Компания должна иметь две системы показателей. Одна из них отражает модель предприятия и позволяет управлять операционной деятельностью. Это система KPI (Key Performance Indicator), ключевые показатели результативности (достижения цели) и эффективности (процесса).
Другая отражает модель стратегии и служит для управления деятельностью инвестиционной, то есть развитием компании. Эта BSC (Balanced Scorecard), системы сбалансированных показателей (ССП).
Систему BSC разработали в 90-х годах профессор бизнес-школы при Гарвардском университете Роберт Каплан (Robert Kaplan) и американский консультант по вопросам управления Дэвид Нортон (David Norton). В первую очередь как инструмент стратегического управления результативностью компании.
Фактически система сбалансированных показателей (ССП) – это один из ключевых инструментов менеджмента, который позволяет отслеживать достижение целей в рамках реализации стратегии фирмы.
На уровне планирования создается стратегическая карта со связями между задачами, которые необходимо выполнить для достижения цели. При этом целевой результат определяется сразу по 4 бизнес-процессам: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы и развитие персонала.
На уровне самих бизнес-процессов достижение стратегических целей уже отслеживают с помощью KPI — ключевых показателей, которые позволяют оценить результативность проведенной работы. KPI служат своеобразными метриками, с помощью которых можно понять, в какой мере были достигнуты запланированные значения.
Для каждой задачи определяются свои KPI, отслеживать которые можно с помощью панелей управления (дашбордов). Современные стратегические карты интерактивны – они выводят данные на дашборды онлайн.
Классическая стратегическая карта ССП, которую предложили Нортон и Каплан, имеет вид диаграммы, разделенной на четыре сектора (перспективы):
- Финансы
- Клиенты/рынок
- Бизнес-процессы
- Обучение/развитие
Все четыре основных направления работают на достижение стратегических целей, а KPI работают на успешность планов. Таким образом, все запланированные ключевые показатели (KPI) уравновешивают друг друга, так как у финансовых показателей нет приоритета над бизнес-процессами, мероприятиями по обучению сотрудников или проектами повышения качества обслуживания. Именно поэтому систему таких показателей называют сбалансированной.
Простыми словами система сбалансированных показателей (ССП) — это система методов и инструментов, которые позволяют добиваться того, чтобы стратегические цели компании реализовались в процессе выполнения ежедневных задач.
Что ещё даёт система сбалансированных показателей:
- Систему управления компанией
- Механизм для реализации стратегии и её корректировки
- Инструмент для перевода стратегии в конкретные задачи, показатели и цели
- Метод контроля целевых показателей
- Готовую систему мотивации персонала
- Систему для сбора обратной связи, обучения и развития
Система сбалансированных показателей позволяет определиться с целями и сроками их достижения, а также понять, кто конкретно и как будет отвечать за результат (через KPI).
Преимущества ССП:
- Руководство получает инструмент для стратегического планирования.
- Планы развития доступны сотрудникам на всех уровнях, что повышает понимание задач и вовлечённость в процессы.
- Компания получает систему координат, по которой можно понять, насколько действия и результаты соотносятся с планами.
Так или иначе в нашей деловой жизни присутствуют и стратегические цели, и операционные планы, и различные показатели, которые мы считаем хорошими или плохими. ССП позволяет всё это превратить в систему, которая как приборная панель автомобиля будет постоянно отслеживать движение вашего бизнеса.
Источник: материалы сайта zen.yandex.ru