С таким вопросом обратился ко мне один из клиентов. Ответ публикую, поскольку эти советы будут полезны большинству руководителей.
Прежде всего, позаботьтесь об ослаблении демотивирующих факторов. Пока они действуют, любые усилия по созданию мотивации будут бесполезны. О факторах демотивации и подходах к их устранению я говорил на мастер-классе «Мотивация без кнута и пряника».
- Принципы правильной, продуктивной, способствующей успеху компании корпоративной культуры можно сформулировать двумя словами: «Уважение и Доверие«. Это значит, что лидер, руководитель компании должен строить свои отношения с сотрудниками на основе уважения и доверия, что руководители всех подразделений должны делать то же самое. Когда руководители всех уровней действуют таким образом, создаются условия длявовлеченности сотрудников. Для них работа становится не просто местом для заработка, а возможностью для самореализации, для достижения каких-то высот в своей жизни. В этом случае они отдают работе больше энергии, проявляют больше инициативы, больше старания. При этом компания становится более результативной и эффективной.
Отношения уважения и доверия начинают складываться, когда руководители всех уровней применяют лидерский стиль руководства, то есть, руководствуются следующими принципами.
- Воспитывать сотрудников на личном примере; руководитель должен сам следовать принципам, которые проповедует.
- Выступать учителем для своих подчиненных, развивая у них необходимые знания и навыки.
- Стимулировать стремление к знаниям, поощрять обучение.
- Давать сотрудникам возможность профессионального роста, предлагая задачи возрастающей сложности.
- Стимулировать творчество, инициативу; не оставлять без внимания предложения по улучшению работы, стараться находить в них рациональные зерна.
- Отмечать успехи, поощрять достижения, не оставлять не замеченной хорошую работу; хвалить публично.
- Критиковать сотрудников без свидетелей, за конкретные проступки, опираясь на факты.
- Демонстрировать нетерпимость к лени, безответственности, недисциплинированности, безразличию, перекладыванию своей работы на других.
- Не допускать клановости, семейственности, личных мотивов во взаимоотношениях с подчиненными.
- Всегда выполнять обещания.
Таким образом, создание позитивной корпоративной культуры нужно начинать с себя, то есть, с руководителей. Рекомендуемая последовательность действий:
- Всем руководителям посмотреть мастер-класс «Что должен знать каждый руководитель о мотивации сотрудников».
- Провести мозговой штурм: «Какие факторы демотивации имеются в нашей компании?». Выявить эти факторы, выделить наиболее значимые, выработать план действий по их преодолению.
- Один раз в неделю проводить совещания всех руководителей, посвященные мотивации и корпоративной культуре. На совещаниях обсуждать следующие вопросы: Что сделано для преодоления факторов демотивации? Насколько успешны эти действия? Ослаблено ли действие факторов демотивации?
Каковы результаты внедрения лидерского стиля руководства?
Каждый руководитель — от генерального директора до руководителя отдела сообщает о том, что он сделал за прошедшую неделю для внедрения лидерского стиля руководства, примеры успеха, опыт неудач, обсуждение. Это взаимное обучение позволит выработать правильные подходы, укоренить лучшую практику.
Как понять, повысился ли уровень вовлеченности сотрудников компании в результате проводимой работы? Отслеживайте основные факторы, определяющие уровень вовлеченности сотрудников:
- Сотрудники осознают свое участие в важном деле.
- Сотрудники понимают цели и стратегию компании.
- Сотрудники понимают свою роль в достижении стратегических целей.
- Руководство ценит вклад сотрудников в результаты компании.
- Поставлены измеримые цели для сотрудников
- Имеется возможность отслеживать достижение поставленных целей
- Сотрудники имеют высокую степень самостоятельности
- Руководитель дает справедливую оценку достигнутых результатов
- Сотрудники получают поддержку со стороны коллег
- В коллективе хорошее взаимодействие, коммуникации в ходе работы
- Отношения в коллективе основаны на доверии и уважении
- Сотрудники хорошо информированы о планах и деятельности компании
- Руководители компании внимательны к мнениям сотрудников
- Инициатива сотрудников поощряется и поддерживается
- Руководители проявляют интерес к сотрудникам как к людям
Обсуждайте наблюдаемые проявления этих факторов в различных подразделениях. поддерживайте все, что способствует их усилению и противодействуйте негативным явлениям. Если по каждому из этих факторов вы наблюдаете прогресс, значит вовлеченность ваших сотрудников растет, значит ваша корпоративная культура становится более продуктивной и способствует повышению успеху бизнеса.
Когда вы выполните данные рекомендации, напишите мне о результатах, я дам методику проведения оценки вовлеченности сотрудников.
Автор: Александр Кочнев
Источник: Блог Александра Кочнева