Дмитрий, как Вы можете охарактеризовать себя буквально в двух словах? Расскажите немного о себе, своей работе.
Трудно описать себя, свою жизнь, 30 лет работы в двух словах. Попробую сформулировать пару тезисов.
- Я никогда не был бизнесменом. Я финансист-практик. Организовывал финансовые службы и финансовое управление в самых разных бизнесах – и небольших компаниях и в крупных холдингах. Смею считать, что это у меня получается весьма неплохо.
- Мне нравится то, чем я занимаюсь. Очень интересно общаться с коллегами, с теми, кто сталкивался с аналогичными задачами. За 30 лет накопилось много практики, но до сих пор сталкиваюсь с неожиданными взглядами, часто в позиции собеседника открываю для себя что-то новое и неожиданное.
Кем Вы хотели стать в детстве? Это как-то связано с вашей текущей работой?
В детстве я мечтал стать летчиком. До сих пор завораживает небо, полеты. Очень благодарен своему отцу, который привил мне интерес к математике. Я стал участвовать в олимпиадах, районных, городских. Дошел до республиканского уровня.
Наверное, я бы сильно удивился и просто не поверил, если тогда мне сказали, что я буду заниматься финансами и учетом.
Связана ли моя работа с детскими мечтами? Наверное, да. Командировки по нашей необъятной стране (а иногда и за границу) перекликаются с мечтами о полетах. А проекты до сих пор воспринимаются как интересные задачи, с которыми ты успешно справляешься.
Расскажите, как проходит самый обычный день самого обычного финансового директора?
Я постарался описать рабочую обстановку в зарисовке «Один день из жизни финансового директора». Конечно, ситуация придумана, но очень близка к реальной жизни. Обычное расписание обычного рабочего дня примерно следующее.
6-8 утра. До начала рабочего дня контроль отработки ночных процедур, краткий анализ новых сделок, вчерашних поступлений, изменений планов, прогнозов и факта за вчера. Такой мониторинг позволяет войти в рабочий ритм и адекватно оценить реальную ситуацию.
8-10 утра. Время для планирования, коррекции расписания дня, подтверждения ключевых задач, совещаний, контроля результатов и, непосредственно, рабочих задач.
10-17 рабочий день. Тщательное планирование позволяет решать основные вопросы в «текущем режиме». Конечно, случаются неожиданные сюрпризы и форс-мажоры, но у хорошего финансового директора таких «подарков» не должно быть много.
Вечер. Можно заняться чем-то «для души». Подготовит материал для блога, пообщаться в чате, просто отдохнуть: почитать интересную книгу или посмотреть фильм.
Вы любите свою работу?
Человек должен заниматься тем, к чему у него лежит душа. Можно «из-под палки» стать хорошим ремесленником и даже профессионалом, но, если ты не любишь свое дело, действительно впечатляющих результатов не достигнуть.
Мне очень повезло — я занимаюсь любимым делом, мне нравится моя работа, получаю удовольствие от общения с аудиторией Iteam.
Иногда, когда устаешь от бесконечной суеты и текучки, хочется вернуться к интересным задачам, которыми занимался в Академии наук СССР. Подготовил материал для двух кандидатских и начал замахиваться на докторскую… Конечно, это осталось несбыточной мечтой. Но иногда очень хочется забраться в какую-то глушь и тряхнуть стариной. Заняться искусственным интеллектом, выстраивать алгоритмику «по-Журавлеву», рассчитать точки бифуркации истории человечества…
Дмитрий, какую оценку Вы поставите себе как руководителю?
Если руководитель ставит себе оценку ниже «отлично», он недостаточно хорошо работает над собой и недостаточно хороший руководитель. Всякий раз, когда возникает опасение, что твоя оценка опускается, до «хорошо», надо серьезно работать над собой, чтобы вернуть «отлично». Надеюсь, у меня это получается.
У Вас есть свой девиз или личное кредо руководителя?
Вряд ли современный руководитель формулирует цель в жизни или девиз, это удел политиков. Но среди многих крылатых фраз, наверное, ближе всего цитата из фильма Два капитана – «Бороться и искать. Найти и не сдаваться».
По-вашему, какими качествами должен обладать хороший руководитель?
Руководитель отвечает за успех своего дела, за результаты своего проекта. Для этого необходимо:
1. Быть профессионалом. Четко понимать не только постановку задачи, но и пути, методы и технологию решения. В идеале — иметь большой практический опыт решения таких задач. Никакие специалисты, никакие консультанты не заменят понимание сути. Ответственность всегда на руководителе. Он должен разбираться в сути не хуже своих специалистов (консультант только инструмент, помощь руководителю). Принимать продуманное, адекватное решение, обеспечивать ресурсы. Контролировать и нести личную ответственность за результат.
2. Управлять и взаимодействовать с людьми. Необходимо эффективно управлять своими сотрудниками, выстраивать рабочее взаимодействие с коллегами, налаживать взаимоотношение с руководством. Работа с людьми, конечно, не заменит профессионализм, но и профессионализм не обеспечит результатов без слаженной команды единомышленников и поддержки руководства.
