Необходимость обучения сотрудников осознается в наше время многими руководителями. Вот только не достает ясности в вопросах о том чему и как учить. Наиболее распространенные методы это проведение семинаров и тренингов своими силами или с привлечением внешних консультантов и тренеров. Но эффективно ли такое обучение? На мой взгляд, в большинстве случаев обучение в аудитории это бесполезная трата времени и денег.
Люди должны учиться «на рабочем месте». И изучать они должны не теоретические дисциплины, а методы эффективного решения стоящих перед ними конкретных задач. Причем лучше всего, если они сами эти методы разрабатывают и внедряют.
Эти соображения подтверждаются известной картинкой, демонстрирующей результаты исследований эффективности усвоения информации.
Рассказано | Рассказано и показано | Рассказано, показано и лично испытано | |
Помнят через 3 недели | 70% | 72% | 85% |
Помнят через 3 месяца | 10% | 32% | 65% |
Как видно, активное восприятие знаний через личный опыт повышает эффективность обучения многократно.
Личный опыт приобретается тремя способами. (1) Когда человек самостоятельно формирует новые знания, например, разрабатывая новый метод обслуживания клиентов и внедряя его на практике. (2) Когда человек применяет на практике знания, которые приобрел на семинарах или вычитал из книг, например, внедряет метод статистического контроля и анализа производственного процесса. (3) Когда человек приобретенные знания и опыт передает другим, то есть обучает своих коллег, выступает наставником.
Эти формы обучения превосходят по эффективности аудиторные занятия как автомат Калашникова превосходит томагавки индейцев. Один, реализованный сотрудниками проект, направленный на решение проблем в их рабочем процессе, дает им больше практических знаний, чем десятки семинаров.
Разумеется, теоретические знания нужны. Но их лучше всего приобретать в режиме самообразования, чтения «правильных» книг и обсуждения прочитанного с коллегами и опытным наставником.
Материалы по теме:
Здравствуйте! Александр!
В целом все правильно. Приведенные результаты принципиально нового не демонстрируют.
Но есть некоторые уточнения. Важный фактор — интерес к информации, мотивация ее получения. А присутствие этого фактора не обсуждается.
Не согласна с Вашим утверждением «в большинстве случаев обучение в аудитории это бесполезная трата времени и денег» и «теоретические знания … лучше всего приобретать в режиме самообразования». Именно в аудитории (когда присутствует группа слушателей) можно назвать, прокомментировать и обсудить «правильные» книги, получить советы «опытного наставника». Это намного эффективнее, чем заниматься самому образованием.
Вы же, Александр, именно так и действуете! Лично я благодаря Вашим статьям, вебинарам, мастер-классам нашла то направление формирования собственных знаний, которое меня интересует. Жаль, конечно, что мои возможности ограничены — не предприниматель, и живу в
непризнанной Донецкой Народной Республике.
Я желаю Вам. Александр, дальнейших успехов в Вашей благородной деятельности — делиться своими знаниями и опытом!
Конечно, Вера, обучение в любой форме необходимо и полезно. Но если сравнивать эффективность различных форм обучения для управленцев-практиков, то наилучшая форма — это проектное обучение. Каждый проект — это целый университет.