Содержание
Если не знаешь куда плыть, то любой ветер попутный.
После публикации предыдущей статьи, посвященной проблеме целеполагания на национальном уровне, завязалась дискуссия, в которой меня заинтересовали две точки зрения: (1) целеполагание отождествляется с маниловщиной, фантазией, которые вредят делу; (2) в ряду проблем российского менеджмента отсутствие целеполагания не самая большая из них. Поскольку здесь я намерен обсудить проблемы целеполагания на уровне предприятия, то рассмотрю и эти точки зрения.
Целевое управление
Под целеполаганием я понимаю ту часть системы управления организацией, которая обеспечивает постановку целей развития и отслеживает достижение целей. Чтобы понять значение системы целеполагания в управлении, полезно провести аналогию с технической системой, например, ракетой запущенной в цель. Датчики системы управления ракетой определяют положение цели. Вычислительная система определяет отклонение траектории ракеты от положения цели. После этого приводятся в действие двигатели, корректирующие курс ракеты. Аналогичные функции выполняет система целеполагания предприятия, которая обеспечивает определение целевых показателей, сбор информации о фактическом положении дел, определение отклонений от выбранного курса и инициирование принятия решений об устранении отклонений.
Согласование целей
Что же касается целевого управления компанией, то оно имеет более сложную организацию. Это связано с тем, что компания представляет собой общность людей, каждый из которых имеет собственные цели, не совпадающие с целями компании. Поэтому система целеполагания должна иметь механизмы согласования целей множества заинтересованных сторон. Главным инструментом согласования целей служат стратегические цели и стратегия. Именно на основе общности долгосрочных целей у людей формируется мотивация к сотрудничеству. Цели образуют иерархию …
Идеал
Верхний уровень целей — идеал, который выражается в форме миссии организации. Идеал определяет смысл того, чем занимаются люди в этой компании, «какой храм они строят». К сожалению, этого понимания нет у сотрудников большинства предприятий. Поэтому смысл работы для них состоит лишь в добывании средств к существованию. Безусловно этот мотив не может вдохновить людей щедро отдавать свою энергию для достижения целей организации.
Стратегические намерения
Стратегические намерения выражаются как видение будущего компании. В отличие от миссии, видение связано с определенным горизонтом, например, 5 лет и отражает твердое намерение организации, достичь определенных рубежей в своем развитии. Хорошее стратегическое видение дает яркую, выразительную картину будущего, которое притягивает к себе сотрудников и вдохновляет их на работу с высокой самоотдачей.
Стратегическое видение формирует и распространяет в организации лидер, добиваясь того, чтобы сотрудники восприняли видение, как желанную для них цель.
Очень немногие руководители обладают способностью создавать и доносить другим стратегическое видение. В большинстве своем руководители компаний даже не подозревают, что формирование видения является главной задачей лидера. Это то немногое, что невозможно делегировать кому бы то ни было. Без этого ключевого звена в системе целеполагания компания уподобляется кораблю, капитан которого не умеет прокладывать курс; его корабль носится по волнам, отдаваясь на волю стихии.
Стратегические цели
Ясно сформулированные, измеримые стратегические цели фиксируют стратегическое видение и определяют систему координат, в которых движется компания. Стратегические цели определяют долгосрочные приоритеты, являются руководством для планирования на оперативном горизонте, обеспечивают основу для согласования целей различных подразделений.
Немногие российские компании имеют четко определенные стратегические цели. Даже если цели провозглашены, они чаще всего, не имеют связи со стратегическим видением и миссией компании. Наиболее распространенными видами целей являются целевые показатели выручки и прибыли. Однако, в отсутствие «верхних этажей» системы целеполагания — стратегических намерений и миссии — эти цели остаются не более чем пожеланиями, за которыми нет ясно сформулированной модели поведения компании на рынке и организационной концепции, с помощью которых должны достигаться финансовые результаты.
Стратегические проекты
Система целеполагания не заканчивается определением целевых показателей. Она включает и определение стратегических проектов, осуществление которых обеспечивает достижение поставленных целей. Мало определить цель, нужно разбить путь к цели на «кванты» и уметь оперировать этой «квантовой моделью» в управленческой деятельности.
