Воскресенье, 11 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Управление финансами

Управленческий учет от слова управлять. Часть 3. Единое учетное пространство

Дмитрий Корнилин Дмитрий Корнилин
12.03.2018
в рубрике Управление финансами
0
Управленческий учет от слова управлять. Часть 3.
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
501
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Содержание

Для принятия грамотных и эффективных управленческих решений нужна четкая финансовая картина бизнеса. Экономическая модель, понимаемая всеми руководителями, объединяет бюджеты, прогнозы, производственные планы, продажи, используемые ресурсы и много другой разнородной информации. Третий материал цикла «Управленческий учет от слова управлять» начинает обсуждение общекорпоративных правил — создание Единого Учетного Пространства.

Наша компания планирует внедрять систему управленческого учета, в частности, производственное планирование, прогнозирование и отчет об исполнении бюджета.
Сейчас бюджет мы готовим в «Инталев», прогноз и ForeCast формируем в «Microsoft CRM», управляем ресурсами — «Microsoft Project», непосредственно, первичный документооборот формируем в «1С управление торговлей». Кроме того, служба продаж и производственники пользуются своими программами и часто готовят управленческую отчетность в многочисленных файлах Excel.
Подскажите, пожалуйста, как нам свести всю эту разнородную информацию и организовать единый управленческий учет, пользоваться результатами которого будут все руководители компании?

Чтобы ответить на этот довольно сложный вопрос, можно привести цитаты авторитетных аудиторов и консультантов, сослаться на многочисленные публикации, использовать best practice больших и уважаемых компаний. Написать объемную статью, используя специальную терминологию и умные слова. Но мы пойдем не таким путем. Проще всего объяснить наиболее оптимальный подход «на пальцах». Представим, как  мы формировали бы подобный учет, вручную собирая информацию с мест.

Нужно получить отчет об исполнении бюджета, содержащий План – Факт – Ожидания – Прогноз примерно в следующей форме.

Управленческий учет от слова управлять. Часть 3.

Для формирования такого отчета необходимо не только данные плана и факта, но и аналитическая часть, включающая оценку производственных планов, обязательства по контрактам, ожидания расходов и пр.

Как собрать в одну форму всю необходимую информацию?

Управленческий учет от слова управлять. Часть 3.

Задаем общие правила

1. Согласуем аналитики исполнения бюджета — сквозные базовые справочники

В реальных проектах используются разные аналитики управленческого учета. В примере — это учетные статьи  и ЦФО (центры ответственности).

В CRM, системе бюджетирования и бухгалтерской программе используются свои независимые справочники — нам необходимо их совместить — по горизонтали собрать соответствующие статьи продаж и расходов, плановые, фактические и прогнозные показатели сформировать для каждого подразделения.

Перед началом работы зафиксируем «сквозные аналитики». Кроме управленческого плана счетов (статей) и структуры ЦФО можно использовать и другие аналитические разрезы, например региональные признаки.

Определили статьи и ЦФО, каждой записи присвоили уникальный код (оптимальной системе кодирования можно посвятить отдельный и не один материал). Теперь можно задавать правила — как информацию из первичной системы преобразовывать в наши учетные аналитики. Для 1С — обычная связка бухгалтерский счет + субконто определяют управленческую статью и ЦФО.

Для других систем задаются аналогичные правила. Практика показывает, что универсальные правила не охватывают все хозяйственные операции. В зависимости от продуманности проекта от 20% до 5%  первичных операций требуют более тонких алгоритмов и даже ручного разбора.

2. Создаем таблицы первичных операций (транзакций) — расшифровку каждого показателя отчета об исполнении бюджета

Отчет об исполнении бюджета содержит сводные показатели, которые собираются из множества, часто десятков и сотен, первичных операций.  Управленца может заинтересовать фактическая сумма прочих продаж. Что такое 65 000? Кому, по каким основаниям и  что конкретно мы продавали? Как расшифровать эту сумму? Раскручивать правило в обратном направлении? Это не всегда возможно, особенно при наличии «ручного разбора» и меняющихся правил трансформации первичных данных.

«Слона едят по частям», гораздо надежнее и эффективнее разделить процесс преобразования первички на этапы:

  • первый шаг выделяем все транзакции, необходимые для управленческого учета
    (для 1С обычно используются правила на основе корреспонденции бух счетов);
  • полученные транзакции копируем в отдельную таблицу;
  • применяем правила преобразования в аналитики управленческого учета;
  • разбираем «особые случаи» — не попадающие под общие правила и
    несоответствия  между бухгалтерией и управленкой;
  • формируем транзакции для управленческого учета (плюс связки с разобранными
    проводками).

Аналогичную процедуру целесообразно организовать и для бюджета и CRM.

Обратим внимание, что оценка ожиданий часто использует не только группировку первичных операций, но и аналитические приемы.

Например, для розничных продаж с большим ассортиментом целесообразно использовать статистические методы. Если продажи  распределены равномерно, то к 20 числу у нас проведено примерно 66% месячного объема — ожидаемые суммы продаж до конца месяца можно оценить как половину факта за 1-20 марта.

3. Фиксируем алгоритм формирования отчета по таблицам транзакций

Загрузили первичные данные из CRM и 1 С. Преобразовали в «сквозные аналитики». Сформировали транзакции бюджета, факта и плана. Рассчитали прогноз и ожидания.

Теперь можно составлять отчет —  клеточкам «бюджет» соответствует сумма транзакций плана, факт — реально проведенные операции, ожидания — прогноз и аналитические расчеты.

Мы формализовали построение основной рабочей формы — обеспечили технологию корректного расчета и расшифровки при необходимости каждого показателя. 

Управленцу не нужен посмертный учет. В идеале «исполнение бюджета» обновляется ежедневно и с утра представляется руководству. Причем, не только генеральному директору всей компании, но и руководителям основных подразделений. Можно формировать подобную отчетность вручную или в Excel? Как не ошибиться, не допустить опечатку, не перепутать файлы или формулы в каждой ячейке? Как отследить ежедневные изменения и каждому пользователю дать возможность работать со своими и только своими данными, не мешая коллегам?

Наверное, ответ очевиден — вручную внедрить и поддерживать такой процесс очень тяжело. Ожидать от готовых программ подобного функционала, учитывающего специфику именно нашего бизнеса и нашей технологии работы — наивно. Как в разных проектах удается организовать управленческий учет, связав воедино различные источники информации?

Об одной такой технологии, условно называемой «Хранилище», мы и поговорим в следующем материале цикла.

Метки: Единое учетное пространствоУправленческий учетФинансовое управлениеэкономика и финансы
Предыдущий

Бюджетирование: с чего начать

Следующий

Методика проведения обследования бизнес-процессов компании

Похожие Статьи

Построение системы управления финансами
Управление финансами

Построение системы управления финансами

17.04.2024
Введение в финансовый менеджмент. Как компании управляют финансами
Управление финансами

Введение в финансовый менеджмент. Как компании управляют финансами

23.02.2023
Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты
Управление финансами

Главное о финансовом планировании: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты

26.09.2022
Следующий
Методика проведения обследования бизнес-процессов компании

Методика проведения обследования бизнес-процессов компании

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!