Воскресенье, Февраль 28, 2021
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
  • | Instagram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • О Русском менеджменте
  • Услуги
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • О Русском менеджменте
  • Услуги
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Стратегия

Должна ли стратегия быть секретной?

Александр Кочнев Александр Кочнев
11.09.2017
в рубрике Стратегия
1
371
ПОДЕЛИТЬСЯ
4.1k
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook
Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

Одна из моих недавних публикаций о стратегии удостоилась обширного комментария. Приведу его в сокращенном варианте.

“Стратегия — это конфигурация конкурентной борьбы …, до момента осуществления она, является закрытой информацией. Понятие стратегия, взято из военной терминологии, и её разработка удел высших военачальников. Разведка противника охотится именно за этой информацией. И теперь представьте, что её разработкой занимаются все, креативно и весело …

Стратегия – это чёткий план последовательных действий, являющийся руководством к целеустремлению энергий компании. Это ни какой то мёртвый или живой документ, отданный на откуп персоналу – это жёсткое руководство к действию. И не выполняющий его, не расхябанный планктон, а вредитель” (конец цитаты).

Вопрос состоит в следующем: нужно ли привлекать к созданию стратегии команду управленцев и ключевых сотрудников, нужно ли информировать о стратегии и разъяснять ее всей компании, как я настоятельно рекомендую в своей статье, или стратегия – дело только высшего руководства, секретное знание, которое нужно держать в тайне от всего коллектива компании?

В каждом варианте есть свои плюсы и минусы. Если стратегия известна всем сотрудникам, то существует опасность распространения этой информации, передачи ее конкурентам. Вполне реальна ситуация, когда тот или иной специалист переходит работать к конкурентам, и вряд ли он будет скрывать от нового работодателя, важную для него информацию.

С другой стороны, если сотрудники ничего не знают о стратегических целях и стратегии компании, то как добиться их заинтересованности в достижении амбициозных целей, согласованности их действий ради общего дела? Ведь важнейшая функция стратегического управления состоит в формировании общего видения, которое действует как силовое поле на разрозненные частицы, объединяя их в мощный поток энергии.

Как решали эту проблему выдающиеся управленцы? Вспомним Суворова. Он писал подробнейший план сражения и его зачитывали всем подразделениям. Его знал каждый солдат. Благодаря этому вся армия действовала как единый организм. Каждое сражение проходило по сценарию Суворова, как он написал, так и шла баталия. По эффективности этому полководцу нет равных в истории войн; во всех сражениях потери противника многократно превосходили потери суворовской армии.
Стратегию Суворов писал не в одиночку, а со своим штабом (то есть командой). И не потому что он сам не знал что делать. Он развивал у своих подчиненных «глазомер» и создавал вовлеченность, единение (Сунь-Цзы это называет Путь).
Конечно, существовал риск, что какой-то офицер или солдат перебежит к противнику и расскажет о планах Суворова. Он, видимо, считал этот риск менее значимым, чем риск превращения своей армии в стадо баранов.

Так или иначе, из двух зол нужно выбирать меньшее. Либо вы управляете людьми как роботами, при этом не стоит рассчитывать на высокую отдачу в работе и их лояльность компании. В таких условиях люди делают ровно столько, сколько нужно для получения зарплаты.

Либо вы строите отношения с сотрудниками как со взрослыми людьми. Это значит, что они погружены в смысл деятельности компании, разделяют ее миссию и ценности, соотносят свои личные цели с целями компании, понимают стратегию и сознательно участвуют в ее осуществлении. Как суворовские солдаты, каждый из которых понимал за что он воюет, любил своего командира и “знал свой маневр”.

Конечно, у компании могут быть свои секреты, которые нужно беречь. Но нужно понимать, что чрезмерная секретность вредит делу, и взвешивать риск утечки информации с одной стороны и риск снижения эффективности работы коллектива – с другой.

К слову, чем выше лояльность сотрудников тем ниже риск появления “перебежчиков”.

Метки: выполнение стратегииинформационная безопасностьмотивация сотрудниковстратегия компании
Предыдущий

