Воскресенье, 25 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Целевое управление

Как построить обучающуюся организацию

Александр Кочнев Александр Кочнев
12.11.2024
в рубрике Целевое управление
0
Как построить обучающуюся организацию
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
221
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Проблема, как я вижу, заключается в том, что многие руководители не уделяют достаточного внимания обучению специалистов и руководителей. Эта тема часто остается на периферии их интересов и даже не считается приоритетной. Но если вдуматься, обучение — это важнейший инструмент развития, двигатель, обеспечивающий рост и устойчивость организации. Без обучения развитие просто невозможно.

Здесь важно различать понятия «развитие» и «рост». Руководители обычно стремятся к росту и масштабированию бизнеса. Рост — это всегда количественное увеличение: больше клиентов, больше доходов, больше ресурсов, сотрудников, производственных мощностей. Развитие же — это рост компетенций, знаний, умений и понимания, необходимых для успешной работы компании и её стабильного роста.

Возможен ли рост без развития? Да, и мы часто видим такие примеры, когда компании пытаются масштабироваться, не обладая необходимыми управленческими компетенциями. В результате они сталкиваются с непреодолимыми проблемами, теряют многое и оказываются под нарастающим комом нерешённых задач. Мы часто работаем с такими компаниями, помогая им преодолеть эти трудности и восстановить устойчивость.

Важно понять, что развитие является необходимым условием для стабильного роста. Идеалом роста можно считать неограниченную власть над ресурсами, тогда как идеал развития — это неограниченная компетентность. Представьте, что вы обладаете неограниченной компетентностью: тогда для вас не будет преград в решении любых задач, вы будете знать, как привлекать ресурсы, эффективно инвестировать, выбирать нужные рынки и действовать стратегически. Именно поэтому сначала должно быть развитие, а затем — рост.

В работе одной китайской компании мне запомнился их подход: «Сначала делаем лестницу, а потом поднимаемся». Это можно интерпретировать как «Сначала развиваемся, а затем растем». Это действительно мудрая бизнес-философия.

Мы с вами рассматривали обучение через призму различных инструментов. Возникает вопрос: существует ли концептуальный подход к обучению как к системе? Что представляет собой обучение, если рассматривать его как системный процесс?

На самом деле такой подход существует, и называется он «обучающаяся организация». Эта концепция была подробно изложена в книге Питера Сенге «Пятая дисциплина», которую я прочитал еще 20 лет назад. Книга полна закладок и заметок — она оказала огромное влияние на мои мысли и действия. В ней представлена философия и концепция того, как должна быть построена обучающаяся организация, хотя практических рекомендаций в ней мало. Это скорее взгляд на то, какие принципы лежат в основе такой компании. Эти идеи повлияли на наш подход к работе с управленцами, и мы фактически внедряем их на практике, не акцентируя внимание на том, что создаем основу для обучающейся организации. Наши клиенты, как правило, этого не осознают, но мы действительно следуем этим принципам.

Я хотел бы рассказать, какие именно практики способствуют построению такой организации. Прежде всего, начнем с концепции. Вкратце изложу основные идеи, представленные в книге. В ней описаны пять дисциплин, и ключевая из них — системное мышление.

1. Системное мышление  

Это способность руководителей, а в идеале и всех сотрудников, понимать, как функционирует система, с которой они имеют дело. Системой может быть что угодно — от двух камней, лежащих друг на друге, до сложных организационных структур. Наши организации — это сложнейшие системы, и чтобы эффективно с ними работать, нужно изучать их закономерности и понимать, как они функционируют. Системный подход — основа всей нашей работы с компаниями.

2. Интеллектуальные модели  

Эта дисциплина учит различать те ментальные шаблоны, которые управляют нашим мышлением. Наши знания о мире состоят из определенных шаблонов, которые помогают ориентироваться и принимать решения. Однако если эти шаблоны не соответствуют действительности, они могут привести к ошибкам. Например, если руководитель убежден, что все сотрудники склонны к воровству, это приводит к избыточному контролю, подавлению инициативы и стагнации. Важно понимать, какими моделями мы руководствуемся, и корректировать их при необходимости.

3. Общее видение  

Сотрудники и руководители должны понимать и разделять общие цели и миссию компании. Общая цель объединяет коллектив и направляет его усилия на достижение поставленных задач. Мы много говорим и пишем об этом, а также внедряем такие подходы в наших проектах.

4. Личное развитие  

Каждый член команды должен стремиться к совершенствованию своих знаний, понимания и способностей для решения всё более сложных и творческих задач.

5. Групповое обучение  

Организация должна создать среду, в которой люди обучаются и развиваются совместно. Это способствует коллективному росту и обмену знаниями.

Эти пять дисциплин — системное мышление, интеллектуальные модели, общее видение, личное развитие и групповое обучение — формируют основу обучающейся организации. В книге подробно описано, как эти дисциплины работают вместе, создавая среду непрерывного обучения и развития. Основной посыл книги заключается в том, что обучение равно развитию. Невозможно развиваться, не обучаясь, и этот процесс служит основой для динамичного и эффективного роста компании.

