В любой компании, большой или малой, существует три уровня управления. Эти уровни различаются длительностью и глобальностью поставленных задач, а также видимостью горизонтов достижения указанной цели.
- Стратегический уровень – наиболее глобальный из трех. На этом уровне ставятся цели и задачи, достижение которых потребует значительных временных затрат – как правило, это несколько лет.
- Тактический уровень характеризуется целями и задачами, достижение которых возможно в обозримом будущем – чаще всего на срок около года.
- Оперативный уровень – это уровень повседневных задач, стоящих перед компанией. Сюда относится не только ежедневная работа, но и задачи, выполнение которых занимает срок не более одного месяца.
Все три уровня отличаются не только временем, затраченным на достижение цели, но и усилиями, которые потребуется приложить для реализации каждой из них. Задачи стратегического уровня – как правило серьезные решения, в результате которых произойдут качественные изменения в работе компании и стратегии ведения бизнеса. Работа на таком уровне потребует от руководителя наличия стратегического мышления и определенного профессионального чутья, помогающего «заглянуть за горизонт» и принять единственно верное глобальное решение.
В свою очередь оперативные задачи, связанные с решением текущих дел, реализацией сделок, выполнением плана выпуска продукции, работой с клиентами – это та самая повседневная работа, требующая немедленного или относительно быстрого решения. Эти задачи возникают ежедневно и не требуют глобальной подготовки к их решению.
Тактический уровень находится между стратегическим и оперативным, и служит связующим звеном между глобальными длительными задачами бизнеса и ежедневными делами. На тактическом уровне происходит координация деятельности, определение ресурсов компании и постановка задач на текущий год. Руководитель тактического уровня занят координацией и управлением работниками, занятыми оперативными задачами, стоящими перед компанией. В свою очередь руководитель стратегического уровня определяет глобальные задачи компании основываясь на оперативных и тактических результатах, полученных компанией в текущем году.
Таким образом все три уровня управления неотделимы друг от друга и неразрывно связаны общим курсом развития бизнеса компании. Работа на трех уровнях управления происходит одновременно, причем результаты каждого уровня непосредственно влияют на два остальных. В крупных фирмах существует более-менее четкая управленческая иерархия с распределением задач на каждом из уровней. В таких компаниях руководство почти исключительно сконцентрировано на решении задач стратегического уровня. Тактический уровень – это уровень менеджеров и руководителей отделов, а оперативные задачи возложены на плечи рядовых сотрудников. В малом бизнесе соблюсти такую иерархию проблематично ввиду небольшого количества сотрудников, потому руководителю компании приходится не только решать глобальные стратегические вопросы, но и вникать в задачи тактического, а то и оперативного уровня.
В любом случае крайне важно, чтобы все уровни были согласованы между собой, потому что без такого согласования нарушается внутренняя логика управления компанией, ее нормальное функционирование и продвижение на рынке. При нормальном взаимодействии на всех уровнях стратегические цели компании базируются на достижениях тактического уровня, достигнутых или запланированных на текущий год. В свою очередь тактические цели планируются в рамках выбранной долгосрочной стратегии. Тактические задачи, запланированные на год, являются теми кирпичиками, из которых, в конечном итоге, и складывается реализация долгосрочных целей, обозначенных в рамках глобального стратегического уровня.
Также на тактическом уровне разрабатываются планы, выделяются ресурсы и определяются задачи уже для оперативного уровня. Оперативный уровень в этой модели подотчетен тактическому и работает в соответствии с выданными на тактическом уровне задачами и планами текущего ведения бизнеса. Тем самым тактический уровень регулирует и управляет оперативным в рамках глобальных долгосрочных задач стратегического уровня.
Именно таким образом должен быть построен процесс управления компанией на трех уровнях иерархии. Если взаимодействие уровней построено оптимальным образом, то управление компанией гарантированно принесет положительный результат.