Базовые конкурентные стратегии по Майклу Портеру

Следующий

Ключевые показатели эффективности сайта

Похожие Статьи

Стратегия компании: виды, примеры, алгоритм
Стратегия

Стратегия компании: виды, примеры, алгоритм

04.02.2021
Стратегическое планирование: семь шагов
Стратегия

Стратегическое планирование: семь шагов

04.02.2021
Оценка стратегий диверсифицированной компании
Стратегия

Оценка стратегий диверсифицированной компании

14.01.2021
Следующий
Ключевые показатели эффективности сайта

Ключевые показатели эффективности сайта

Комментарии 1

  1. Александр says:
    3 года ago

    Александр, речь идёт о гибкости компании, и одновременно с наращиванием силы, стремлением получить как можно меньшее сопротивление среды. Пример, с уважаемым мной полководцем Суворовым, думаю ближе к тактике. Всё доводиться до солдат, непосредственно перед сражением, когда предпринять упреждающие действия уже поздно. Дело ,даже не в перебежчиках, а в том, что информация расходится, как круги по воде. И если с противостоящей стороны разведывательные действия активные, то при получении ценной информации, больше возможность предпринять упреждающие действия конкурентом. Речь идёт, даже не о достижении цели как таковой (если стратегия сильная и ресурсы соответствуют-компания достигнет своих целей), речь идёт о задаче получить наименьшее сопротивление среды (это расходы-хотя победа их спишет).
    Стратег не получает медалей, если победа случилась легко- все скажут ,что это было лёгкое противостояние, награды дают за тяжёлую сечу. Но при лёгкой победе, это значит ,что максимально сохранены ресурсы, и всё случилось , как стратег спланировал.
    Давайте реальный кейс:
    1.Допустим компания участвует в тендере. Работать над исполнением полученного контракта компания должна слаженно,а сотрудники понимая все цели, задачи и прочее. Но пока тендер не выигран, закладываемые конкурентные преимущества, должны знать ограниченное количество людей. Иначе есть риск, что его выиграет другой участник, а компания столкнётся с трудностями. Так вот разработка этих конкурентных преимуществ считаем стратегическими для компании или нет?
    2. Компания А сильный дистрибьютор прямого импортёра или производителя компании D. В своём регионе поставляет в каналы некую продукцию и является опорной для компании D. Рынок сжимается, маржа падает и компания А решает сама приблизится к первоисточнику. Если компания D будет упреждена заранее, она постарается удержать территорию для своей продукции (организует ещё партнёра, забьёт склады более мелких покупателей, да мало ли что придумает- рынок никто отдавать не хочет). Кардинально это может не повлиять на результаты, но издержки переключения сильно увеличить, а это дополнительные расходы. Когда продукт будет готов к поставке в рынок вся компания слаженно и дружно будет его продвигать в каналы. Но до того, эта информация избыточная для всех, кто не участвует в разработке этого манёвра. А в разработке задействуются ЛПР, аналитики, исследования-эту работу нельзя назвать не стратегической для компании.
    3. Компания разрабатывает себе конкурентную отстройку, способствующую наращивать ей устойчивость в рынке, планирует под это производственный фрагмент и предпринимает прочие усилия. Вложены материальные,временные и интеллектуальные ресурсы, все дружно дополняют своими идеями, мозговыми штурмами штурмуют будущее счастье и готовятся к подаче заявки на патент. При попадании информации к заинтересованному конкуренту ,который от этого ужмётся в доходах и совсем не обрадуется светлым идеям, упреждающая заявка может быть подана уже не разработчиком. Причём если там мыслящий стратег, заявку подадут таким образом, чтобы она попала в невидимую зону и не высветилась при предварительной проверке. Что в итоге- заявка изобретателя проверена, принята и пошла по инстанциям. Изобретатель уверен, что остались чистые формальности и немного времени. Подгоняет производство под изобретение (ему же никто не может запретит производить, правообладателя то нет), запускает новую продукцию в рынок и обходит конкурентов. На финальной стадии узнаёт ,что за два дня была подана аналогичная заявка и патент получит другая компания. Как дальше он сложит отношения с конкурентом неизвестно. И снова мозговые штурмы. Считать это частью стратегии?
    Вито Карлеоне, после важных переговоров, сказал сыну Санни: – Никогда не говори чужакам, что ты думаешь.
    Не говори своему другу то, что не должен знать твой враг. (Шопенгауэр)
    Эти ребята умели обобщить, влияющее на жизнеспособность, а стратегия обязана способствовать наращиванию жизнеспособность.
    Вы не подумайте , что я пытаюсь как то оспорить Вашу позицию, я пытаюсь поделиться своим видением и навести фокус на пограничные территории.

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр КочневАлександр Кочнев (141)
  • Александр НауменкоАлександр Науменко (4)
  • Андрей БурковАндрей Бурков (7)
  • Вячеслав ГригоровичВячеслав Григорович (6)
  • Дарья СиленокДарья Силенок (3)
  • Дмитрий КорнилинДмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий НаконечныйДмитрий Наконечный (7)
  • Марина БогомягковаМарина Богомягкова (1)
  • Марина СтупаковаМарина Ступакова (25)
  • Ольга АндрееваОльга Андреева (20)

Новые статьи

Организационная структура компании

Организационная структура компании

20.02.2021
Что такое процесс?

Что такое процесс?

19.02.2021
Организационная структура бизнеса и его развития

Организационная структура бизнеса и его развития

19.02.2021
Контроллинг или управление по целям

Контроллинг или управление по целям

19.02.2021

Метки

Бюджетирование Информационные технологии Корпоративное управление Маркетинговое управление Проектное управление Стратегия Управление Управление проектами Финансовое управление бизнес-процессы мотивация персонала стратегическое управление управление бизнес-процессами управление персоналом целевое управление
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • О Русском менеджменте
  • Услуги
  • Контакты

© 2002 - 2021 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • О Русском менеджменте
  • Услуги
  • Контакты

© 2002 - 2021 iTeam

Подпишитесь прямо сейчас!