Воскресенье, 18 мая, 2025
  • +7 (499) 110-26-84
  • info@iteam.ru
  • | Whatsapp
  • | Telegram
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты
No Result
View All Result
No Result
View All Result
Главная Бизнес-процессы

Как «процессный подход» приводит к параличу организации

Александр Кочнев Александр Кочнев
27.11.2018
в рубрике Бизнес-процессы
0
Как «процессный подход» приводит к параличу организации
0
ПОДЕЛИТЬСЯ
693
ПРОСМОТРЫ
Поделиться на Facebook

Как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Никто не хочет делать что-то плохое. Плохое получается от неадекватного представления о мире, ложных идей, недостатка знаний и умений, в общем, от невежества.

Множество примеров этому дает практика управленческой деятельности, опирающаяся преимущественно на механистические, упрощенные представления о людях и способах их организации.

Сегодня практически каждый руководитель знает слово «процессы» и с уважением относится к процессному подходу, который, по распространенным представлениям, позволяет преодолеть хаос, навести порядок в деятельности организации. Многие компании стремятся описать и регламентировать свои процессы, чтобы добиться лучшей управляемости и согласованности в работе сотрудников.

Типичная практика внедрения подхода к управлению компанией включает следующие этапы:

  • Изучение функций, выполняемых сотрудниками на различных участках работы. Это поручается бизнес-аналитику компании или привлеченным консультантам. Обычно это делают в форме интервью с сотрудниками и руководителями.
  • Определение состава и содержания процессов компании на основании проведенного исследования.
  • Разработка регламентов процессов. Этот этап, как и предыдущие, выполняют бизнес-аналитики и консультанты. При этом в процессы нередко вносятся те или иные усовершенствования, для этого разрабатывается новая модель процесса «AS TO BE».
  • Обучение исполнителей процессов и внедрение регламентов в практику деятельности компании.

Все вроде бы логично и правильно, на первый взгляд. Но практика показывает, что успех в подобных проектах достигается крайне редко. Типичный результат – это неработающие регламенты, которые отторгаются исполнителями, как нечто чуждое. Пресловутая проблема «сопротивления изменениям» заслуживает отдельного рассмотрения, об этом поговорим в другой раз. Здесь же рассмотрим ситуации, когда «все получилось», сотрудники работают в соответствии написанными правилами, по разработанным регламентам. Действительно ли это успех?

Давайте вспомним, что регламенты процессов написаны на основе той модели, по которой сегодня работает компания, ведь работа началась с описания существующих функций. Но правильная ли это модель? Речь идет не об улучшении тех или иных процессов компании по модели «AS TO BE». Речь об актуальности самой структуры процессов компании и соответствии ее требованиям рынка, условиям конкурентной среды, о том, способна ли компания выжить и развиваться сохраняя существующую модель бизнеса.

Именно с ответов на эти вопросы нужно начинать внедрение процессного подхода. В противном случае существует большой риск законсервировать стратегические проблемы компании в виде «отлитых в бронзе» регламентов и тем самым завести бизнес в тупик. В этом случае кажущийся успех внедрения процессного подхода обернется параличом компании.

При формальном подходе к проектированию и внедрению процессов закрепляется практика «как есть», но ведь то что есть как раз и является источником проблем компании!

Это не надуманный риск, а серьезная проблема, которая особенно опасна тем, что ее трудно распознать; она будет убивать компанию медленно и незаметно.

Мы же применяем системный, стратегический подход к построению системы управления процессами компании, продвигаясь от осмысления стратегии к процессам. При этом всегда, в каждом проекте, с какой бы компанией мы ни работали, происходит трансформация ее процессов, зачастую весьма значительная. Управленческая команда приходит к пониманию, что в деятельности компании не представлены или не развиты стратегически важные процессы, отсутствие которых является источником проблем. Недостающие процессы включаются в управленческую систему и на следующих этапах ведется их детальная разработка.

Еще чаще мы имеем дело с процессами, которые действуют, но не адекватны ситуации, в которой существует компания, не конкурентоспособны. Их нужно не регламентировать и даже не усовершенствовать, их нужно строить заново, на других принципах.

Типичный пример – процесс продаж. Во многих компаниях продажи все еще осуществляются в пассивной форме. Компания не ведет активного диалога с клиентами, а ждет, когда они придут сами. Если мы станем опрашивать сотрудников о их функциях в процессе продаж, а затем, на этой основе разработаем регламенты процесса и добьемся их четкого выполнения, то мы закрепим токсичную практику, которая день за днем медленно убивает компанию.

Сотрудник, сидящий в офисе в ожидании звонков клиентов, не может дать идею активных продаж. На основе интервьюирования такого специалиста невозможно выработать новую, эффективную модель ведения этой деятельности. Да и его руководитель здесь не поможет.

