Содержание
Стратегическое управление — это управленческие решения и мероприятия для достижения роста и развития организации. Стратегическое управление включает миссию предприятия, стратегическое планирование, организацию управления, контроль над ним.
Предмет и принципы стратегического руководства
Предприятие рассматривается как структура, состоящая из основных, вспомогательных и руководящих подразделений.
Бизнес-стратегия охватывает следующие вопросы:
- Масштабирование.
- Повышение эффективности.
- Генерация элемента или бизнес-процесса, необходимого для достижения генеральных целей.
- Контроль внешних условий.
В качестве принципов стратегического менеджмента можно назвать:
- Сочетание теории, практики и ситуации конкретной компании.
- Целенаправленность.
- Гибкость.
- Единство планов.
- Модернизация оргструктуры.
Задачи и функции стратегического управления организацией.
Можно выделить такие задачи, которые решаются с помощью стратегического управления:
- Выбор коммерческой деятельности, ориентиров развития, долгосрочных перспектив.
- Проработка и внедрение стратегии.
- Контроль над процессом реализации стратегии.
- Изучение результатов, внесение корректив.
Стратегия реализуется, когда выполняются четыре главных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование.
Занимаясь планированием, команда должна ответить на три главных вопроса: каково нынешнее положение компании; какой компания видит себя в будущем; каким образом достичь результата. Успех заключается в последовательном и постоянном планировании. Монотонная деятельность быстро введет сотрудников в скуку и достичь желаемых результатов компания не сможет.
Организация.
Компания делится на множество отделов. Отделы, в свою очередь, должны быть структурированы для успешного выполнения задач. Руководителю рекомендуется определить обязанности для каждого отдела и отдельного сотрудника.
Мотивация.
Чтобы сотрудники выполняли свою работу качественно метода “кнута и пряника” недостаточно. Задействовав различные аспекты мотивации — материальную и нематериальную, внутреннюю и внешнюю — можно достичь большего успеха.
Контроль.
Управленческий контроль делится на три вида: установление норм и стандартов; измерение достигнутых показателей; корректировка плана по мере необходимости, вплоть до изменения генеральных целей.
Стратегическое, оперативное, тактическое управление организацией.
Под оперативным управлением понимается выполнение ежедневных задач. Задачи делятся по отраслям и отделам: финансы, производство, запасы, сбыт. Цель оперативного управления — непрерывная и согласованная с другими службами работа.
Тактическое управление имеет долгосрочный характер. Такое управление решает объемную, но не основные задачи. Например, создание профессионального отдела продаж — это тактика, а полученное в результате увеличение доли рынка — стратегия.
Стратегическое управление – это постановка целей, планирование на годы развития, определение стиля деятельности компании.
Когда пора строить стратегию
Стратегию нужно разрабатывать с момента основания компании. Если заниматься только оперативным управлением, то перспектива развития будет следующая:
- компания застынет на определённом этапе, поскольку нерешённые проблемы помешают масштабированию;
- компания вырастет в большую хаотичную структуру, с руководством которой собственник просто физически не сможет справляться.
Стратегия должна соответствовать потребностям компании. Поэтому консультанты консалтинговых компаний только помогают самостоятельно проходить этот этап развития.
План разработки стратегии
Разработка стратегии делится на несколько этапов:
- подготовительный: анализ личной заинтересованности руководства в новом инструменте; исследование основных направлений предприятия; согласование мнений руководителя и экспертов стратегического развития;
- разработка альтернативного плана: обособленные группы разрабатывают различные варианты стратегии (одна из которых впоследствии может стать запасным планом на случай непредвиденных обстоятельств);
- этап принятия решения и разработка целевых программ.
Ошибки из-за которых разработка стратегии обречена на провал:
- Абстрактные формулировки. Задачи вроде “стать лидером”, “увеличить продажи” бесполезны для бизнеса и способны поглотить ценные ресурсы.
- Некорректная система показателей. Например, в план заложен рост оборота на 30%. Обоснование: в прошлом году сумели реализовать эту задачу, значит, сумеем и в следующем. Однако рынок динамичен, его условия постоянно изменяются. Эти факторы должны учитываться.
- Переоценка потенциала. Многие руководители забывают, что ресурсы ограничены. Поэтому необходимо рассчитывать возможности конкретных каналов и точек сбыта: сколько продукции они могут реализовать и, соответственно, какой процент от общего объёма производства нужно закладывать в расчёты для каждой точки. От этих подсчётов будет зависеть и распределение финансов, и кадровая политика, и закупочная стратегия.
- Концентрация на второстепенных вещах. Ресурсы компании ограничены, поэтому необходимо определить, какое направление является действительно перспективным. Что важнее: бурный рост или стабилизация бизнеса, выход на максимальную производительность или снижение себестоимости?