Понедельник, 19 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Управление финансами

Строим финансы. Управление сетью магазинов

Дмитрий Корнилин Дмитрий Корнилин
29.06.2017
в рубрике Управление финансами
0
Строим финансы. Управление сетью магазинов
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
1
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Содержание

«Вот я слушал вас всех долго, терпеливо и внимательно и, наконец, понял …». Все помнят продолжение репризы популярного советского сатирика? Фраза удивительно точно отражает отношение многих собственников к профессиональной тусовке аналитиков. «Мнение стороннего консультанта, не отвечающего за финансовый результат, не защищающего бюджет и исполнение перед акционерами и формирующего посмертный баланс спустя неделю, а то и месяц после того, как надо было принять управленческое решение, меня, конечно, интересует, но как-то не очень…». Комментарий, прозвучавший в одном горячем споре, может и задел чьи-то профессиональные чувства, но вполне актуален.

Попробуем перейти к практике – показать, как можно выстроить финансовое управление реальным бизнесом на примере небольшой розничной сети нескольких магазинов.

Основные цели нашего проекта

  • Ежедневное формирование производственного PL – включая, как минимум, продажи и маржу по магазинам и всей сети. Естественно, каждый показатель может быть легко расшифрован вплоть до первичной операции.
  • Контроль текущего исполнения бизнес-плана, прежде всего, по выручке и марже.
  • Получение эффективного инструмента обоснования принятия оперативных управленческих решений

С чего начать? Наводим предварительный порядок

Определяем центры ответственности (ЦО)

Для небольших компаний в качестве ЦО могут быть непосредственно магазины (торговые точки). В компаниях крупнее могут выделятся отделы по товарным группам или видам продаж.

Приводим в порядок номенклатор товаров

Каждая товарная позиция должна иметь уникальный код. В маленьких магазинах номенклатор обычно содержит 200-300 наименований, в тех, что покрупнее – тысячи и десятки тысяч. Конечно, с подобным списком невозможно работать эффективно. Номенклатор должен быть структурирован на группы (при длинном списке – несколько уровней).

Из статистики реальных проектов на верхнем уровне рекомендуется выделять не более 5-7 групп, каждая из которых в свою очередь может состоять из нескольких категорий и далее до каждой товарной позиции. Например, можно выделить мебель, посуда и канцелярия. Мебель, в свою очередь, состоит из стульев, столов и диванов…

Определимся с основными бизнес-процессами (БП)

Самым главным и значимым является продажи – мы отпускаем товар покупателю, получая за него оплату. В розничной торговле продажа и получение денег обычно совпадают. Для простоты мы не рассматриваем особые случаи (например, продажа в кредит или депозиты клиентов), когда эти процессы разделены (здесь возникают расчеты с покупателями).

Чтобы продать что-то ненужное, надо купить что-то ненужное – рекомендуется в оперативный учет включить закупки – получение товара от поставщика (оприходование на склад). Для контроля ежедневных остатков следует списание.

В реальных проектах встречаются и другие товарные БП – например, формирование товара из комплектующих, недостача-излишек по результатам инвентаризации и тп – для простоты мы не будем учитывать подобные операции.

Определимся с правилами игры

Самым неочевидным вопросом учетной схемы является определение себестоимости отгруженного товара. Мы уже обсуждали управленческий подход к расчету себестоимости – когда каждый товар имеет нормативную цену (расчетную или определяемую экспертом).

При стабильных ценах и небольшом номенклаторе можно задать такой Street Price (цена обычной розничной продажи) вручную и поддерживать необходимые изменения. Если колебания цены в течение месяца значительны, вести полный список нормативных цен очень трудоемко. В последнем случае для финансового управленческого учета приходится использовать бухгалтерскую схему расчета себестоимости (иногда выделяя для наиболее значимых товаров нормативную цену).

Для основных БП получим 2 варианта учетной схемы.

Управленческий подход

  • Продажи – выручка по фактическому чеку, себестоимость отгрузки (COGS – Cost of Good Sales) – нормативная цена * количество по каждой товарной позиции.
  • Отклонения себестоимости при продаже – нормативная себестоимость – расчетная себестоимость.
  • Закупка – оприходование товара по нормативной цене (сумма * кол-во по каждой позиции), отклонения по закупке – фактическая стоимость – норматив.
  • Списание – нормативная цена * кол-во по каждому товару. Если ставится задача соотнесения управленческого и бухгалтерского учета, можно либо вести статью «отклонения по списанию» либо применять бухгалтерскую себестоимость для определения суммы списанного товара.