Поэтому построение системы процессов нужно начинать даже не со стратегии, а с тщательного анализ проблем, которые ограничивают эффективность и конкурентоспособность компании. Это первый и важнейший этап, в ходе которого управленческая команда приходит к пониманию истинных ограничений для бизнеса и на этой основе определяет конкретные цели внедрения процессного подхода, как средства решения выявленных проблем. Здесь неизбежно будет сфокусировано внимание на методах ведения продаж, если этот участок является источником проблем, и определена цель его трансформации в новое состояние.

На втором этапе происходит осмысление стратегии. При этом компания рассматривается с точки зрения ее соответствия требованиям целевого рынка и условиям конкурентной среды, определяется вектор ее развития. Управленческая команда формулирует ответ на один главный вопрос: какой должна стать компания, чтобы быть более эффективной и конкурентоспособной?

Третий этап посвящен разработке «архитектурного проекта» организации. Понимая ключевые проблемы и стратегию компании, управленческая команда разрабатывает состав процессов, которые обеспечат решение проблем и реализацию стратегии. Так формируется целевая модель процессной структуры. Она может содержать процессы, которые в настоящее время отсутствуют, а также процессы, требующие глубокого реформирования. При этом руководство компании получает видение организационной системы, которая обеспечивает прорыв компании в новое состояние. Этот результат невозможно получить описывая существующие функции сотрудников «как есть».

Созданная таким образом архитектура процессов становится основой для дальнейшей детальной разработки конкретных процессов, их проектирования, регламентации и внедрения в практическую деятельность.

На основе этого инженерного, системного подхода осуществляется наш мастер-проект «Создание системы управления процессами компании».

Автор: Александр Кочнев

Метки: бизнес-процессыуправление бизнес-процессами
Предыдущий

Семь внутренних ограничений для развития компании

Следующий

Оптимизация бизнес-процессов компании

Похожие Статьи

Архитектура бизнес-процессов
Бизнес-процессы

Архитектура бизнес-процессов

25.12.2024
Анализ бизнес-процессов в Москве
Бизнес-процессы

Анализ бизнес-процессов в Москве

23.07.2024
Внедрение бизнес-процессов в Москве
Бизнес-процессы

Внедрение бизнес-процессов в Москве

23.07.2024
Следующий
Схема бизнес-процессов

Оптимизация бизнес-процессов компании

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Дайджесты
  • Бизнес-подкасты «Системный Менеджмент»
  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление

Авторы

  • Александр Кочнев (613)
  • Александр Науменко (4)
  • Андрей Бурков (12)
  • Вячеслав Григорович (6)
  • Дарья Силенок (3)
  • Дмитрий Корнилин (51)
  • Дмитрий Наконечный (7)
  • Марина Богомягкова (1)
  • Марина Ступакова (25)
  • Ольга Андреева (20)

Новые статьи

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

Три уровня целеполагания: стратегия, процессы и сотрудники

07.05.2025
Законы развития компании

Законы развития компании

07.05.2025
Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

Как выявить ключевые ограничения в компании и направить ресурсы на их устранение

07.05.2025
Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

Перегруженность руководителей: как выйти из порочного круга и освободить время для стратегии

06.05.2025

Метки

Бухгалтерский и Финансовый учет Бюджетирование Информационные технологии Консалтинг Корпоративное управление Маркетинговое управление Маркетинговые исследования Менеджмент Мотивация Планирование Проектное управление Разработка стратегии Сбалансированная система показателей Стратегический анализ Стратегия Управление Управление проектами Управленческий учет Финансовое управление Финансы анализ проблем бизнес-план бизнес-процессы карьера корпоративная культура логистика маркетинг мотивация персонала мотивация сотрудников обучение персонала обучение руководителей организационная структура оценка персонала подбор персонала продажи процессный подход стратегическое управление стратегия компании управление бизнес-процессами управление качеством управление компанией управление персоналом управление процессами управление финансами целевое управление
×
Статьи iTeam

Сделайте вашу компанию управляемой и эффективной!

Рубрики

  • Бизнес-процессы
  • Корпоративная культура
  • Маркетинг и продажи
  • Мотивация сотрудников
  • Обучение руководителей
  • Организационная структура
  • Планирование
  • Стратегия
  • Управление знаниями
  • Управление изменениями
  • Управление качеством
  • Управление персоналом
  • Управление финансами
  • Целевое управление
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam

No Result
View All Result
  • Статьи
  • Мастер-классы
  • Мастер-проекты
  • Услуги
  • Проекты
  • Отзывы
  • Контакты

© 2002 - 2023 iTeam


Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI
Вам подарок!
Чек-лист: 15 ошибок внедрения KPI!





План разработки стратегии компании
Вам подарок!
КНИГА «План разработки стратегии компании»!




Подпишитесь прямо сейчас!