Проектный подход к управлению продолжает оставаться terra incognita для огромного большинства российских компаний. Именно по причине отсутствия инструментов управления стратегией целеполагание многих компаний напоминает маниловские «проджекты». Не случайно в среде «управленцев» сформировалась представление о том, что управление на основе целей — это маниловщина. Действительно, если у вас нет умения управлять движением к цели, то ваши цели не более чем мечты.
Оперативный контроллинг
Все, о чем мы говорили до сих пор, это стратегический уровень целеполагания. Но это не все, что необходимо для целевого управления. Система целеполагания организации состоит из трех компонент: стратегические цели и показатели (мы рассмотрели их выше), оперативные цели и показатели, а также цели и показатели деятельности сотрудников.
Оперативный уровень целеполагания обычно формируется в процессе годового планирования. Он включает целый ряд проекций: финансово-экономические показатели, показатели бизнес-процессов, показатели деятельности компании на рынке и другие. В «продвинутой» системе управления может быть 7-9 проекций, включая, например, цели и показатели в области управления знаниями и корпоративной культуры. Чем больше проекций объекта управления «видит» менеджмент, тем выше его способность улавливать «опережающие» сигналы и реагировать на изменения, которые еще только зреют. Высший пилотаж — это менеджмент в пространстве 9D.
В реальной жизни оперативная деятельность предприятия чаще всего оторвана от стратегического уровня управления — показатели годовых планов не связаны со стратегическими целями. Проекции же оперативного контроллинга ограничиваются финансовыми показателями (зачастую неполноценными и искаженными) и фрагментами показателей некоторых основных процессов. При таком уровне оперативного контроллинга пространство менеджмента ограничено размерностью не более чем 1.5D.
KPI
Показатели деятельности сотрудников, так называемые KPI, относятся к той части системы целеполагания компании, которая направляет каждого сотрудника к целям, согласованным с целями компании. Индивидуальные показатели позволяют измерить личный вклад сотрудника в достижение целей компании.
По моим наблюдениям, многие руководители компаний проявляют интерес к системе KPI в стремлении повысить результативность сотрудников и стимулировать их к более интенсивному труду. Проблема в том, что зачастую это делается в отрыве от остальных уровней системы целеполагания, рассмотренных выше. Показатели KPI «придумываются», поскольку у компании не определена миссия, не сформулирована стратегия, не сформирована система показателей оперативного уровня. В этой ситуации KPI существуют «сами по себе» и не играют направляющей и стимулирующей роли, ради которой они создавались. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после формального внедрения подобной системы KPI выясняется, что никаких положительных эффектов не выявлено, а появляются негативные явления в виде углубления демотивации сотрудников.
ИТОГИ
Как видно, при детальном рассмотрении, система целеполагания подавляющего большинства российских компаний находится на весьма низком уровне развития. Она не позволяет удерживать фокус деятельности компании на долгосрочных целях, не позволяет управлять приоритетами, не обеспечивает согласования целей подразделений и сотрудников с целями компании, не создает мотивации для интенсивного, творческого труда и профессионального роста людей.
Так ли значима эта проблема? Может быть есть задачи поважнее, чем построение системы управления, способной определять цели и достигать их?
Но в этом случае теряется смысл существования самой организации как целенаправленной системы. Она превращается в «эволюционную» систему, подобную природным, экологическим системам, вроде леса, озера, болота … Наверное, не случайно организацию, которая не определила (или забыла) смысл своего существования, где господствует застой, называют «болотом».
Для компании, действующей на рынке, в условиях конкуренции, система целеполагания является центральным звеном системы управления. Она является стержнем стратегии, она определяет, какой должна быть организационная структура, бизнес-процессы, корпоративная идеология.
Стоит только вынуть этот стержень из системы, как она превращается в набор бесполезных фрагментов. Что при этом происходит с компанией хорошо известно. Вместо того чтобы двигаться вперед, как ракета, направленная в цель, компания существует в режиме «тушения пожаров», преодолевает перманентные кризисы, борется за выживание. К сожалению, это удел очень многих компаний. Именно поэтому я называю проблему целеполагания ключевой проблемой российского менеджмента.
