Воскресенье, 18 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Корпоративная культура

Как планировать в условиях высокой неопределенности?

Александр Кочнев Александр Кочнев
30.12.2006
в рубрике Корпоративная культура
0
Как планировать в условиях высокой неопределенности?
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
730
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Содержание

Зачастую менеджеры разных уровней неудачный опыт планирования работы компании объясняют высокой неопределенностью, с которой приходится иметь дело в их бизнесе. Насколько оправданы такие объяснения? Давайте разберемся. Прежде всего, нужно заметить, что люди, управляющие компанией, имеют дело с тремя типами переменных, различающихся по уровню контроля над ними.

Как планировать в условиях высокой неопределенности?

  1. Неконтролируемые переменные, которые находятся вне сферы нашего прямого влияния. Это стоимость ресурсов на рынке, инфляция, курсы валют, решения органов власти, погода и другие проявления внешней среды с которой мы взаимодействуем. Разумеется, это условно независимые от нас параметры, поскольку каждая компания и каждый человек так или иначе оказывают влияние на рынки, на органы власти и даже на климат. Но в нашей модели планирования компании мы эти взаимодействия обычно считаем пренебрежимо малыми.
  2. Зависимые переменные, которыми мы непосредственно не управляем, но можем на них влиять. К ним относятся клиенты, поставщики, сотрудники компании, ее партнеры и другие субъекты, с которыми компания выстраивает отношения в рамках своего бизнеса. Мы не можем приказать клиентам купить наши товары, но мы можем влиять на них с целью повышения вероятности покупок. Мы можем приказать сотрудникам выполнять какие-либо задания, но не можем быть уверены, что они сделают именно то, чего мы добиваемся. Поэтому в отношениях с работниками компании применяются методы «влияния» на их результативность. Одни предпочитают методы «кнута и пряника», другие стремятся создать вовлеченность. Какой из этих методов предпочтительнее — тема отдельного разговора.
  3. Управляемые переменные — это ресурсы компании, которыми мы непосредственно распоряжаемся. Мы можем закупить больше товаров для наполнения склада или ограничить их запасы. Мы можем закупить новое оборудование для производства или решить отремонтировать то, что имеется. Мы можем выпустить на рынок новый продукт или модернизировать имеющиеся продукты. Для осуществления этих действий достаточно решений руководителей компании при условии наличия соответствующих ресурсов.

Определив типологию переменных в нашей управленческой деятельности, сформулируем подходы к планированию каждого типа переменных. Рассмотрим, чем они отличаются.

Прогнозирование внешней среды

Переменные, на которые мы не оказываем влияния, мы должны прогнозировать. Для того, чтобы строить обоснованные прогнозы, необходимо тщательно изучать те внешние процессы, которые наиболее существенно воздействуют на наш бизнес. Поэтому каждый предприниматель внимательно следит за тем, что происходит в политике, в экономике, на рынке труда, в области технологий, связанных с деятельностью компании. Но есть большая разница между наблюдением за тем, что происходит, и изучением важных внешних процессов. Наблюдение не дает понимания причин происходящего и ключевых тенденций. Чтобы изучать и понимать происходящее, необходимо создавать модель интересующего нас процесса, основанную на наблюдаемых фактах и предположениях и постоянно использовать ее при анализе внешней среды, дополняя ее новыми фактами или внося коррективы. При наличии такой модели прогноз развития событий на несколько лет вперед не представляет проблем. Конечно, он может оказаться неверным или неточным. В этом случае модель нужно доработать, чтобы в дальнейшем она давала лучшие результаты.
Хаотичность и непредсказуемость внешней среды — это результат нашего непонимания происходящих процессов. Всякое событие случается в русле определенных тенденций, которые имеют долгосрочный характер. Хорошо известно, что долгосрочные прогнозы более надежны, чем краткосрочные. Невозможно предсказать курс рубля на завтра (не владея инсайдерской информацией, влияющей на поведение участников финансовых рынков), но вполне можно прогнозировать его снижение в долгосрочной перспективе, понимая направленность экономических и политических процессов. Таким образом, компания, стремящаяся при планировании своей деятельности опираться на обоснованные прогнозы внешней среды, должна систематически изучать, моделировать и прогнозировать наиболее значимые для нее внешние переменные, такие как политика и экономика, рынки сырья, рынок трудовых ресурсов, технологии, с которыми связаны возможности или угрозы для бизнеса. Для этого не обязательно создавать научно-исследовательский институт. Для начала достаточно ввести практику обсуждения на уровне топ-менеджеров компании информации, касающейся внешнего окружения, и коллективную выработку сценариев поведения компании при прогнозируемых условиях.

