Еще три-четыре года назад аббревиатура BI воспринималась как нечто новое и неизвестное. Сейчас же каждая крупная организация либо внедрила BI-систему, либо планирует ее внедрение в ближайшем будущем. Поэтому разработчики BI находятся под пристальным вниманием крупных ИТ-корпораций. Волна слияний и поглощений еще не схлынула.
Сегодня рынок систем класса Business Intelligence (BI) представлен целой линейкой решений более десятка различных компаний. Первоначально аналитические системы представляли собой союз поставщиков баз данных и аналитических приложений. Чуть позднее к ним подключились поставщики ETL-инструментов (Extract-Transformation-Load), позволявших автоматизировать процесс сбора, обработки и загрузки информации в базу данных. Подобная консолидация привела к появлению нового класса платформ — Business Intelligence (BI). Лидеры рынка ПО не могли не заметить ее перспективность и инициировали разработки по созданию собственных BI-решений.
По мнениям экспертов IDC, эволюцию BI-систем можно условно разделить на 3 волны. Так, системы первой волны, закончившейся в 1990 году, имели своей целью сбор информации и подготовку регламентированной отчетности. Системы второй волны, которая продлилась ориентировочно с 1990 по 2005 год, предоставили своим пользователям инструменты быстрого многомерного анализа на базе технологии OLAP (On-line Analytical Processing), а также возможность самостоятельного создания нерегламентированной отчетности. Системы третей волны, начавшейся в 2005 году, имеют задачу расширить целевую аудиторию пользователей BI-систем и сделать акцент на развитие прикладных способов применения, включая предсказательную аналитику и поиск скрытой информации Data Mining. Причем предлагаются как вертикальные решения, предназначенные для определенных сегментов рынка, так и горизонтальные, ориентированные на конкретные унифицированные бизнес-задачи.
Сегодня мы как раз наблюдаем появление BI-решений третьей волны. К ним можно, например, отнести BI-системы от известных мировых лидеров: Oracle, IBM, Microsoft, SAS и ряда других.
Лидеры рынка
Согласно исследованиям, проведенным компанией The OLAP Report, безусловным лидером мирового рынка BI в 2006 году стала компания Microsoft — доля ее систем на рынке составляла 31,6%. За ней следовала Hyperion (18,9%) и Cognos (12,9%.) Замыкали пятерку лидеров Business Objects и MicroStrategy (по 7,3% у каждого). SAP в 2006 году сумел завоевать только 5,8% рынка.
Следует отметить, что в 2006 году на мировом олимпе BI корпорации Oracle принадлежало всего 2,8%. Однако этот показатель получен без учета прикладных партнерских продуктов, построенных на базе решений Oracle. Кроме того, сама компания за прошедший год сделала ряд громких приобретений: под ее марку перешли знаменитые продукты Siebel и Hyperion. Siebel Analytics стал основой для новой платформы Oracle Business Intelligence Enterprise Edition, а Hyperion вошел в состав Oracle BI Suite EE Plus. Немного спустя компанию Sunopsis с ее ETL-решением постигла та же участь — теперь это новый продукт Oracle Data Integrator. Таким образом, четко прослеживается стратегия Oracle, направленная на развитие этого направления не только за счет собственных разработок, но и за счет поглощений конкурентов.
Прямой конкурент Oracle — компания IBM — тоже не заставила себя долго ждать и объявила о громком приобретении Cognos, известной своим мощным аналитическим комплексом. Несколько лет назад IBM уже поглотила компанию Ascential и представила ее ETL-продукт под новым названием Data Stage. Принимая также во внимание тот факт, что IBM является еще вендором серверных платформ и СУБД DB2, можно предположить, что ее предложение составит серьезную конкуренцию другим участникам рынка.
Однако и другие игроки тоже не остались в стороне: крупнейший производитель ERP систем SAP объявил о приобретении французско-германской компании Business Objects, широко известной своими инструментами репортинга.
Таким образом, прошедший год ознаменовался укреплением позиций лидеров за счет слияний и поглощений, в результате чего расстановка сил на международном рынке BI несколько изменилась.
