленности. Обобщенные формулировки только размывают суть проблемы.
Вот и все, что нужно усвоить на первом этапе. Правильное выполнение данных рекомендаций позволит успешно выявить ограничения бизнеса, после чего уже можно будет переходить к установлению причинно-следственных связей и определению ключевых проблем.
В статье «Выявление проблем бизнеса. Часть 1» рассказываем, с чего начать начать выявлять ограничения.