В качестве отклика на одну из недавних статей я получил замечательно умное письмо от одного из наших подписчиков. Привожу цитату из него:
Все правильные вещи зачастую упираются в стену под названием «корпоративная культура», о которой еще Питер Друкер сказал, что «культура съедает стратегию на завтрак». Есть компании, культура которых идеально подходит для внедрения процессного управления. Такие компании созданы учредителями с преобладанием А в коде Адизеса. Но есть и другие компании, во главе которых стоят чистые предприниматели, и под воздействием которых сформирована соответствующая культура управления. В такой компании на первом месте – предпринимательский подход к бизнесу, управление через коммуникации, через личностное взаимодействие. Я работаю в такой компании и понимаю, что у нас бесполезно внедрять то, что Вы предлагаете (конец цитаты).
Все верно, корпоративную культуру формирует личность основателя компании, и, если лидер не готов изменяться, то не изменится и компания. Часто я вижу как собственник тщетно бьется над внедрением различных «хороших» технологий управления, не понимая, что он сам и есть причина неудач этих благих начинаний. Добиваясь соблюдения правил и порядка в рабочих процессах, он сам вносит хаос и нарушает им же установленные правила.
Если амбиции собственника не простираются дальше границ небольшого семейного бизнеса, то он может продолжать руководить своей компанией в привычном для него стиле неограниченно долго.
Проблема в том, что такой бизнес нельзя масштабировать. Если у основателя компании есть амбиции расти, то перед ним встает задача построения системы бизнеса, способной справиться с задачами роста. Поскольку предприниматель, чаще всего, человек не системный, то решить эту задачу самостоятельно он не может. Если он понимает, в чем его проблема, то привлекает к управлению компанией менеджера типа «А» («администратора», по классификации Адизеса).
Однако на этом проблемы не заканчиваются, поскольку между предпринимателем и администратором неизбежно разгорается конфликт – одни и те же ситуации они видят по-разному. Предприниматель привычно «тушит пожары», а администратор настаивает на системном решении проблем, чтобы исключить возникновение «пожаров». Такое «хладнокровное» отношение к делу предприниматель воспринимает как равнодушие, бездеятельность, неспособность руководить, и расстается с управленцем. Потом нанимает второго, третьего и история повторяется, пока собственник не разочаруется в привлечении менеджеров и вернется к «ручному управлению», при котором компания окончательно утрачивает перспективу вырасти в серьезный бизнес.
Подобных историй великое множество. Я знаю немало ярких на старте компаний, которые подавали надежду стать звездами не только российского, но международного бизнеса, однако остались безвестными мелкими фирмами, погрязшими в борьбе за выживание.
Переход от ручного управления к системному бизнесу – главный барьер на пути каждой компании. К сожалению, его преодолевают немногие.
Итак, каким должен быть ответ на вопрос: нужен ли каждой компании процессный подход или более широко, системный подход к управлению? Ответ: нет.
Системный подход необходим только тем руководителям, которые имею долгосрочное видение и стремятся выстроить эффективную компанию, способную устойчиво развиваться и расти на протяжении многих лет.
Тем, кто идет по этому пути, мы предлагаем нашу поддержку в форме мастер-проекта «Создание системы управления процессами компании». За 4 месяца вы вместе с нами сделаете прорыв во внедрении системных методов управления бизнесом.
Автор: Александр Кочнев