Распределение позиций игроков рынка BI на мировом рынке, 2006 г*.
* на правой диаграмме представлены доли компаний с учетом слияний и поглощений, произошедших в 2007 г.
Источник: CNews Analytics на основе OLAP Report 2006
Так, по-прежнему на первом месте осталась компания Microsoft. На втором месте оказался Oracle, которому теперь принадлежит 21,7%. SAP занял третье место, набрав 13,1%. Четвертое и пятое места принадлежат соответственно компаниям IBM (12,9%) и MicroStrategy (7,3%).
Однако для того, чтобы оценить перспективы того или иного решения, одних лишь количественных оценок доли рынка явно не достаточно. Необходимо проанализировать качественные характеристики и перспективность предлагаемых решений. Эту возможность предоставляют магические квадраты Gartner, которые распределяют продукты с точки зрения возможностей реализованной функциональности, ее полноты и перспективности для растущих потребностей рынка. Каждый продукт в этом квадрате оценивается по двух критериям: полнота видения потребностей рынка («провидцы») и реализованные возможности продукта («претенденты»). Если продукт получает максимальные оценки по каждому направлению, то он попадает в «лидеры рынка».
Начнем с ETL-инструментов, предназначенных для сбора информации из различных источников, ее очистки, агрегации и загрузки в аналитическое хранилище данных. Лидеры рынка ETL расположились на квадрате Gartner в нижеследующем порядке.
Квадрат Gartner. Распределение позиций поставщиков ETL инструментов на мировом рынке
Источник: Gartner Group, 2007
Итак, в области ETL безусловными лидерами с точки зрения возможностей и перспектив дальнейшего использования являются решения от Informatica и IBM. За ними с небольшим отрывом следуют Business Objects и Oracle. Очень близко к лидерам рынка подошли ETL инструменты от SAS и Microsoft.
Теперь посмотрим распределение на магическом квадрате Gartner аналитических систем класса Front-End, предназначенных для аналитической обработки собранной информации, построения прогнозов, статистического анализа и отчетности.
Квадрат Gartner. Распределение позиций поставщиков аналитических систем класса Front-End на мировом рынке
Источник: Gartner Group, 2007
Здесь уже лидируют Business Objects и Cognos, за которыми идут Hyperion, Oracle и SAS. К лидерам приближаются решения от SAP, Microsoft, Information Builders и Microstrategy.
Итак, у нас есть информация о распределении долей рынка BI и о позициях решений от лидеров BI в квадрате Gartner. Если учесть последние поглощения, проведенные корпорациями Oracle, IBM и SAP, можно составить сводную таблицу рейтингов лидеров как с точки зрения охвата рынка BI, так и с точки зрения реализованных возможностей и перспективности представленных решений.
Сводная таблица рейтингов лидеров рынка BI*
|
Рейтинг доли рынка | Рейтинг ETL | Рейтинг Front-End | Набранные баллы |
SAP | 3 место | 3 место | 1 место | 11 баллов |
IBM | 4 место | 1 место | 2 место | 11 баллов |
Oracle | 2 место | 2 место | 4 место | 10 баллов |
Microsoft | 1 место | 5 место | 5 место | 7 баллов |
SAS | 5 место | 4 место | 3 место | 6 баллов |
MicroStrategy | 5 место | 5 место | 5 место | 3 балла |
*баллы в таблице начислялись по следующему принципу: первое место в рейтинге — 5 баллов, второе — 4, третье — 3, четвертое — 2 и пятое — 1 балл
Источник: CNews Analytics, 2007
В результате на первом месте в таблице оказались комплексные решения от SAP и IBM. С небольшим отрывом за ними следует Oracle. Третье место заняла компания Microsoft, а 4 и 5 соответственно — компании SAS и MicroStratgy.
