Содержание
Что такое корпоративная культура, и как подойти к ее формированию? Автор дает ответы на эти вопросы и предлагает опробованный на практике инструмент, направляющий развитие корпоративной культуры в правильном направлении.
К понятию «корпоративная культура» у HR-сообщества и их заказчиков отношение неоднозначное. Одних — это выражение пугает своей неопределенностью, невозможностью пощупать на практике конкретный результат данной работы. Соответственно возникает защитное и быстро-очевидное решение – лучше на это особо не заморачиваться. Другие, наоборот, ничего проблематичного в данном явлении не видят, и уверенно предлагают различного рода услуги, связанные с корпоративными мероприятиями, «тимбилдингами», написанием кодексов «правильного поведения» и пр. пр. Сводя, тем самым, суть работы к «коллективному позитиву», «эмоциональному заряду» и «правильным указаниям» сотрудникам.
Само же содержание спроса и предложения позволяет сделать следующий аккуратный вывод. Увы, по всей вероятности, рынок услуг в направлении развития корпоративной культуры таков, каковы в настоящее время требования к нему со стороны заказчиков. И наоборот, уровень предложений в данной сфере определяет состояние вопроса.
Постараюсь внести свой скромный вклад в разнообразие методов работы с персоналом во внутрикорпоративной среде. Итак, главные вопросы статьи: Как связаны корпоративная культура и дискуссионный клуб? Зачем он нужен? И как это работает?
Корпоративная культура это …
Для начала несколько идей относительно сути самой «корпоративной культуры» как таковой . Этот атрибут присущ любой компании, независимо от того, признается такое явление или нет. Если люди постоянно общаются между собой, то там обязательно возникает определенная культура. Она весьма точно дифференцирует «своего» и «чужого», поскольку всегда обладает четкими критериями – так или иначе сложившимися ценностями или, иными словами, неформально принятыми неформальными правилами поведения. Не беря во внимание содержательную сторону служебных коммуникаций, можно утверждать, что любое общение — это всегда трансляция тех или иных ценностей.
В этом смысле корпоративная культура по своему определению – есть система сформированных ценностей, определяющих реальное поведение сотрудников в компании и способы их служебного взаимодействия. Из этого вытекают несколько важных следствий, позволяющих сформировать правильные подходы к развитию корпоративной культуры компании:
- Если не заниматься целенаправленным формированием тех ценностей, которые обеспечивают успех компании, то их место стихийно занимает иной состав ценностей. Как правило, этот состав формируется в «курилках» и растет буйным цветом как сорная трава, забивающая ростки культурных растений.
- Сформировавшись, культура не любит изменяться. Система ценностей (хороших или не очень) стремится сохранить свой «гомеостаз». В этом сложность в управлении изменениями в данной сфере.
- Культура личности – это приобретенные ценности в течение жизни. Управлять этими ценностями не в наших силах. Но на них можно воздействовать, влиять, способствовать их трансформации. И если человек попадает в организацию с сильной корпоративной культурой, то он, в той или иной степени, приобретает элементы этой культуры.
- Для формирования и развития такой культуры, нужны усилия лидера. Лидеру для этого нужна группа «апостолов», «апостолам» нужна когорта проповедников и т.д. Отсюда становится понятным, что любая целенаправленно формирующаяся корпоративная культура возможна только, если нужной системой ценностей овладевают в первую очередь управленческие умы. К ним отнесем «капитанов» компаний, их первых помощников – руководителей структурных подразделений, вместе с кадровым резервом. Именно они призваны быть главными трансляторами полезных для компании ценностей. Они должны уметь грамотно это делать.
- Ценности важно сделать публичными. Они должны провозглашаться, объясняться, транслироваться. Нет другого способа передавать ценности иначе, как общаясь с людьми. Соответственно, и изменить ценности можно только через коммуникации. Отсюда должны быть сформированы направленные каналы коммуникаций, «каналы реализации» полезных ценностей (по аналогии с коммерческими каналами сбыта). В каждом из них необходимо иметь соответствующие «инструменты» трансляции.
- Парадокс в том, что люди, нуждаясь в ценностях, привыкли говорить, о чем угодно, но не имеют привычки говорить о самих ценностях. Нужны неформальные и действенные форматы такого общения, которые решают более сложную (чем простое информирование) задачу — задачу внутреннего осмысления предлагаемых к приятию ценностей.
- Только люди, договорившиеся о ценностях, могут успешно действовать сообща, добиваться значимых результатов в своей совместной работе.
В рамках этого понимания и возникла идея использования формата виртуального дискуссионного клуба.
Что такое «Дискуссионный клуб»?
Возникает конкретный вопрос: Зачем он нужен? Первичное понимание ответа отражается в самом названии:
- Клуб – как место, где можно собраться и обсудить те или иные интересующие его участников вопросы.
- Дискуссионный – предполагает, что поставленные на обсуждение вопросы неоднозначны, точнее ответы на эти вопросы не очевидны и могут носить разнообразный, в том числе прямо противоположный характер. И требуется дискуссия, чтобы найти посередине лежащую истину.
- Виртуальный — не предполагающий непосредственного и длительного общения в определённом месте в определенное время. Решение очевидное, поскольку современная бизнес практика любой компании задает серьезные требования к времени. И его дефицит для успешного решения служебных задач, ощущает на себе каждый сотрудник.
