Воскресенье, 11 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Управление финансами

Анализ финансовых данных: новый взгляд. Часть 1

Вячеслав Григорович Вячеслав Григорович
24.01.2019
в рубрике Управление финансами
0
Анализ финансовых данных
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
727
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Можно ли извлечь больше пользы для современного бизнеса из огромного массива данных, которые находятся во внутренних учетных системах компаний? Объем этих данных уже таков, что полностью соответствует понятию “big data”. И продолжает расти. Потенциал этих данных тоже растет.

Новый подход к анализу финансовых данных открывает принципиально новые возможности для понимания бизнеса.   

Как у нас дела?

За двадцать лет работы Главным бухгалтером привык к тому, что все совещания по итогам и планам работы компании проходят с моим участием. Для совещаний по десятку других тем, готовится, как минимум, справка по данным бухгалтерии, планового, оперативного и прочих учетных подразделений. Причина такой популярности финансовых и экономических руководителей очевидна – этот «куст» управляет массивом учетных данных, необходимых для принятия и контроля управленческих решений.

Но какая информация понадобится Руководителю и что потребуется извлечь из учетных данных – наверняка никогда не знаешь. Как бы не готовился к совещанию, возникнет вопрос, ответ на который потребует еще времени. На сбор дополнительных данных, на новые расчеты, или на новую программную обработку. И чем проще формулировка вопроса, тем сложнее извлечь из данных нужную информацию. Абсолютный рекорд принадлежит вопросу «Как у нас дела?».

На часть нестандартных вопросов удавалось ответить в процессе дополнительных упражнений с данными или программами, еще часть требовала столько времени и усилий, что наш ответ становился неактуальным, а от последней части (надо сказать, немалой) вообще старались отбиться.

Поначалу казалось, что причина в недостатке данных и программ обработки. Но в каждой компании, с которой имел дело, программ и данных (разнородных и разноформатных) становилось все больше. Штаты соответствующих подразделений росли, развивался учет отношений с клиентами и процессный учет, развивались средства визуализации, а статистика ответов не улучшалась.

И даже наоборот, по мере роста сложности бизнеса при принятии решений «весовая» доля от так или иначе обработанных фактических данных уменьшалась, а роль убежденности в своей правоте, настойчивости, «веса» управленца – увеличивалась. Данными стало легче манипулировать, стало проще воздействовать на принятие решений с помощью визуализаций. В определенной степени фактические данные утратили безусловную контрольную функцию, стала возможной оценка с помощью сетевых  «выразителей мнений».

Можно ли извлечь больше пользы для современного бизнеса из огромного массива данных, которые находятся во внутренних учетных системах компаний? Объем этих данных, по моей субъективной оценке, уже таков, что полностью соответствует понятию “big data”. И продолжает расти. Потенциал этих данных тоже растет.

Эти статьи содержат несколько кейсов, решения которых сравнимы по сложности и неопределенности с вопросом руководителя компании «Как у нас дела?». Но анализ этих и аналогичных им кейсов, позволил сначала сформулировать идею, потом написать пробную версию программы, которая поможет дать ответ даже на это вопрос.

Часть 1. Кейс научно-производственной компании. Оборот до 200 млн. рублей в год

В компании есть два направления деятельности – производство кремниевых пластин и производство солнечных модулей. Эффективность этих двух направлений три года рассчитывалась по данным бухгалтерского учета. Все были недовольны этими оценками – не все показатели учтены, не все данные посчитаны.

Сравнение нужно было для подведения итогов, для возможных корректировок, для выбора направления повышения эффективности, снижения затрат, работы с задолженностью и пр. Но по результатам расчетов директора компании получали не оценку, а эпитафию. Как если бы закончилась деятельность каждого из направлений и каждому поставили памятник.  Оценки были прямолинейны, однозначны, как будто выбиты на камне. А жизнь компании продолжалась, и директоров интересовало насколько будет эффективен каждый вид деятельности завтра, в следующем месяце или квартале. Потому, что заканчивался срок кредита и его надо было возвращать, потому что в этом году планировалась покупка оборудования для одного из направлений и важна была его отдача. Потому что в этом году были планы получить субсидию на проведение НИОКР по другому направлению и надо было поместиться в жесткую смету субсидии.

В каждом следующем периоде будет иная ситуация, компания будем жить в изменившихся условиях и директоров будет интересовать эффективность направлений именно в этих новых условиях. А ведь есть еще и внешние факторы — финансовые трудности или банкротство компании-заказчика по одному из направлений, смена менеджмента в госкомпании-партнере или большой заказ, на который нужны деньги сейчас и т.п.

Для всего этого нужна какая-то другая, живая оценка. Исходя из целей, которые мы ставим для себя на завтра. Оценка возможности их достижения по каждому направлению. А не коэффициенты, которые считаются бухгалтером из оборотных ведомостей.

Цели каждого года для компании могут быть разные: бо́льшая прибыль, бо́льший денежный поток, подготовка продажи/покупки части бизнеса. Я назвал только три очевидные, лежащие на поверхности, за каждой из которых стоят чьи-то интересы:

— цели группы топ-менеджеров, которые рассчитывают на стабильные выплаты. Их доходы «лежат» в затратной части бизнеса. Для них важно, чтобы был обеспечен денежный поток для текущих выплат;

— цели учредителей, которые рассчитывают на дивиденды. Им важна прибыль и наличие денежных остатков, достаточных для выплаты хороших дивидендов;

— цели инвесторов, которые вложились в бизнес и теперь хотят выйти из него. Им важен рост оценки бизнеса, увеличение его стоимости, возможность масштабирования. Ни прибыль этого года, ни большие операционные расходы их не устраивают – только рост, экспансия и заказы.

Возможно, что проблема именно в том, чтобы учесть разные интересы и цели. Те, которые разные директора ставят для своих бизнес-процессов на этот год. А они могут кардинально отличаться от прошлогодних. А через квартал цели могут вдруг поменяться. Если мы возьмем кредит на другую сумму — насколько это будет посильно; если купим не оборудование, а сырье — насколько будет напряженно; если мы попали в трудную ситуацию и наш рынок стагнирует – насколько будет трудно. Нужна оперативная оценка, на которую можно будет ориентироваться сегодня, чтобы вести бизнес завтра. И обязательно в оценке надо учесть «инерцию» бизнеса – заделы, остатки, незавершенное производство, заключенные договора и взятые на себя обязательства.

В этом кейсе нет ничего особенного, кроме его типичности. Распространенный подход требует должных усилий от директоров, выделения времени на обсуждение точек зрения и решений, применение дополнительных программных инструментов или привлечение консультантов. Но этого не происходит по совершенно понятным причинам – на это нет времени. На практике текущая занятость директоров приводит к тому, что обсуждения сводится к выяснению накопившихся текущих вопросов, а взаимные претензии отдаются на решение Генеральному директору.

Можно ли решать этот кейс иначе? Уверен, что можно. Но сначала посмотрим еще одну ситуацию.

Продолжение следует.

Метки: управление финансами
Предыдущий

Разработка стратегии компании: шаг за шагом

Следующий

Начальник производства и себестоимость

Похожие Статьи

Построение системы управления финансами
Управление финансами

Построение системы управления финансами

17.04.2024
Введение в финансовый менеджмент. Как компании управляют финансами
Управление финансами

Введение в финансовый менеджмент. Как компании управляют финансами

23.02.2023
Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты
Управление финансами

Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты

26.09.2022
Следующий
Начальник производства и себестоимость

Начальник производства и себестоимость

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!