Как я уже упомянул, эти дисциплины стали основой нашего подхода к трансформации компаний. Мы внедряем их в той или иной форме, и они приносят реальные результаты. Хочу предложить 10 практик, которые помогут вам шаг за шагом создавать обучающуюся организацию. Эти практики неотделимы от самой деятельности компании и от ежедневной работы.

Часто обучение воспринимается как процесс, требующий присутствия в аудитории, где лектор делится знаниями, которые затем нужно применять на практике. Мы предлагаем другой взгляд на обучение. Лекции и занятия важны, но наибольшую ценность представляют те практики, которые позволяют сотрудникам учиться постоянно, в ходе их повседневной работы. Эти практики неразрывно связаны с управленческой и производственной деятельностью компании.

Я кратко охарактеризую эти 10 практик, и вы увидите, что многие из них, вероятно, уже применяются или находятся на стадии внедрения в вашей компании, особенно если вы сотрудничаете с нами.

1. Анализ ограничений компании  

Это практика, которую мы внедряем буквально в каждом проекте и настоятельно рекомендуем для системного мышления — одной из ключевых дисциплин обучающейся организации. Анализ ограничений — это инструмент, которым должна владеть вся управленческая команда, начиная с руководства и заканчивая отделами. Руководители вместе с сотрудниками анализируют ограничения компании, выявляют причинно-следственные связи и стараются дойти до корневых проблем, с которыми нужно работать.

Так формируется системное представление о проблемах компании и о том, как с ними справляться. Регулярный анализ ограничений позволяет отслеживать динамику: какие проблемы ослабли, какие исчезли, а какие появились вновь. Ограничения всегда будут, как бы вы ни развивались, просто их уровень и качество будут изменяться. Эта практика способствует развитию системного мышления у сотрудников и руководителей и помогает компании двигаться вперед. 

2. Планирование как инструмент обучения  

Мы рассматриваем планирование не просто как процесс постановки целей, а как процесс обучения — аналог исследовательской работы. Представьте, что управленческая работа — это исследование: выдвижение гипотез о системе, проверка их на практике, анализ результатов, корректировка подходов. Такое осознанное планирование развивает и системное мышление, и навыки командной работы.

Однако далеко не всякий план обладает этими обучающими свойствами. Часто планирование сводится к цифрам в таблице, где мы лишь констатируем, достигнуты ли показатели или нет. Наш подход, системное планирование, основывается на более глубоком понимании проблемы, ресурсов и возможностей, позволяет прогнозировать действия и их результаты, анализировать возможные риски, а затем включать меры по их предотвращению. Мы планируем конкретные действия, а не просто фиксируем цифры.

Такой подход позволяет управлять не только результатом, но и самим процессом: мы можем отслеживать, соответствуют ли наши действия целям, сбываются ли прогнозируемые риски или появляются новые. Обучение в процессе планирования состоит в анализе того, что было упущено или недооценено, и последующей корректировке. Это неотъемлемая часть работы, в результате которой наша бизнес-модель становится эффективнее и устойчивее. Если, например, оказывается, что наш анализ конкурентов недостаточно глубок, то мы дорабатываем методику, усиливаем фокус на исследовании рынка и в следующий раз подходим к планированию более подготовленными.

Таким образом, планирование становится мощнейшим инструментом обучения и развития компании, позволяя накапливать знания, совершенствовать процессы и адаптироваться к изменениям. Как именно внедрить это в работу, мы подробно рассматриваем в мастер-проекте по планированию.

3. Анализ результатов проектной работы как форма обучения

Эффективный анализ итогов каждого проекта служит инструментом для обучения. Завершая проект, команда проводит детальный разбор: что было запланировано, чего достигли, что удалось, а что нет, какие риски реализовались, а какие нет. Это помогает выявить недостатки в методах работы, определить пробелы в квалификации и формирует конкретные предложения по обучению. Такой подход не только развивает квалификацию команды, но и пополняет корпоративные знания.

4. Проектный подход к инвестиционным проектам как метод обучения

Каждый инвестиционный проект рассматривается как ещё одна возможность для обучения. Многое можно понять только на практике, особенно в принятии управленческих решений, результат которых проявляется спустя месяцы или даже годы. Например, если решение построить завод спустя несколько лет приводит к низкой загруженности мощностей, важно зафиксировать и понять изначальные предпосылки, на которых оно основывалось. Систематизированное фиксирование управленческих решений, бизнес-планов и прогнозов позволяет компании учиться на собственном опыте и избегать повторных ошибок. 

5. Проектное обучение

Проектное обучение объединяет текущие задачи с процессом обучения, при котором сотрудники и руководители приобретают новые навыки и знания на реальных примерах, решая практические задачи компании. Этот метод позволяет внедрить обучение непосредственно в производственные и управленческие процессы, делая его неотъемлемой частью развития компетенций сотрудников.

