Пятница, 9 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Управление финансами

Случай из практики №10. Оперативность или точность?

Дмитрий Корнилин Дмитрий Корнилин
03.11.2017
в рубрике Управление финансами
2
Случай из практики №10. Оперативность или точность?
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
146
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

В моей компании конфликт между финансистом и главбухом. Первый считает, что главное — ежедневно получать оперативные отчеты, не считаясь с тем, что многие документы не оформлены, суммы до конца не выверены, процессы не до конца проанализированы. Бухгалтер утверждает — что в учете основное наличие документов и точность. Как вы считаете, кто из них прав?

Ответ простой — правы оба.

С одной стороны, как бы мы не налаживали дисциплину документооборота, как бы не требовали от контрагентов предоставления всех документом, идеала достичь невозможно. Всегда будут задержки, акты запаздывают, счета не доходят до информационной системы вовремя. Чтобы решить все эти вопросы, требуется время, часто не день-два, а недели, иногда месяцы. Спросите управленца, можно откладывать на неделю срочные оперативные решения или экономика нужна руководителю сегодня, максимум по состоянию «на вчера вечер», а лучше с учетом прогнозов и ожиданий? Директор не будет ждать, пока все документы придут в бухгалтерию и занесены в учетные системы со всеми нужными аналитиками. Для оперативного управления посмертный учет через неделю-две просто не нужен.

Значит, прав финансист? И руководители должны опираться не на выверенную бухгалтерию, а на экономические и управленческие прикидки? Никто не боится, что финансовые и экономические показатели оперативного учета сильно разойдутся с итоговой бухгалтерской отчетностью. И прибыль «по ощущениям» неожиданно обернется значительными убытками?

Где выход? Где выход? А есть ли он, выход?

Попробуем свести практический опыт к кратким тезисам.

  • Для принятия оперативных решений недостаточно самого продвинутого бухгалтерского учета. В компании внедряется управленческий учет, организованный по принципам и правилам, наиболее адекватным живому бизнесу.
  • Финансовый директор (CFO – chief financial officer) отвечает не только за управленческий учет, но и связь управленки с бухгалтерским учетом. Целесообразно включить бухгалтерию как организационную структуру в состав финансовой службы с прямым подчинением CFO.
  • Связь управленки и бухгалтерского учета предполагает постоянный мониторинг, контроль и анализ расхождений. Результат такого анализа может не только повысить адекватность управленческого, но и заметно улучшить качество бухгалтерского учета.
  • Наиболее эффективным технологическим решением организации управленческого учета в «связке с бухгалтерией» является создание единого учетного пространства (ЕУП). ЕУП подразумевает формирование транзакций изо всех оперативных учетных систем согласно принципам управленческого учета.
  • Практика показывает, что формирование ЕУП в рамках одной учетной системы (1С, ERP и пр) требует существенно больших ресурсов, чем модульная архитектура, например, организация «Хранилища Данных» (DWH — DataWarehouse).
  • Идеология DWH базируется на следующих принципах:
    — сбор первичной информации, преобразование согласно методике управленческого учета (ETL – extract, transfer, load);
    — формирование шины данных (ESB – enterprise service bus)
    — на базе транзакций ESB строится единое учетное пространство (ЕУП), формируются необходимые рабочие и отчетные формы.

И в качестве иллюстрации, пример из реальной жизни.

Головная боль с себестоимость отгрузки. Какая моя маржа?

В торговой компании один отдел торговал компьютерами собственной сборки. Закупались комплектующие  — корпуса, материнские платы, жесткие диски, мышки, мониторы, клавиатуры. Готовая рабочая станция продавалась как единое целое. Сумма выручки определяется просто – мы всегда знаем, сколько хотим получить от покупателя. А как быть с себестоимостью? Хотя бы с ценой комплектующих, без складских и общепроизводственных расходов? Все закупалось централизованно партиями по разным ценам. Невозможно определить сколько стоит каждая конкретная микросхема в каждом собранном компьютере.

Как оценить финансовый результат работы отдела? Как рассчитать хотя бы товарную маржу?

В 1С себестоимость каждой позиции ежедневно меняется. Иногда закупка дешевой партии резко снижает среднюю себестоимость, а дорогой – увеличивает. В результате одни и те же продажи могут давать как прибыль 5-7 %, так и уходить в минус. Что должен чувствовать руководитель, не зная с прибылью идут продажи или генерируют убытки? Как можно управлять, если 20-го октября маржа продаж с 1 по 15 октября поменяла знак?

Не обращать внимание на бухгалтерию? Мы проводили аудит компании за 3 года работы. Основной вопрос акционера – как получается, что руководитель отчитывается о прибыли, а бухгалтерия утверждает, что отдел приносит убытки.

Схема, благодаря которой удалось свести воедино коня и трепетную лань, согласовать результаты финансов и бухгалтерии, описана в материалах «Управленческая себестоимость» и «Операционный отчет о прибылях и убытках».

Внедрение такого учета потребовало дополнительных ресурсов. Проект внедрения занял месяц, в обязанности финансиста добавился контроль.

Стоил такой результат потраченных усилий? В нашем случае результат достигнут – налажен ежедневный контроль маржи, позволяющий оперативно принимать управленческие решения.

Метки: Бухгалтерский и Финансовый учетУправленческий учетФинансовое управлениеФинансы
Предыдущий

Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции экономической добавленной стоимости

Следующий

Основы бюджетирования

Похожие Статьи

Построение системы управления финансами
Управление финансами

Построение системы управления финансами

17.04.2024
Введение в финансовый менеджмент. Как компании управляют финансами
Управление финансами

Введение в финансовый менеджмент. Как компании управляют финансами

23.02.2023
Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты
Управление финансами

Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты

26.09.2022
Следующий
Основы бюджетирования

Основы бюджетирования

Комментарии 2

  1. Владимир says:
    7 лет ago

    У меня есть опыт создания систем управления на предприятии и управления ими.
    Конфликт между бухгалтерией и финслужбой всегда был, есть и будет.
    Проблема решалась путем разделения учета на финансовый или бухгалтерский и управленческий с четким разделением целей и ответственности.
    Бухгалтерский учет отвечает за фискальную устойчивость, управленческий учет отвечает за финансовый результат деятельности компании.
    И если Минфин требует исключительной точности в цифрах, расчета себестоимости по методикам Минфина, то управленческий учет в первую очередь оперирует понятиями вклад на покрытие и где-то там в конце высчитывает себестоимость.
    Да даже принципы формирования баланса в то время отличались в управленческом и бухгалтерском учете.
    В управленческом учете лучше быть грубо правым, чем точно ошибаться.
    Все базируется на мгновенно поступающей информации обо всем. И мгновенном анализе причин отклонений от ожидаемых результатов, принятия решений и проведения их в жизнь.
    И на создании резервов.

    Ответить
    • Дмитрий Корнилин says:
      7 лет ago

      Владимир! Поддерживаю Ваш подход — он показал эффективность на многих проектах. Хочется добавить, что, в отличии от бухгалтерского, управленческий учет включает не только факт, но планы, ожидания и прогнозы. И оперирует, кстати, не только рублями, но и «табуретками» и часами

      Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!