Содержание
<<< «Как найти миссию компании. Часть 1″
Эта статья излагает основные элементы уникальной методики, подробно описанной автором в Практическом руководстве по созданию миссии организации.
Дорожная карта поиска миссии
Мы стремимся найти предназначение компании … Но где и как его искать?
Когда человек думает о своем предназначении, он стремится осознать свою полезную функцию в обществе, уловить эмоции, которые вызывают в нем различные виды деятельности, ощутить, к какому делу он испытывает подлинную страсть.
Нечто подобное должна делать организация в поисках своего предназначения. Прежде всего нужно найти определение сущности той деятельности, которой занимается компания – какие значимые для общества задачи она решает, продавая свои продукты и услуги. Что она должна делать лучше других, в чем должно проявляться ее мастерство? Тем самым будет определена полезная функция организации.
Далее, необходимо задуматься о том, какие проблемы окружающего мира вызывают наибольшую тревогу организации. Или можно сформулировать иначе: какие задачи, стоящие перед обществом, организация рассматривает как вызов для себя. Другими словами, нужно найти предмет, вызывающий страсть. При этом следует выбирать такие проблемы, для решения которых организация располагает необходимыми ресурсами – прежде всего знаниями и опытом. В этой точке должны соединиться страсть и мастерство.
На завершающем этапе остается установить уровень достижений, который можно определить как идеальное состояние, высшую цель организации.
Но прежде чем приступить к поиску миссии по нашей «дорожной карте», создайте команду, которая будет идти по маршруту и находить ответы на поставленные вопросы. Если у вас небольшая компания, то в эту работу желательно вовлечь весь коллектив. Для большой компании подойдет «каскадный» метод – сначала идеи для миссии вырабатывает управленческая команда, затем руководители подразделений проводят аналогичную работу в своих коллективах, а на заключительном этапе управленческая команда рассматривает все полученные варианты и вырабатывает окончательное решение.
Работа по созданию миссии состоит из мозговых штурмов, дискуссий и процедур коллективного принятия решений. Методы этой работы подробно описаны в Практическом руководстве по созданию миссии.
Главное – помните, что процесс создания миссии не менее важен, чем результат, поскольку именно в этом процесс идеи предназначения, смысла и высшей цели организации овладевают умами сотрудников.
Руководителю компании может показаться, что проще разработать миссию в узком кругу, а потом «довести» ее до сотрудников. Но в этом случае важное послание будет воспринято сотрудниками как еще один формальный документ, выпущенный начальством.
Людям близко и дорого то, что они сами пережили, создали своими усилиями, во что вложили частицу своей души. Поэтому создавайте миссию с участием как можно более широкого круга ваших сотрудников!
Поиски ценности
Следуя нашей «дорожной карте», прежде всего ответьте на вопрос: «Что важно для потребителей в наших продуктах и услугах?». Не нужно перечислять то, что производит ваша компания, скажите, какие ключевые потребности вы удовлетворяете, продавая то, что продаете.
Например, для автосервиса это может быть отсутствие очередей и справедливая цена, для риэлтерского агентства, продающего элитную недвижимость – широкие возможности выбора и уверенность клиентов в конфиденциальности сделок. Фабрика, производящая печенье, определила, что ее продукция должна быть вкусной и полезной для здоровья.
Следующий вопрос: «Какие ключевые потребности наших клиентов мы удовлетворяем своими продуктами и услугами?». Так, автосервис освобождает время клиентов для деловой активности и отдыха. Риэлтерское агентство предлагает возможность осуществления мечты о домашнем уюте. Производители печенья полагают, что их продукция служит украшением семейного чаепития, дополняя радость общения за столом.
И, наконец, третий вопрос: «Что мы должны делать лучше всех, чтобы всегда быть привлекательными для потребителей?». Например, автосервис, в качестве своего главного преимущества, определяет прозрачность цены и твердое соблюдение срока ремонта — клиент должен видеть и контролировать все параметры сервиса, пользуясь возможностями современных информационных технологий. Риэлтеры намереваются обеспечить максимально полную, информацию о всех объектах, которые можно купить за деньги и удобные возможности для выбора. Кондитеры хотят, чтобы их продукция была всегда новой для потребителей, удивляющей и радующей их.
Чтобы не попасть на ложный путь, не включайте в состав ценностей ничего из ниже перечисленного:
- Профессионализм;
- Понимание проблем клиентов;
- Клиентоориентированность;
- Качество услуг;
- Эффективные процессы.
Во-первых, это свойства компании, а не потребности ваших клиентов, которые удовлетворяются с помощью этих свойств. Во-вторых, это базовые требования, которые не являются проявлением доблести в современном бизнесе и, тем более, перестанут быть чем-то выдающимся в будущем. Это необходимые условия жизнеспособности компании, не более того. Ищите свои, особенные слова, и они скорее дойдут до сознания и сердца потребителей.
Фокусирование на проблеме
Стремление изменить мир, сделать его в чем-то лучше – это самое главное, что должна выражать миссия организации. Именно такого рода цели воодушевляют людей и служат долгосрочными ориентирами компаний, «построенных навечно». Поэтому очередной вопрос, но который должны ответить руководители и сотрудники компании, звучит так: «Какую значимую проблему мы можем и должны решить, чтобы сделать жизнь людей лучше?».
