Понедельник, 19 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Маркетинг и продажи

Управленческая себестоимость, часть 2

Дмитрий Корнилин Дмитрий Корнилин
05.06.2017
в рубрике Маркетинг и продажи
1
Управленческая себестоимость, часть 1
1
ПОДЕЛИТЬСЯ
752
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Покупаю за 2, продаю за 4 –
на эти жалкие 2% и живу…

«Начинается театр с вешалки – начинается прибыль с маржи»…

Бизнес зарабатывает «себе на жизнь», продавая товар по цене выше себестоимости. В простейшем случае («торговля») дороже, чем купил у поставщика. Естественно желание управленца контролировать не только объем продаж, но и маржу – разницу между ценой закупки и ценой продажи. Но один и тот же товар может покупаться у разных поставщиков по разным ценам и условиям. И задача определения себестоимости становится нетривиальной.

Есть 3 основных схемы расчета.

  • «Порционный метод» — каждая продажа «привязывается» к закупке. Мы не можем просто «отгрузить табуретку за 11», необходимо зафиксировать, что эта табуретка куплена неделю назад у конкретного поставщика по «цене 8». Вручную так «покрасить товар» довольно тяжело – большинство систем предлагают различные механизмы автоматизации подобной связки.
  • «Первым пришел – первым ушел (FIFO)» — все поступления сортируются по дате, и отгрузка идет, начиная с первой закупки. Кончается «первая закупка», товар берется из следующей.
  • «Последним пришел – первым ушел (LIFO)» — аналогично FIFO, только отгрузка начинается в обратном порядке «с последней закупки»
  • Средневзвешенный метод – стоимость закупки товара усредняется (обычно за месяц) и считается одинаковой для продаж.

Понятны претензии к «средневзвешенному методу». В течение месяца себестоимость меняется, задевает уже прошедшие отгрузки. Маржа прошлой недели может неожиданно скакнуть, если вчерашняя закупка изменила среднюю цену товара. «Управленцы не любят сюрпризов» и предпочитают отказываться от такой нестабильности.

Встречаются комбинированные схемы (например, усреднение цены по каждому контракту отдельно), но для простоты будем рассматривать схемы «порционная», FIFO и LIFO, считая что под каждую отгрузку мы можем определить поставку, не закапываясь в детали методов установления такой связки.

В реальной жизни эти понятные иногда приводят к неожиданным результатам.

Рассмотрим модель, очень похожую на «случай 2» из «примеров практики».

Закупки «табуреток» прошли по цене 3.1, 3.7 и 4.2, а продажи – «за 3.9».

При любой схеме расчета себестоимости (порционная, FIFO или LIFO) оценка маржи дает «весьма странные результаты». «Если повезет», то продажа принесет неплохую прибыль 3.9-3.1= 0.8 – более 25 % рентабельности. В среднем — результаты, скорее всего, окажутся скромнее 3-5 %. А при неудаче – «табуретки» продаются с убытком до 3.9 – 4.2 = -0.3. Вряд можно эффективно управлять при таких виражах на поворотах.

В реальном проекте неожиданное решение пришло из «славного» советского прошлого.

Во времена СССР не было проблемы с постоянно меняющимися ценами. Стоимость каждого товара фиксировалась «в гроссбухе». Как ни странно, подобная схема дает весьма эффективный инструмент управления и в «рыночных условиях».

Если мы постоянно «покупаем и продаем табуретки», то должны четко ориентироваться на «справедливую стоимость» (например, Street Price) каждой табуретки. В нашем примере такая базовая (или учетная) цена может быть 3.8. Удивительно, как упрощается схема управленческого учета.

Маржа «продажи табуреток» не плавает в течение месяца и справедливо определяется по отделам и продавцам. Если ты отгружаешь за 3.9, то с каждой табуретки «зарабатываешь» 3.9 – 3.8 = 0.1 примерно 2.6%.

Параллельно возникает эффективный инструмент оценки рентабельности закупки – если логистика заключила договор по цене 3.1, то принесла «в общий котел» 3.8-3.1 = 0.7 «с каждой табуретки». При цене 3.7 – «капает» 0.1, а поставка 4.2 приносит убыток в 0.4.

Имея такой понятный и «прозрачный» инструмент, можно эффективно организовать управление как закупками, так и продажами, сопоставляя ожидаемую маржу с другими финансовыми показателями — например, сроками поставки и оплаты, объемами и тп.

Дополнительный бонус — резко повышается эффективность и прозрачность бюджетирования. Запланировав продажу «100 табуреток», мы четко можем оценить их себестоимость, которая совпадет с управленческим учетом по факту. В финансовом балансе будут накапливаться отклонения — закупки дороже и дешевле базовый цены. И это так же полезная информация – если отклонения значительны, то мы «отрываемся от реальности» — справедливая стоимость «табуретки» реально больше (или меньше), чем мы рассчитывали. В этом случае имеет смысл скорректировать свои прогнозы и бизнес-планы.

Конечно, решение не универсально – невозможно корректно заранее определить «нормативную цену» по всей номенклатуре товаров и материалов (часто сотни тысяч позиций). Обычно приходится идти на компромисс – применять «смешанную схему».

Обычно «управленческая себестоимость» применяется к наиболее важным позициям (реально до 20-30 тыс номенклатуры), для остального – остается «классическая схема».

 

Начало: часть 1

Метки: Бухгалтерский и Финансовый учетМотивацияСебестоимостьУправленческий учетФинансы
Предыдущий

Что мотивирует сотрудников?

Следующий

Как прикажете вас понимать? Или битва с «эффективностью»

Похожие Статьи

Системный подход в действии: как перестроить управление и удвоить продажи
Маркетинг и продажи

Системный подход в действии: как перестроить управление и удвоить продажи

04.02.2025
Планирование и контроль продаж: лучшие методы и модели
Маркетинг и продажи

Планирование и контроль продаж: лучшие методы и модели

10.07.2024
Как создать уникальное торговое предложение
Маркетинг и продажи

Как создать уникальное торговое предложение

29.04.2024
Следующий
Как прикажете вас понимать? Или битва с эффективностью

Как прикажете вас понимать? Или битва с «эффективностью»

Комментарии 1

  1. Уведомление: Управленческая себестоимость, примеры практики | Статьи iTeam

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!