Содержание
Динамичное развитие розничной торговли в России последние годы просто не может не сопровождаться количественным ростом спроса на услуги логистики. Количественный рост, как известно, переходит в качественный, а в приложении к логистике означает появление операторов различных категорий по классификации xPL. Особенно интересными в современных условиях становятся услуги 3PL- и 4PL-операторов.
Причины аутсорсинга логистики
Розничная торговля, как известно, сейчас испытывает динамичный рост, и первым шагом развития розничных сетей в большинстве случаев становится увеличение числа торговых площадок. Затем может изменяться качественное наполнение витрины магазинов сети, а в отдельных случаях — и формат торговли. Дистрибьюторы и производители в поисках новых рынков сбыта также устремляются в регионы, обрастая по дороге дилерами и филиалами.
В рамках нашей статьи интересны следующие следствия данных шагов.
- Менеджмент торговой организации стакивается с необходимостью высвобождать ресурсы центрального офиса компании. Это связано в первую очередь с разработкой и внедрением стратегии развития компании в количественном и качественном выражении.
- Региональная экспансия крупных компаний диктует потребность в сотрудниках-логистах, обладающих знаниями и умением работать в специфике каждого нового региона.
- Рост оборотов увеличивает нагрузку на информационную систему компании — расчет совокупной стоимости товарных остатков (с учетом затрат на всей цепочке поставок) в лучшем случае превращается в ресурсоемкую операцию.
- Увеличение числа торговых точек уменьшает оборотный капитал — финансовому руководству компании приходится искать новые способы появления кредитных денег.
Очевидно, что это далеко не весь перечень существенных вопросов, связанных с развитием торговых сетей. Но авторы статьи уверены, что решением перечисленных задач в той или иной мере занимается большинство компаний. Стоит признать, что в этап интенсивного развития, присущей нашей экономике в текущий период времени, большинство развитых стран вступили на несколько десятков лет раньше. И один из путей решения этих задач — передача определенной части логистических функций внешним компаниям.
Действительно, данный шаг позволяет достигнуть следующих преимуществ:
- концентрация на профильной деятельности;
- использование наилучших методов и опыта, сосредоточенного в специализированных логистических компаниях, а также исключение единовременных затрат, связанных с развитием собственного логистического направления;
- повышение конкурентоспособности за счет более эффективной реакции на изменяющиеся запросы потребителей;
- уменьшение рисков, часть которых относится к деятельности посредника;
- уменьшение длительности операционных и логистических циклов.
Существующая классификация PL-операторов
Как было отмечено ранее, компании передают часть функций своих логистических подразделений сторонним компаниям. Именно способность обеспечить выполнение той или иной функции и стала основным классифицирующим элементом компаний — логистических посредников.
В настоящий момент принята следующая классификация:
- First Party Logistics (1PL) — это автономная логистика, все операции выполняет сам грузовладелец;
- Second Party Logistics (2PL) предполагает, что компания оказывает традиционные услуги по транспортировке и управлению складскими помещениями;
- Third Party Logistics (3PL) выходит за пределы простой транспортировки товаров. Например, в перечень услуг 3PL-оператора входят складирование, перегрузка, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, а также использование субподрядчиков;
- Fourth Party Logistics (4PL) — это интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки грузов. 4PL-провайдер уже решает задачи, связанные с планированием, управлением и контролем всех логистических процессов компании-клиента с учетом долгосрочных стратегических целей.
Уровень сервиса и, как следствие, структура организации для классов 1PL и 2PL достаточно традиционны для нашей страны. Определить принадлежность к данным группам несложно. Сложнее классифицировать компанию как 3PL-, а то и 4PL-оператора.
В качестве показателей, по всей видимости, лучше использовать следующие области, характеризующие компанию:
- инфраструктура;
- организационная структура;
- информационная структура.
3PL
Какие же показатели должны быть у настоящего 3PL-оператора? Чтобы ответить на этот вопрос, авторы предлагают рассмотреть варианты появления данного бизнеса.
В основном 3PL-провайдерами становятся компании, которые либо развивались путем добавления новых сервисов к основному логистическому профилю своей деятельности, либо выделились из логистических подразделений родительской организации не логистического профиля.
Таким образом, «родителями» 3PL-бизнеса могут быть:
- Компании, оказывающие услуги по складированию товаров.
- Компании, оказывающие услуги по доставке грузов.
- Таможенные, брокерские или экспедиторские компании.
- Логистические подразделения розничных или дистрибьюторских компаний.