Бухгалтерский подход

  • Продажи – выручка по фактическому чеку, себестоимость отгрузки (COGS – Cost of Good Sales) – расчетная себестоимость проданного товара.
  • Закупка – оприходование товара по фактической цене.
  • Списание – по расчетной себестоимости товара.

Наводим порядок с источниками первичных данных

Необходимо организовать рабочее место администратора, основной ведение и сопровождение основных справочников (поддержка номенклатора и нормативной цены, прайс-листа и пр). Дополнительно администратор может выполнять и системные функции – например, определение прав доступа пользователей и резервное копирование данных.

Важную роль играет фиксация бюджета – для каждого центра ответственности фиксируются плановые (целевые) показатели продаж, себестоимости и маржи. При небольшом списке товара бюджет может определятся в разрезе каждой товарной позиции. В реальных проектах планирование осуществляется в разрезе групп и категорий товара. Списание может планироваться исходя из нормативов, полученных при анализе статистики фактических операций.

Внедрен производственный PL. Что дальше?

Итак, основная задача первого этапа проекта решена – руководитель (собственник) ежедневно видит текущие продажи по состоянию на вчера, оперативно может оценивать степень достижения бюджетных показателей по выручке и марже. Естественно, подобный анализ может быть проведен в разрезе каждой группы/категории товара по каждому магазину или в целом по компании. Но аппетит приходит во время еды – получив возможность оперативного контроля бизнеса, можно оперативно ставить и решать задачи, изначально не включенные в проект. Упомянем наиболее востребованные в реальной жизни.

Работа по отклонениям

Анализируя эти показатели, можно прийти к неожиданным выводам. Если суммы отклонений значительно влияют на результат, то реальная стоимость товара существенно отличается от наших ожиданий. Такое возможно в двух случаях – либо закупается дорогой товар, либо мы недооцениваем реальную стоимость. Первое – серьезный повод заняться логистикой. Второе – проверить наши бизнес планы и бюджеты, возможно, требуется серьезная корректировка ожидаемых результатов.

Отчет о нулевых продажах

Имея ежедневную статистику продаж, можно легко выделить товарные позиции, не продаваемые в течение дня, недели, декады, месяца. Зачем держать их на складе и тратить деньги на закупку? Конечно, бывает необходимость поддержания ассортимента, надежда на перспективные продажи. Но, в любом случае, отчет требует особого внимания. Возможно, стоит отказаться или снизить закупки такого товара. В реальных проектах даже беглый анализ позволяет сократить лишние закупки на 7-10 %, а это – неплохая экономия.

Оборачиваемость товара

Один из самых больных вопросов розничной торговли – определение оптимального ассортимента и объема закупок. Недостаток ходового товара снижает наши продажи – покупатели, не найдя требуемого, скорее всего, реже будут заходить в магазин. Избыточные закупки выбрасывают далеко не лишние деньги на ветер. Хорошей оценкой является сравнение остатков с ежедневными объемами продаж. Если цепочка от заказа до доставки занимает неделю, то и в магазине на складе у нас имеет смысл держать чуть более недельного запаса советующих позиций. Грамотно выстроенный анализ позволяет экономить до 15% на оптимальном плане закупок.

Маркетинговый анализ

Набрав статистику продаж, мы можем провести как ABC, так и XYZ-анализ. Подобные инструменты из голой теории становятся востребованы и начинают приносить реальные практические результаты. Значит, управлять бизнесом можно не по ощущениям, а опираясь на реальную картину.

Мотивация

Получив объективную картину бизнеса, мы можем организовать обратную связь, реально оценив работу как продавцов, так и службы закупок. Причем, такая оценка не только объективна, но и прозрачно – каждый понимает из чего складывается результат его деятельности. Если оценка справедлива и результаты ее отражаются на зарплате, получаем эффективный рычаг мотивации.

Наладив производственный PL, можно двигаться дальше. Впереди – управление денежными средствами, контроль накладных расходов и инвестиций. Впрочем, эти вопросы требуют отдельного обсуждения

Метки: Внедрение учетных системУправленческий учетФинансовое управлениеФинансы
Предыдущий

Эффективное управление запасами. Планируемое время выполнения заказа и страховой запас

Следующий

Корпоративная методология управления проектами: основные документы

Похожие Статьи

Построение системы управления финансами
Управление финансами

Построение системы управления финансами

17.04.2024
Введение в финансовый менеджмент. Как компании управляют финансами
Управление финансами

Введение в финансовый менеджмент. Как компании управляют финансами

23.02.2023
Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты
Управление финансами

Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты

26.09.2022
Следующий
Корпоративная методология управления проектами: основные документы

Корпоративная методология управления проектами: основные документы

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!