Определив, что необходимо изменить в окружающем мире, организация находит цель, которая станет для нее путеводной звездой на много лет вперед. Приведем примеры таких целей.
Сеть станций автосервиса в качестве значимой проблемы, решению которой посвящает себя компания, определила низкий уровень обслуживания, как автосервисе, так и в других отраслях.
Ее миссия объединяющая мастерство и страсть звучит следующим образом:
«Мы стремимся обеспечить такой уровень обслуживания и комфорта для наших клиентов, который станет стандартом для всех поставщиков услуг».
Компания заявляет о себе как законодателе стандартов обслуживания, создавая новое качество жизни, поскольку ее клиенты станут требовать такого же уровня обслуживания от других поставщиков всевозможных услуг.
Сотрудники агентства недвижимости, обсуждая тревожащие их проблемы, определили в качестве приоритетной ту, что им наиболее близка: низкий престиж профессии брокера, недоверие клиентов к посредникам, критическая оценка клиентами качества их услуг.
Из этого сплава идей, выражающих мастерство и страсть компании, была отчеканена следующая миссия агентства недвижимости:
«Мы стремимся заслужить признательность, уважение и доверие наших клиентов и добиться того, чтобы профессия брокера стала одной из самых уважаемых и престижных».
Формулировка миссии отражает одну из ключевых проблем этого бизнеса. Из заявления компании следует, что она намерена изменить положение дел в отрасли.
Практическое руководство по созданию миссии организации содержит подробное описание методики разработки миссии по описанной схеме с примерами и шаблонами документов, используемых в ходе этой работы.
Разработка текста миссии
Мы привели примеры текстов миссии в их окончательном виде. Но самом деле финальный текст миссии редко становится непосредственным результатом коллективного обсуждения. Мы не рекомендуем к этому стремиться. Не старайтесь в ходе мозговых штурмов и дискуссий выработать совершенные формулировки ваших мыслей. Главная цель этого этапа – наиболее точно отразить смысл, который необходимо донести. Не стоит обращать внимания на форму. Пусть фразы будут длинными и нескладными, лишь бы они точно отражали суть того, что необходимо выразить. Погоня за красивой формой может повредить ясности передачи содержания.
Лишь после того как содержательная сторона послания будет полностью определена, можно приступить к разработке его формы.
Разработку текста миссии нужно поручить специально созданной рабочей группе из числа креативных сотрудников. Исходными материалами для них служат разработанные с участием сотрудников организации документы:
- описание ценностей, создаваемых компанией для клиентов;
- определение изменений, которые компания стремится осуществить в окружающем мире.
Эти тексты могут быть несовершенными по форме, но они должны точно отражать заложенные в них идеи.
Самое сложное в разработке миссии – найти краткую и выразительную форму того смысла, который заложен в многословном описании предназначения организации. Есть три способа решить эту задачу:
- поручить подготовить варианты текста миссии креативному агентству, разработав для него техническое задание;
- провести конкурс среди сотрудников компании на лучший текст миссии;
- разработать варианты текста миссии силами рабочей группы.
Можно использовать все три варианта. В любом случае должны быть получены несколько версий текста миссии, из которых можно выбирать. Окончательный выбор может быть сделан управленческой командой организации. Если имеются существенные разногласия относительно выбора между двумя или тремя версиями, они могут быть поставлены на голосование всего коллектива компании.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть главное, ради чего стоит заниматься поиском миссии.
Важность большой цели
Почему нужна амбициозная цель? Почему предназначением компании не может быть просто хорошее выполнение того, что она умеет делать?
Намерение хорошо делать свое дело, безусловно, заслуживает одобрения. Это гораздо лучше, чем бездельничать или халтурить. Но это невысокий уровень осознания своей человеческой сущности. Каждый из нас делая свое дело, «таская камни», вносит какой то вклад в изменение мира. Но перевозить камни может и животное. Человеку же необходимо понимание зачем он это делает, какому делу он служит «таская камни», какой «храм» он строит. Выйти на уровень понимания смысла своей работы – значит стать в большей степени человеком, чем прежде.
Джефф Сазерленд, создатель революционного метода управления проектами [3] высказался категорично: «Поразительно, но люди стремятся стать великими. Они хотят совершать что-то важное. Пусть на чуть-чуть, но мир станет лучше. Важно уметь избавляться от всего, что стоит на пути к величию».
Осознание человеком смысла того, что он делает, дает ему новое качество работы и жизни. Осознание организацией своего предназначения объединяет людей, наполняет смыслом их повседневный труд. Понимая, какому делу они служат, люди стремятся сделать как можно больше, чтобы приблизиться к своему идеалу. Это и есть амбициозная цель. Ее не нужно придумывать, она уже существует, только нужно ее увидеть.
Если Вы решили приступить к поиску миссии своей компании, возьмите в помощники Практическое руководство по созданию миссии организации.В нем Вы найдете подробное описание методики с множеством примеров, шаблоны необходимых Вам документов, план проекта по созданию миссии ответы на многие вопросы, которые возникают у тех, кто ищет миссию компании.
Литература
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.: ил. — ISBN 5-01-001606-0.
- Чикесентмихайи Михай. Поток: Психология оптимального переживания. Москва. Альпина нон-фикшн. 2011.
- Джефф Сазерленд. SCRUM Революционный метод управления проектами. Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2015.
<<< «Как найти миссию компании. Часть 1″
Автор: Александр Кочнев
Комментарии 1