Компании групп 1-3 развиваются в 3PL-операторов от уже существующей инфраструктуры через добавление дополнительных услуг и сервисов, часто играя от потребностей уже существующих клиентов. Компании 4-й группы постепенно расширяют свою клиентскую базу за счет компаний-клиентов сходного с родительской компанией формата, получая, таким образом, возможность минимизировать логистические издержки за счет, например, консолидации грузов при дальних поставках.
Анализируя более устоявшийся западный рынок логистических услуг, можно сделать вывод, что наиболее популярны пути развития операторов из группы 1-3. Путь развития компаний из 4-й группы напоминает ступени развития человеческого общества. Фактически это смена натурального хозяйства ремесленным строем? внутри отдельно взятой фирмы. В качестве форм взаиморасчета перестали использоваться товары и услуги, основанные, например, на привлечении менеджеров соседнего отдела для выполнения общих задач через нефинансовую мотивацию. Для этой цели стали все более использоваться деньги. Речь идет о выделении дочерней компании и покупке ее услуг.
Из вышесказанного следует, что типовой набор 3PL-сервисов может предоставить компания, имеющая либо в собственности, либо на правах аренды следующие объекты (инфраструктура).
- Складское хозяйство, причем это обязательно должен быть развитый комплекс класса не ниже B по принятой классификации складов.
- Транспортный парк, включающий в себя разнотоннажные виды транспорта, позволяющие осуществлять смешанные перевозки.
- Перевалочные склады, обеспечивающие минимальное плечо поставки для региональных торговых площадок компании.
Внимательный читатель обратит внимание на поправку в пункте 1, фиксирующую минимально допустимый уровень используемого складского комплекса. Действительно, пути появления компании данной отрасли во всех случаях указывают на развитие через увеличение возможностей по переработке грузопотоков или через повышение качества оказываемых услуг.
Поэтому, чтобы далее исследовать требования к 3PL-операторам, необходимо зафиксировать следующие характеристики.
- Высокий уровень объектов — складские площади компании должны не только удовлетворять требованиям, связанным с классификацией складов, но и позволять обрабатывать разнородные номенклатурные справочники. Так, например, на территории одного комплекса могут «соседствовать» автомобильные покрышки, бытовая техника и медицинская техника.
- Запас прочности в площадях — колебания спроса на ту или иную товарную категорию, сезонность отпусков в странах-поставщиках могут привести к превышению квотированного объема хранения.
- Разветвленная транспортная сеть — перевозить грузы автомобильным транспортом в пределах одной области умеет большинство экспедиторских компаний.
- Возможность нормирования типовых операций — уровень предоставляемых услуг напрямую связан с возможностью соблюдать стандарты для ключевых параметров деятельности, таких как время оприходования транспортной единицы или интервал между поступлением заявки на отгрузку и доставкой товара в магазин.
- Конкурентоспособная стоимость оказываемых услуг — принятие решения о передаче логистических функций в стороннюю компанию не в последнюю очередь зависит от результатов ценового анализа.
Авторы не претендуют на законченность данного перечня. Указывая данные характеристики, мы хотели апроксимировать их на требования к информационному обеспечению компании — 3PL-оператора. Без информационно-компьютерной поддержки данных структур невозможно было бы как реализовать большинство логистических концепций, так и управлять процессами с последующим пооперационным учетом оказанных услуг.
Итак, типовая информационная структура компании 3PL-оператора представляет собой информационное пространство, объединяющее следующие программные комплексы.
— Система центрального офиса компании, к задачам которой в большинстве случаев относятся:
- учет товарных запасов компании (запасов клиентов компании-посредника) на всех складах оператора, включая такие виртуальные склады, как «Товары в пути» и «Таможенные терминалы»;
- управление транспортными единицами компании, включая возможности консолидировать грузы, определять оптимальные маршруты поставки и отслеживать перемещение транспорта по контрольным точкам;
- планирование стоимости поставок;
- учет затрат на различных этапах цепочки поставок;
- сбор данных по операциям, выполняемым над грузом поклажедателя;
- ведение договоров и тарифных планов, расчет стоимости оказанных услуг;
- ведение нормативных справочников и формирование сопроводительной документации;
- обмен данными с системами клиентов компании, включающий в себя обмен справочниками контрагентов и номенклатуры, обмен управляющими заявками и откликами по результатам их выполнения, синхронизацию остатков и сверку реестров обработанных документов;
- обмен данными с системами складов компании;
- бухгалтерский учет в компании, включая расчет заработной платы сотрудников.
— Система управления складом, поддерживающая:
- технологию адресного склада;
- автоматизированное управление процессами приемки, складской обработки (включая процессы инвентаризации), отгрузки;
- штриховое кодирование;
- раздельный учет товаров для различных клиентов, включая нормативные требования к данному виду хранения;
- сбор данных по выполняемым складским операциям;
— Система автоматической доставки электронных документов, обеспечивающая:
- высокую надежность и безопасность транспорта пакетов документов;
- 100%-ный контроль статуса передаваемых пакетов.
