Я не знаю, плакать мне или смеяться, когда я слышу, как умные люди говорят о том, что оперативные задач возникают путем декомпозиции стратегических целей. Это настолько оторванная от реальности идея, что даже минимальная попытка применить ее на практике сразу обнаруживает несостоятельность выдвинувших ее «мудрецов».
Давайте рассмотрим практическую ситуацию. В ходе планерки, проводимой директором завода с руководителями подразделений, обнаружена проблема нехватки спецодежды для рабочих. Сразу же поставлена задача руководителю отдела закупок срочно приобрести необходимые комплекты. В стратегии, разработанной три года тому назад, нет цели, посвященной спецодежде. Если бы даже она была, то декомпозировать из нее оперативную задачу по закупке через три года дополнительной партии спецодежды никто бы не додумался.
Но если эта задача возникла не из стратегии, то откуда? Здесь нужно вспомнить, что в годовом плане компании предусмотрено обеспечение рабочих процессов всеми необходимыми ресурсами, в том числе и спецодеждой. Если бы все шло по плану, то эта задача не могла возникнуть, поскольку все необходимые закупки предусмотрены планами и бюджетами. Но, видимо, что-то пошло не так, — либо численность рабочих увеличилась сверх плана, либо нормативы обеспечения спецодеждой оказались ошибочными, либо просто просчитались при планировании. Так или иначе, триггером, запустившим эту задачу, стало отклонение от плана.
Разумеется, при большом желании, можно найти какую-то стратегическую цель и связать ее с этой оперативной задачей, например, сказать, что закупка спецодежды обеспечивает достижение стратегической цели компании по повышению производительности труда. Что это дает полезного для управления компанией? Чисто формальная, ничего не значащая процедура. Если же увидеть связь с планами компании, то возникновение этой задачи должно привести к корректировке плана, перерасчету нормативов или внесению изменений в регламент планирования. Все эти действия направлены на улучшение процессов управления и предотвращение подобных, не предусмотренных планом, ситуаций в дальнейшем.
Обобщая, можно сказать, что причина появления оперативных задач – это несовершенство мира, в котором мы живем. В идеальном мире все должно идти по плану, никаких отклонений не возникает, все предусмотрено, все расписано до мелочей. Но реальный мир «не совершенен» — в нем то и дело возникают отклонения от планов, да и сами планы не идеальны. Поэтому то и дело возникает необходимость в корректирующих действиях и реагировании на непредвиденные ситуации, которые вообще планами не предусматривались. Если в компании не поставлены процессы управления, основанные на планировании, то каждая ситуация возникает, как «непредвиденная», и все управление такой компанией представляет собой реагирование на ситуации. Конечно, управлением такая деятельность не является. Чем выше уровень регулярного менеджмента, тем меньше непредвиденных ситуаций и меньше оперативных задач, призванных устранить те или иные «напряжения», возникающие в бизнес-процессах.
Из этих соображений можно вывести метрику, характеризующую качество управления организацией: количество оперативных задач, поставленных в течение года. Если компания совершенствует систему управления, число таких задач должно год от года снижаться (здесь не идет речи о задачах, выполняемых в рамках проектов – это другая категория).
Несмотря на все сказанное, связь оперативных задач со стратегией все же существует, но она весьма опосредована: оперативные задачи заботятся о выполнении планов компании на текущий год, а планы компании заботятся о стратегии. Разрабатывая годовые планы, руководители компании ориентируются на стратегию. Поэтому показатели планов являются отражением стратегических целей. Когда в планах появляются отклонения, на помощь приходят оперативные задачи, чтобы обеспечить ресурсами те участки, где возникли проблемы.
Смешение стратегии с оперативным уровнем приводит только к путанице понятий и умножению управленческих проблем, но, если все расставить в правильном порядке, создается гармония, сначала в головах, а затем и в делах.
Автор: Александр Кочнев