Можно ответить на поставленный вопрос и по-другому. С одной стороны, есть компания, в которой работают сотрудники. И её интерес — быть компанией с правилами, понятными, органичными и естественными для работающих в ней людей. С другой стороны, есть сотрудники, которые работают в этой компании. И их интерес — знать, понимать и без какого-либо давления принимать целесообразные правила Компании. На пересечении этих интересов стоит «дискуссионный клуб», участвующий в решении следующих двух сверхзадач:
- Сформировать динамично развивающуюся компанию в гармонии с людьми, создающими её успех.
- Добиться появления максимального количества динамично развивающихся сотрудников в гармонии с Компанией, обеспечивающей им успех.
Технология проведения дискуссий
Несколько слов о том «как это работает». Формат реализации — электронный, на базе корпоративного портала «Битрикс 24» или других IТ-решений. Краткая логика выпусков такова:
- Публикация дискуссионной ситуации (конфликт, столкновение противоположных мнений, позиций) в виде рисунка-клипа-реплики и (или) краткого кейса.
- Обращение к потенциальным адресатам с просьбой отреагировать своим мнением на предложенную ситуацию (Кто прав и почему? Как разрешить? Какие последствия? и пр.пр.)
- Голосование участников с обязательным изложением своей позиции в виде реплики и оценок.
- Открытие для доступа проголосовавшим всех ранее высказанных мнений.
- Дискуссионный обмен репликами всех участников между собой.
- Завершение обсуждения путем публикации обобщающей статьи-позиции руководства Компании.
- Далее публикация очередной дискуссионной ситуации…
Пример: обсуждение проекта
Для более ясного создания образа приведу, наглядный пример двух связанных кейсовых ситуаций, предложенных для обсуждения в компании, где внедрялся виртуальный дискуссионный клуб. Они касались таких декларируемых ценностей как «нацеленность на эффективный результат» и «командный дух».
- «Красный»: данный проект мы будем выполнять, так как мне нужно. Я главный заказчик системы и лучше знаю, как это сделать.
- «Зеленый»: техническое задание по проекту не учитывает интересы смежных подразделений. Давайте вынесем это на обсуждение с коллегами.
- «Синий»: заказчик принял решение. Он и несет ответственность за все риски. Наше дело – выполнить техническое задание.
- Какие последствия могут иметь занятые позиции каждого из участников?
- Что значит, на Ваш взгляд, «брать» и «разделять» ответственность?»
Неоднозначные позиции «персонажей» породили различное отношение сотрудников к предложенному сюжету. Но это были позиции в отношении «персонажей» на тот начальный момент, когда герои сюжета пытались прийти к единому мнению, «договориться на берегу» прежде, чем реализовывать задуманный проект.
Пример: оценка результатов проекта
Для более глубокого понимания, после дискуссионного обсуждения в клубе, был предложен второй сюжет, явившийся логичным продолжением и развитием событий первого сюжета. Он касался довольно плачевных результатов реализации задуманного проекта. Образно его можно было бы назвать (по меткому выражению классика) «хотели как лучше, получилось как всегда» (см.рис.2).
- «Серый»: Ваш проект признается невыполненным. От смежных подразделений идут сплошные нарекания. У меня серьезные сомнения в его пользе для бизнеса. Я принял решение лишить квартальной премии всех участников проекта.
- «Красный»: Это несправедливо, система разработана и внедряется, а замечания «строчат» те, кто не хочет работать по-новому. Так всегда бывает.
- «Зеленый»: Почему я должен нести ответственность, когда о возможных рисках я предупреждал в самом начале?
- «Синий»: Я не совсем понял, в чем я виноват в сложившейся ситуации. Свою часть работы (согласно техническому заданию) я выполнил на 100%.
- Насколько правомерно решение «серого» руководителя и почему?
- Можно ли принять во внимание аргументацию «синего», «красного» и «зеленого»?
- Нужно ли наказывать всех участников проекта?
- Ваши предложения по разрешению сложившейся ситуации?»
Обсуждаем рабочие ситуации – формируем единые ценности
В целом обсуждение этого сдвоенного сюжета изменило индивидуальные позиции ряда сотрудников компании, заставило задуматься о тех ценностях, которые в опосредованной форме обсуждались в предложенном сюжете. Что важно, сдвиги в понимании не были навязаны сверху, а явились следствием внутренней работы, которую, незаметно для себя, проделали активные участники этой дискуссии. Каждым был сделан свой внутренний психологический шаг к пониманию важности утверждаемых ценностей, а значит и к их сознательному приятию как целесообразных правил служебного поведения в компании.
Предложенный инструмент не претендует на роль всемогущего и незаменимого, универсального и единственного. Это один из вариантов, имеющий под собой рациональное обоснование и получивший положительную апробацию в реальной практике работы по формированию и развитию корпоративной культуры.
Решение этой столь сложной и, одновременно, сверхважной управленческой задачи лежит в плоскости системных усилий, как с точки зрения состава участников её реализации, так и с позиций использования различных форм и методов работы. Как говорится «дорогу осилит идущий» и… ясно видящий направление своего движения. Но это уже выходит за рамки заданной статьей темы.