6. Непрерывное совершенствование процессов (Кайдзен)

Непрерывное улучшение рабочих процессов — метод, который активно используется для личностного и командного развития. Этот подход, основанный на цикле Деминга (PDCA), учит сотрудников выявлять проблемные участки, анализировать их, находить решения и оценивать результаты изменений. Это не только способствует улучшению процессов, но и помогает команде получать удовлетворение от работы, видя реальные изменения и улучшения в ежедневной практике.

7. Создание стратегического видения и стратегического управления

Формирование стратегического видения и его донесение до всех сотрудников позволяет каждому члену команды понимать, ради чего они работают. При разработке стратегии важно, чтобы в этом процессе участвовала вся управленческая команда — это помогает формировать общее видение и согласованность целей. Управленческие решения должны быть гибкими, чтобы адаптироваться к изменяющейся среде и корректироваться на пути к достижению целей. Такая структура управления становится частью процесса обучения.

8. Корпоративная библиотека и читательский клуб

Создание корпоративной библиотеки — один из самых простых и действенных способов организовать обучение. Составьте список рекомендуемых книг и организуйте регулярные обсуждения. Например, книга Питера Сенге “Пятая дисциплина” может стать отличной отправной точкой. Такие читательские клубы помогают каждому члену команды не только узнавать новое, но и обогащать коллег, делиться мнениями и искать варианты для внедрения идей в компании.

9. Межфункциональные сессии и круглые столы

Межфункциональные сессии — это возможность наладить взаимодействие между разными отделами, решая общие задачи. Например, встреча отдела продаж и конструкторского отдела для обсуждения проблемных зон взаимодействия может помочь выявить взаимные ожидания и согласовать цели. Важно, чтобы эти встречи проходили на основе методических основ — тогда участники смогут найти структурированные решения, которые помогут развивать всю компанию.

10. Автоматизированная система обучения и корпоративная база знаний

Наличие автоматизированной системы обучения позволяет компании систематизировать и сохранить свои знания. В неё включены регламенты, инструкции, аналитические отчёты и другие материалы, которые помогают сотрудникам совершенствовать свои навыки и интегрировать единые стандарты. Такие системы обеспечивают удобный доступ к информации, позволяют контролировать знания сотрудников и помогают организовать непрерывное обучение.

Каждая из этих практик предоставляет компании уникальные возможности для развития и укрепления процесса обучения. Важно рассматривать управленческие процессы, такие как планирование и анализ проектов, не просто как инструменты для достижения поставленных целей, но и как ключевые способы повышения компетентности и знаний, делая их ещё более значимыми для компании.

Эти 10 практик нужно воспринимать именно с этой точки зрения. Тогда компания начнёт постепенно формироваться в ту самую обучающуюся организацию, о которой пишет Питер Сенге. Как целевая модель, обучающаяся организация – это не самоцель, а мощный инструмент. Обучение в данном случае становится мотором развития. И к каким же результатам должно привести внедрение этих практик обучающейся организации?

1. Единство цели. На всех уровнях сотрудники осознают единую цель и понимают, как их вклад помогает компании двигаться вперёд. Каждый знает, какое направление важно, и сосредоточен именно на нём.

2. Опережающее реагирование на изменения. Системное мышление и применение интеллектуальных моделей дают возможность не просто реагировать на происходящее, а видеть закономерности и действовать на опережение, работая проактивно.

3. Инициатива и творческий драйв. У сотрудников формируется новое отношение к работе. Их деятельность перестаёт быть рутиной, превращаясь в творческий процесс. Обучение и развитие становятся стимулом для творчества, формируя новую основу для мотивации, превосходящую денежное поощрение.

4. Постоянное совершенствование. Непрерывные улучшения происходят в каждом процессе и на каждом участке компании. Колёсики системы модернизаций приводят компанию к постоянному развитию, где одно улучшение стимулирует следующее.

5. Динамичное развитие. Обучающаяся организация позволяет компании развиваться так, чтобы она была готова к будущим вызовам, успешно адаптируясь к изменениям и становясь сильнее с каждым этапом роста.

Внедрение этих практик помогает компании не только реагировать на изменения, но и уверенно опережать их, создавая пространство для устойчивого роста и раскрытия потенциала каждого сотрудника.

Если у вас есть вопросы, пишите info@iteam.ru и +79091585757 (WhatsApp) — мы постараемся подробно ответить.

Автор: Александр Кочнев

Предыдущий

10 стратегических ситуаций

Следующий

Системный подход к управлению проектами

Похожие Статьи

Два механизма принятия решений
Целевое управление

Два механизма принятия решений

21.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение
Целевое управление

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Когнитивные ограничения управленцев: почему компания — не машина
Целевое управление

Когнитивные ограничения управленцев: почему компания — не машина

28.04.2025
Следующий
Системный подход к управлению проектами

Системный подход к управлению проектами

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (616)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Почему ваша организационная структура мешает бизнесу — и как это исправить

Почему ваша организационная структура мешает бизнесу — и как это исправить

21.05.2025
Стратегия управления: как решать проблемы и реализовывать возможности

Стратегия управления: как решать проблемы и реализовывать возможности

21.05.2025
Два механизма принятия решений

Два механизма принятия решений

21.05.2025
Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!