Чего больше у вас в компании: подвига или системы?

0
ПОДЕЛИТЬСЯ
300
ПРОСМОТРЫ

Мы постоянно путаем местами важные и нужные инструменты… И сегодня я про “систему” и “подвиг”. Вопрос с ходу: чего больше у вас в компании: подвига или системы? А в личной жизни?

По большому счету можно строить работу любой компании (да и личную жизнь) 2-мя способами:

  1. Посредством “системы”. Слово и его восприятие немного испорчено, у многих ассоциируется очень механично. Это не так, и я попробую коротко рассказать ниже;
  2. Через “подвиг”.

Простой пример для понимания. Скажем так, вы занимаетесь ремонтами. У вас малый бизнес, и решили вдруг так (неожиданно)… А не плохо бы денег побольше. Как можно решить эту задачу? Я вижу, как минимум, 2 варианта:

  • Системно. Смотрим, где “узкое место” для денег (дальше не буду объяснять термины с вашего позволения): возможно, расходы большие у компании (резать надо), или лидов мало, или конверсии в продажу не хватает, или не успеваем выполнять обязательства (производство хромает, жалоб много), или не умеем развивать клиента и т.п. Понимаем, что дело “в лидах”. Нужно 280 лидов в месяц, сейчас и 45 не набирается. Отлично! Делаем хороший “лид-магнит”, запиливаем быстро лендинг для экспресс-тестирования, включаем контекстную рекламу, РСЯ, КМС, таргетинг, сервис поиска лидов из соцсетей. Налаживаем работу системы обработки лидов, выделяем бюджет и поехали. Если гипотеза дает результат, закрепляем, стандартизируем разумно, поправляем, переводим в зону “RUN”. На все это уйдет от 2 до 5 недель, но появятся наброски той самой “системы”. Которая может работать без вас в дальнейшем;
  • Подвиг. Бежим по знакомым, забираемся во все доступные тендеры, шарим по газетам и объявлениям, садимся на телефон… Хаотично, импульсно, не воспроизводимо (не повторимо без вас в дальнейшем), не масштабируемо (в перспективе). Одним словом – НЕ СИСТЕМНО. Зато быстро и “ненадолго”. Когда перестанет работать, что будет нужно сделать? Правильно – следующий подвиг! Кто будет делать? ВЫ…
    И это самое грустное в этом уравнении «предпринимательского счастья», которое строится на постоянном подвиге.

Давайте немного разберемся с понятиями:

Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, организованных определенным образом для достижения какой-либо цели. И не надо думать, что это обязательно что-то «твердое», как залитый бетон. Не правда!

Подвиг — это героический поступок, совершенный в трудных условиях. Героизм штука хорошая, но вредная, сволочь. Особенно для здоровья, особенно в больших количествах. Не верите, можете проверить на себе)

А как правильно? Не торопитесь…

Думаю, что нужен и подвиг, и система

Как вы заметили… Чаще мы (Руководители) делаем “подвиг” там, где нужна “система”. И в итоге не оставляем сил для “подвига” там, где он сегодня жизненно необходим. А “где” это? Как мне кажется точно “зона подвига”:

  • Создание, тестирование и коммерциализация новых продуктов (услуг, сервисов);
  • Выдвижение и тестирование гипотез для улучшения (ускорения, удешевления, упрощения) участков работы (бизнес-процессов) и проектов, которые берет в портфель компания;
  • Заражение новой идеей коллектива. Как часто жалуются собственники: «Ты знаешь, раньше мне на раз, два, три было поднять коллектив. Включить, зажечь, сделать pivot. А сейчас… Устал, нахрен мне все это не нужно. Может ты это сделаешь?»)
  • Изменение и улучшение текущей системы как главный вектор

И как вы догадались, все остальное сегодня надо доверить “системе”:

  • Рекрутинг, адаптация и развитие ваших сотрудников
  • Лидогенерация
  • Продажи
  • Выполнение обязательств
  • Сервис
  • Управление финансами
  • Логистика и т.п.

При этом не стоит забывать, что настоящая система должна быть:

Устойчивой — это мера, определяющая способность системы выживать и сохраняться в изменчивой среде. Противоположность устойчивости – жесткость и ригидность. Что делает наш организм, когда в него попадает вирус (внешняя, изменчивая среда)? Он вырабатывает антитела, поднимает температуру, мобилизует ресурсы для борьбы. Очень даже себе устойчивая система. Когда появляется сильный конкурент, устойчивая компания найдет способы как поправить ситуацию. Новое позиционирование, программы лояльности, оптимизация бизнес-процессов для “сокращения” дистанции “клиент-компании” и т.п.
Самоорганизующейся — способной обучаться, усложняться, эволюционировать. Натерли мозоль в новой обуви… Что делаем? Клеем пластырь, брызгаем жидкостью для растяжения кожи, делаем выводы на будущее (подъем подходящий, колодка)… Если в вашей компании 1 сотрудник допустил ошибку… Как об этом узнают другие, это станет доступным “знанием”, как вы системно измените их привычки?
Иерархичной. Клетка вашего сердца — это подсистема сердечно-сосудистой системы. Она в свою очередь подсистема вашего организма. Вы входите в систему — семья. Она входит в систему — жители вашего дома. И так можно подниматься по иерархии систем. Похожим образом стоит строить компанию.
Не буду вас дальше грузить системным походом. Внимательные читатели уже заметили, что

“Подвиг” встроен в “систему”.

Не противоречит ей, не является чем-то отдельным, не вступает в конфликт. Система через него перестраивается и развивается (если доза “подвига” оптимальная и он не хронический). Важно понять, что его (подвига) не должно быть слишком много…

Вы же не задумываетесь сейчас, как должно работать ваше сердце?
Как вам дышать?
Какие ферменты и в каком количестве выработать, чтобы переварить все то, что съели сегодня на обед…
Это делает “система”! Отравитесь, организм сделает небольшой системный “подвиг” и проведет быструю “очистку” (рвота, температура, чувство голода на некоторое время и т.п.)

Как привести вашу компанию поближе к хорошему “системному” состоянию? Точнее говоря в терминах выше — улучшить систему…

С чего начать:

  • Обсудите и сделайте со своими коллегами перечень участков, где сейчас УЖЕ есть “система” и пусть остается. Повнимательнее, точно есть такие места…
  • Выпишите, где сейчас “подвиг”, а пора бы сделать “систему” в ближайшие 2-3 месяца. Пусть это будет 2-3 приоритетных участка. Ищите их “ближе к клиенту”.
  • Соберите перечень участков, где должен быть “подвиг”, и не надо этого бояться. А то бизнес протухнет вместе с собственником.
  • Внедряйте системные инструменты управления: целеполагание, стратегия, бизнес-процессы, оргструктура, корпоративная культура, управление по показателям.

И помните

В начале “подвиг”, потом  “система”…

Точнее, в начале должен быть маленький (безопасный, не фатальный, если не получится) подвиг = системное тестирование и проверка гипотез. И потом, если все пойдет ОК, закатаем это в “систему”.

Направьте свои силы на главный подвиг = создать и развивать “систему”, тогда остальное сделает сама “система”…

Автор: А. Шемякин

Источник: материалы сайта вашевремя.рф

Похожие Статьи

Следующий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новые статьи