Для построения системы целевого управления в вашей компании пользуйтесь нашими вебинарами и учебными курсами;
- Как создается стратегическое видение
- Управление стратегией с помощью сбалансированной системы показателей
- Целевое управление: BSC, KPI, контроллинг
Автор: Александр Кочнев
Знаю не мало руководителей, которые обладают весьма глубокими компетенциями в тех или иных областях, в том числе и менеджменте. Но вот тех, кто мог словно дирижёр, управлять большим оркестром, единицы.
Никто не сомневается, что оркестру нужен профессиональный дирижер, которые владеет своим ремеслом. Дирижер вносит свой собственный вклад в музыку — одна и та же композиция будет звучать по-разному в видении разных маэстро.
Но когда это касается деятельности профессионального управленца – руководителя, считается руководить может каждый. И все эти штучки-дрючки, от лукавого.
Особенно этим грешат бизнесмены — руководители.
Начинал свою карьеру системным администратором, завершил свою карьеру управляя проектами внедрения цифровых инструментов управления процессами. Лет 10 назад понял, настраивая системы, что знать и понимать две разные истории. На словах, все вроде правильно, а когда слова переводятся в цифру, все ошибки и глупости выходят наружу. Все, кого я знал, начинали грешить на программу. Понимал, что они несут чушь, мягко объяснял: к сожалению, с цифровой системой невозможно договориться по понятиям. Достали. Короче пришлось самому изучать менеджмент, чтобы на их языке с ними общаться.
Основная масса управленческих решений основано на опыте, здравом смысле и на интуиции. Да ради бога, чтобы создать бизнес этого более чем достаточно. Но рано или поздно любой бизнес съедает заложенный конъектурой рынка, потенциал. Появляются конкуренты и прочие радости взросления. В 2018 году не выдержал, решил проверить свои идеи на практике. Стал той самой соломинкой, за которую схватился владелец бизнеса, которому уже нечего было терять.
Через три года компания получила сертификат качества ISO. Выручка, долгосрочные контракты, мотивированную команду и прочее писать не буду. Знаете решил, что могу реально помогать бизнесу преодолевать проблемы. Вышел из управления, не смотря на просьбы остаться, хотелось большего. Сейчас, конечно, понимаю, что был несколько наивен в своих прогнозах. Тем не менее, точно знаю в сфере среднего и особенного малого бизнеса, не хватает адекватных по оправданности инструментов, систем, которые могли бы оказать реальную помощь. Изучая национальные проекты в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, пришел к выводу: их создают те, кто имеют опыт работы в крупном бизнесе. Они говорят на том языке, который малый бизнес вообще не понимает. Все эти программы ориентированы на людей с хорошим критическим мышлением, соответствующим образованием, опытом и никак не адаптированы к реальным проблемам малого бизнеса.
У вас колоссальный материал, позволяющий как-то визуализировать слова, понятия, сущности. Рекомендую ваши ресурсы к изучению, потом получаю обратную связь, просто не понимают. Они живут и действуют в совершенно другой парадигме, в которой сотрудник, работник вообще не учитывается как субъект трудовых правоотношений.
Спасибо вашей компании за то, что делитесь опытом и ведете просветительскую деятельность.
По крайней мере мне очень приятно осознавать, что не одинок и есть возможность всегда успокоиться, читая ваши материалы.
Рад встретить единомышленника! Мы более 20 лет занимаемся внедрением Системного Менеджмента и видим, что за это время очень многое изменилось в умах управленцев (в среднем). Но дефицит управления по-прежнему остается главной проблемой бизнеса и государства. Поэтому работы на наш век хватит. Вы верно заметили, что пренебрежение людьми — главная системная ошибка руководителей. Поэтому они не могут построить команду, не могут создать коллектив, стремящийся реализовать миссию. Культурные паттерны очень устойчивы — крепостное право отменили 160 лет назад, но в сознании многих он продолжает жить. Надежда на новое поколение, которое, кажется, выбирает иные ориентиры.