Конечно, эти оценки не говорят о том, что одно решение лучше другого и поэтому нужно внедрять именно его. Напротив, они лишь фиксируют общий рейтинг BI-решений, представленных сейчас на рынке. Известно, что рейтинги имеют особенность меняться, поэтому в каждом конкретном проекте внедрения BI-системы нужно отталкиваться в первую очередь не от рейтинга, а от требований, которые предъявляются к этой системе. Вполне возможно, что требованиям будут настолько индивидуальны, то в результате им будет удовлетворять решение вообще отсутствующее в этом списке.
Следует отметить, что при составлении этой таблицы рассматривались моновендорные решения, то есть решения, которые представлены ETL-инструментами и аналитической Front-End надстройкой от одного поставщика. Но, как показывает практика, моновендорные решения внедряются не всегда. Многие заказчики предпочитают внедрять решения, представленные системами от разных вендоров. Такой подход имеет как свои плюсы, так и минусы, и вполне возможно, что в определенных ситуациях преимущества от его использования могут быть значительно больше.
Что ждет Business Intelligence завтра?
Сегодня на мировом рынке доминируют BI-системы известных компаний, в то время как на российском по-прежнему большую часть занимают собственные разработки. Не секрет, что динамика российского рынка ИТ-решений всегда копирует динамику мирового рынка, но с задержкой в пару лет. Согласно этой тенденции можно ожидать, что и на российском рынке доля BI-систем с мировым именем будет расти. Другими словами, можно ожидать, что российские поставщики в скором времени уйдут от практики «повторного изобретения велосипед» к практике «посмотри, что уже сделано, и используй лучшее» и начнут разрабатывать свои BI-решения на базе продуктов ведущих мировых поставщиков, уже закрепившихся на нашем рынке, таких как: Oracle, Microsoft, IBM, SAP, SAS и т.д.
Что касается используемых технологий, здесь российский рынок как раз стоит на пороге начала внедрения BI-систем третьей волны, способных искать скрытую информацию, строить предсказательную аналитику и проводить перекрестный анализ информации из совершенно несовместимых на первый взгляд источников данных. Сами эксперты IDC склонны считать, что эти волны имеют 15-летний цикл, но, принимая во внимание скорость, с которой на мировом рынке появляются новые решения, можно предположить, что третья волна все же закончится раньше и уже через пару лет российский рынок станет свидетелем появления решений нового, четвертого поколения. Чем они будут отличаться от систем третьего поколения, пока сказать сложно. Можно лишь предположить, что очевидно это будет более тесная интеграция систем класса поддержки принятия решений DSS (Decision Support System), систем прогнозирования, поиска скрытых зависимостей (Data Mining) и CRM-систем (Customer Relationship Management). Другими словами, пользователю будет предоставлена возможность выбора сценария развития ситуации, исходя из которого система сама проведет анализ накопленной информации, построит прогноз изменения ключевых показателей и предложит оптимальные варианты действий, которые бы привели к лучшему результату. Выбранный пользователем вариант будет автоматически транслирован в CRM или в биллинговую систему в виде управляющих инструкций и настроек. То есть в итоге BI-система избавит пользователя от необходимости выполнения длительной рутинной работы по поиску причинно-следственных связей при анализе данных, передачи результатов работы одной системы в другую, контроле корректности загруженной информации и т.д. Эти задачи будут выполняться автоматически — от пользователя потребуется всего лишь в начале работы выбрать сценарий развития той или иной задачи, а в конце — наиболее понравившийся ему оптимальный вариант решения этой задачи. Согласитесь, что это действительно соответствует смыслу фразы «Business Intelligence».
Прошли те времена, когда BI ошибочно рассматривался лишь как инструмент для создания отчетов. Теперь в это понятие вкладывают намного больший смысл, а задачи, решаемые с его помощью, стали входить в топ-лист наиболее приоритетных для компаний. Уже наметилась положительная тенденция в этом направлении — бизнес осознал необходимость внедрения подобных систем для успешного ведения конкурентной борьбы. А это значит, что интеграторы должны быть готовы предложить нашему бизнесу новые инновационные BI-решения — действительно «интеллектуальные системы для бизнеса».
Автор: Михаил Северов
CNews