Как сформулировать требования к степени детализации данных, учитываемых в данном информационном комплексе? Лучше всего через типовой пункт договора с компанией-посредником, в котором раскрывается готовность компании-оператора заплатить штраф в случае, если она не сможет справиться с поставленной задачей согласно установленным нормативам, или через пункт о фиксированной стоимости поставки на определенном маршруте цепи (все риски поставки — на компании-операторе).
Обслуживанием данной инфраструктуры и обеспечением стабильности товарного потока занимается, например, следующая организационная структура, представленная на рисунке 1.
В подавляющем большинстве случаев, как бы ни формировалась компания, в центральном офисе оператора и на основных складах компании организованы рабочие места для представителей клиентов-поклажедателей.
Завершим классификацию 3PL-оператора, следующим тезисом. Компанию, оказывающую услуги по аутсорсингу логистических функций, удовлетворяющую описанным выше показателям по организационной, информационной и инфраструктуре, имеющую возможность тарификации и выставления счетов за свои услуги в автоматическом режиме, можно смело причислять к группе компаний 3PL-операторов.
4PL
Как мы отмечали в предыдущей части статьи, эволюционная составляющая присутствует даже в таких наукоемких областях, как логистика и управление цепями поставок. Появление нового уровня в классификации компаний — логистических посредников напрямую связано с тем, что менеджмент ведущих компаний хочет развивать свои конкурентные преимущества и оптимизировать затраты, связанные с управлением цепочкой поставок. Стремление выделиться на конкурентных рынках и есть, по мнению авторов статьи, основной двигатель развития компаний-посредников. Желание менеджмента компаний сконцентрироваться в области своей максимальной компетенции, желание переложить многофакторные риски на сторонние компании, потребность в максимально прогнозируемом размере входной цены товара приводят к тому, что оператор фактически становится владельцем всей логистической цепи своего клиента.
И очевидные шаги, отделяющие 4PL от его предшественника, — появление в рамках компании-оператора следующих организационных структур:
- подразделение по управлению запасами, к функциям которого относится планирование закупок партий товара на основании данных от клиента. В ряде случаев подразделение должно отслеживать уровень потребления товара через торговые точки клиента;
- отдел закупок — задачей подразделения является полный спектр взаимоотношений с поставщиками продукции клиента, включая договорные отношения. К задачам отдела можно отнести решение вопросов, связанных с сертификацией продукции и таможенному оформлению последней;
- группа бренд-менеджеров, в задачи которых входит контроль и, в случае необходимости, коррекция прогнозов поведения той или иной товарной позиции.
Количество информационных систем компании-оператора может не измениться — изменяется список бизнес-процессов, для поддержки которых предназначены эти системы (рис. 3).
Основная принципиальная особенность — наличие и использование компанией-оператором функциональности «Сводное планирование» ERP-систем, что позволяет в автоматическом режиме рассчитывать потребность в товарных запасах торговых точек компании-клиента. В отличие от традиционных для 3PL улучшений, относящихся к отдельным звеньям логистической цепи, 4PL-подход призван оптимизировать логистическую цепь в целом.
Сохраняя принятый нами стиль оценок компаний-операторов, не забудем упомянуть об инфраструктуре 4PL. Ее отличия от структуры 3PL в первую очередь обусловлены отличиями организационными, которые увеличивают потребность организации в площадях и кабинетах центрального офиса. Более того, возможны постоянные или временные удаленные рабочие места вне компании, например в структурах клиентов.
Таким образом, 4PL-провайдер представляет собой сочетание стратегического и оперативного управления, то есть функций консалтинговой компании, область экспертизы которой в первую очередь относится к бизнес-консалтингу, и 3PL-оператора.
Резюме
Будет ли пользоваться спросом предлагаемый набор услуг компаний — логистических посредников? Ответ для 3PL уже сейчас однозначен. Дефицит высококлассных складов, дефицит квалифицированных логистов, региональная экспансия, рост конкуренции — все эти факторы стимулируют торговые компании передавать часть логистики операторам.
Отдать на аутсорсинг управление всей цепочкой поставок — гораздо более трудное решение. Одного профессионализма компании-посредника здесь явно недостаточно. Фактор доверия в этом случае кажется первоочередным, а процесс приобретения деловой репутации, к сожалению, растягивается не на один год. Однако замеченная авторами статьи тенденция выделять логистические подразделения в отдельные структуры позволяет надеяться, что данный фактор будет минимизирован при переквалификации этих компаний в посредников класса 4PL.
Авторы: Н.Гегамов, А.Долгих