Управление взаимоотношениями

Если у компании не выстроены процессы привлечения клиентов и продажи товаров, то планирование продаж невозможно. Когда менеджеры говорят, что их клиенты непредсказуемы, что поступление от них заказов и оплаты предсказать невозможно, это означает только одно: в компании отсутствует процесс продаж. Другими словами, менеджеры не сделали своей главной работы, которая состоит в том, чтобы построить и отладить процессы взаимоотношений с клиентами.
Чем лучше компания знает своих клиентов, чем теснее взаимодействует с ними, тем более предсказуемы результаты продаж. Поэтому для улучшения результатов планирования продаж необходимо:

  • как можно точнее определить «портрет» целевого клиента,
  • создать наиболее эффективные каналы коммуникаций для привлечения целевых клиентов,
  • четко структурировать этапы продаж, установить измеримые показатели для каждого этапа,
  • отслеживая показатели всех этапов работы с клиентом накапливать статистику, выявлять участки, на которых происходят потери эффективности, проводить постоянные улучшения процессов.

В ходе этой работы создается модель взаимодействия с клиентами, которая постоянно совершенствуется: вносятся уточнения и коррективы в портрет клиента, совершенствуются каналы коммуникаций, вносятся изменения в процессы продаж. По-существу ведется непрерывное исследование и обучение, в результате которых углубляется наше понимание того, как добиваться стабильных результатов в работе с нашими целевыми клиентами. И как-то незаметно мы убеждаемся, что в этом деле не так уж велика роль неопределенности. Область наших знаний расширилась, на месте хаоса образовался порядок.
Другой пример «бедственного положения» многих руководителей — большая текучесть кадров. Зачастую это явление трактуется как стихийное бедствие, тогда как на самом это проявление управленческого невежества и неумения руководить людьми. Да, мы не можем удержать сотрудников в компании волевым решением, поскольку крепостное право давно отменено. Но мы можем воздействовать на них, как на наших клиентов. И здесь снова встает задача построения прозрачных, четко структурированных взаимоотношений, с помощью которых мы можем оказывать влияние на сотрудников и добиваться стабильных, вполне предсказуемых результатов.

Управление ресурсами

Когда мы затрагиваем область планирования ресурсов компании, то вновь приходим к осознанию необходимости модели деятельности, которой управляем. Например, для успешного управления производственными мощностями компании, производящей продукцию «на заказ» необходим хорошо структурированный, отлаженный процесс управления заказами. Во многих компаниях он просто отсутствует и производство работает в режиме непрекращающегося аврала. Это рукотворный хаос, здесь невозможно ссылаться на непредсказуемость внешней среды, здесь непредсказуемость создана самими менеджерами в результате их незнания и неумения.
Когда процесс выполнения заказов построен и находится под постоянным наблюдением, у нас имеется возможность исследовать показатели этого процесса, анализировать статистику, проводить необходимые улучшения. Такой процесс, очевидно поддается планированию, в отличие от хаотического движения. Как и в обсуждавшихся выше случаях ключевая роль здесь отводится исследованию и обучению на основе приобретаемого опыта.

Неопределенность отступает

Таким образом, мы видим, что в тех областях деятельности, где мы действуем осознанно, выстраивая модели, непрерывно исследуя их, проверяя их на практике и внося улучшения, мы можем добиваться вполне предсказуемых результатов. Наши возможности планировать свою деятельность значительно шире, чем принять думать.
Вместе с тем, нужно заметить, что применение планирования ограничено в тех случаях, когда мы не имеем возможности обучаться. Например, выводя на новый рынок инновационный продукт мы не знаем целевых клиентов, их потребностей, потенциала нашего продукта для удовлетворения этих потребностей. Получить эти знания можно только методом проб и ошибок. Поэтому проекты такого рода крайне редко достигают запланированных результатов в запланированные сроки, а зачастую и вовсе заканчиваются неудачей.
И, конечно, нельзя не отдать должное значению случая в нашей жизни. Без него наша жизнь была бы невыразимо скучна. Случайность — источник разнообразия и развития. Все наши планы подвержены воздействию случайности. Но случайность случайности рознь. Отклонение от целевого показателя в пределах 5% в большинстве случаев вполне нас удовлетворяет. Для минимизации отклонения, как мы убедились, необходимо расширять область знаний, сокращая область хаоса, который происходит от нашего незнания.
Как говорил Заратустра, все что происходит, есть сочетание предопределенности, случая и нашего выбора. Когда в ткань бизнеса вплетена познавательная деятельность, мы раздвигаем границы выбора, одновременно наращивая свою компетентность и способность к выживанию и развитию.

Теме планирования посвящен мой семинар «Планирование как система»

Кого интересует тема планирования, пишите свои вопросы — обсудим. Писать можно на мой адрес электронной почты kochnev@iteam.ru

Автор: А. Кочнев
Источник: Блог Александра Кочнева

Метки: Корпоративное управлениекорпоративные финансы
Предыдущий

Корпоративная переоценка ценностей

Следующий

Управление распределением. Часть 1

Похожие Статьи

Трансформация корпоративной культуры: от диагностики до изменений
Корпоративная культура

Трансформация корпоративной культуры: от диагностики до изменений

21.01.2025
Корпоративная культура

Трансформация корпоративной культуры: от диагностики до изменений

15.01.2025
Трансформация корпоративной культуры: подбор сотрудников, управление ценностями и роль лидерства
Корпоративная культура

Трансформация корпоративной культуры: подбор сотрудников, управление ценностями и роль лидерства

09.01.2025
Следующий
Управление распределением. Часть 1

Управление распределением. Часть 1

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!