3. Уметь эффективно организовать собственную работу. Ежедневно скапливаются десятки и сотни вопросов. Грамотно структурировать задачи, распределять ответственность, ничего не упустить и проконтролировать результаты — основная обязанность начальника.
4. Просто быть адекватным человеком. Иногда не сорваться в бесконечной суете и нервотрепке, не вспылить и не опустить руки сложнее, чем решить самую трудную проблему.
Вы используете в работе приемы тайм-менеджмента? Если да, то какие?
Очень помогает в работе знаменитая «Матрица Эйзенхауэра» — деление задач на важные и неважные, срочные и несрочные. Хороший руководитель 85% времени уделяет важным, но не срочным делам; а не важные и не срочные просто игнорирует. Такое структурирование позволяет резко повысить эффективность своей работы.
Крайне важно планирование. Уделив два часа составлению детального плана один раз в неделю и пятнадцать минут в день на коррекцию оперативки, можно сэкономить десятки, если не сотни, часов рабочего времени. Очень советую почитать книгу Ли Яккока. Очень много полезного для руководителя любого уровня.
И последнее — если все делать самому, на все никогда не хватит времени. Не стоит жалеть полчаса на распределение задач по сотрудникам и смежникам. Не стоит контролировать каждый чих исполнителя. Поговорил пятнадцать минут с коллегой, определил сроки, результаты. Если нужно, обсудил методы решения — переключайся на другие задачи. Твоя обязанность, как руководителя, проконтролировать не процесс, а результат. Час на постановку задачи экономит несколько дней работы. И эта работа исполнителя, а не руководителя.
Сколько времени Вы посвящаете работе и семье?
К сожалению, работа съедает большую часть времени современного руководителя. Со своими сотрудниками и коллегами я общаюсь больше, чем с семьей. Но у каждого должен быть надежный тыл. Ничто не заменит общения с женой и дочками (их у меня 3).
Когда утром я уезжаю на работу, они еще спят. Но в свободную минуту поговорить по телефону, а вечером просто посидеть за семейным столом — этого не заменит никакая работа.
А как вы отдыхаете, если свободного времени остается так мало?
В студенческие годы я увлекался водным туризмом. Плавал на каяке по порогам, сидел у костра с гитарой. Конечно, сейчас уже трудно выбраться на горную речку, катамаран и каяк давно заброшены, а струны на гитаре перебираешь раз в 3-4 месяца. Что остается кроме работы? Книги, общение, хорошие фильмы.
Можно сказать, что жизнь удалась?
Я отношусь к категории счастливых людей. Занимаюсь тем, что мне нравится и это приносит мне деньги.
Наверное, занимаясь, чем-то другим, можно зарабатывать больше. Но в глубине души, я, похоже, остался старшим научным сотрудником. И как любой ученый, удовлетворяю свое любопытство за казенный счет. Каждый новый проект, каждая новая проблема — это интересная задача. Часто такие задачи встречались уже неоднократно, решение очевидно — это просто разминка. Интересно, когда «шаблон не подходит», приходится думать, искать неожиданные пути — и решение приходит. А радость успеха приносит ни с чем не сравнимое удовлетворение. Смог. Справился. И эта задачка оказалась тебе по зубам.
Как в далекие школьные годы на математических олимпиадах, главное не приз или грамота, главное — чувство победителя. Наверное, похожие эмоции испытывают спортсмены, поднимаясь на пьедестал. Если любимое интересное дело удается, если можешь обеспечить свою семью, наверное, стоит считать, что ты чего-то достиг в этой жизни. И пусть у меня не Бэнтли и даже не BMW, а корейский паркетник, пусть дача не на Рублевке, а семь соток рядом с бетонкой, в целом, жизнь удалась….
А чего стоит такой успех? Наверное, надо много думать и много работать. Много думать, чтобы работа была не в стол. Много работать, чтобы работа приносила реальные результаты и нормальный доход. Я пятнадцать лет не брал полноценный отпуск. На работу прихожу в шесть — семь утра. Иногда рабочий день до девяти вечера. Бывает, устаю. Но меня поддерживают коллеги, друзья. Дома обеспечен надежный тыл. Мне 53 года, но силы еще есть, есть понимание, что еще 15 или 20 лет могу работать в таком режиме, приносить пользу и получать удовольствие, видя результаты своей работы. А деньги? Всех денег не заработаешь. Но на жизнь хватает. Я выбрал такую жизнь сам и не жалею о своем выборе.
Дмитрий, чувство юмора и смех продлевают жизнь. Поделитесь с нашими читателями какой-нибудь хорошей шуткой о бизнесе или руководителях.
Я лучше приведу свой любимый тост: “Так выпьем же за наше безнадежное дело, которое находится в наших надежных руках!”
Сколько раз, сталкиваясь с самыми сложными и неожиданными проблемами, упорная работа, опыт и здравый смысл позволяли найти эффективное решение. Практика позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, понимая, что нет проблем, есть задачи и мы в состоянии их решить.
Автор: Ольга Андреева