После принятия решения о производстве определенной продукции/услуг следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам, которую и призвана решать закупочная логистика.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом следует помнить, что новая система хозяйствования характеризуется: свободой выбора партнера/контрагента по закупке товаров; множественностью источников закупки (поставщиков); равноправием партнеров; возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием процессов поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией поставщиков и покупателей; экономической ответственностью сторон; инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя.
Различают следующие функции закупочной логистики:
- определение потребности в материальных ресурсах;
- получение и оценка предложений;
- выбор поставщиков;
- согласование цены и заключение договоров;
- формирование заказов;
- контроль количества и сроков поставок;
- входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе;
- управление запасами и контроль.
Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий делятся укрупненно на следующие группы:
- традиционная » с организацией системы складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий. Их основной недостаток состоит в значительных капитальных затратах, административных издержках и затратах труда;
- промежуточная, основанная на системе договоров с фирмами-посредниками. Главное достоинство » это возможность отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в собственных запасах. К числу достоинств следует также отнести возможность организации срочных поставок;
- ориентированная на конкретную потребность производства. Группа представлена рядом методов снабжения, таких как:
- метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях),
- система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях » программного планирования, распределения материалов и управления закупками,
- метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы,
- система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.
Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо составить план закупок, решающий следующие задачи:
- определение потребности в материалах;
- определение метода закупок;
- согласование цены и заключение договора;
- установление мониторинга и контроля за количеством, качеством и сроками поставок;
- организация размещения товаров на складе.
Последовательность процедур поставки обычно следующая:
- установление потребности;
- подготовка заказной спецификации;
- выбор и определение поставщика;
- оценка поставщика;
- проведение переговоров;
- подготовка и подписание необходимых соглашений;
- организация и управление взаимодействием;
- контроль за поставками.
Наиболее распространенными и эффективными схемами выбора поставщика являются:
- конкурсные торги;
- письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
В качестве критериев оценки поставщика принимают:
- приемлемость цены;
- качество поставляемой продукции;
- качество обслуживания потребителей;
- гибкость поставок;
- наличие ограничений по размеру заказа;
- дороги;
- удаленность от потребителя;
- кредитная история;
- текущее финансовое положение;
- психологический климат в коллективе.
Для сравнения вариантов поставщиков используют:
- Балльный метод. Выбирают систему баллов и шкалу наиболее значимых критериев оценки поставщиков (в долях единицы). Предпочтение отдается поставщику, набравшему наибольшую сумму баллов.
- Систему «Идеального поставщика». Определяют характеристики т.н. идеального поставщика и затем каждого реального претендента сравнивают с «идеалом».
- Систему «Расстановки приоритетов». По результатам прошлой деятельности поставщиков выбирают наиболее важные критерии оценки, метод измерения показателей деятельности, определяют относительную важность каждого параметра, определяют частные итоги (по каждому показателю), а затем суммируют, например, в баллах или очках.
Ведение закупочных операций требует знания основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты.
Основной показатель для принятия решения » надежность поставок (Р), оцениваемая по формуле:
Р = 1 — Ротказа
где Ротказа » вероятность отказа в удовлетворении заявки.
В общем случае надежность поставок определяют, используя следующий алгоритм:
- сопоставление плановой и фактической дат поставки;
- определение времени опоздания;
- сопоставление планового и фактического объема поставок. Фиксация случаев недопоставок;
- определение объема недопоставок продукции ∆Q = Qфакт » Qплан;
- определение удельной величины опоздания tоп = ∆Q/q, где ∆Q » величина недопоставки; q » средний дневной расход;
- определение общей величины опозданий Топ = tоп1 + tоп;
- определение количества случаев отказа;
- определение наработки на отказ Т0 = (Т » ∑Топ)/ n, где Т » общее число дней в периоде;
- определение интенсивности отказов π = 1 / Топ;
- определение коэффициента готовности поставок Кгп = (Т » ∑Топ) / Т;
- определение надежности поставок Р = Кгп х е, где е » коэффициент надежности поставок (чем коэффициент выше, тем поставки надежнее).
Автор: Наталия Георгиевна Ольдерогге,
кандидат технических наук, проректор Института инвестиционного развития (г. Москва).