Содержание
Когда мы рассматриваем компанию и ее корпоративную культуру, мы в основном смотрим внутрь компании — на ее структуры, системы, политику, процедуры, взаимоотношения и т.д. Но, должно ли наше внимание ограничиваться этими пределами? Существует ли наша компания в вакууме? Конечно, все мы скажем «нет». Самое очевидное, что следует добавить к этому списку — это всех наших клиентов и всех наших конкурентов.
Эта статья о тех отношениях, которые находятся за пределами очевидного — об отношениях, о которых компания должна уметь не только заботиться, но и управлять ими. Их можно назвать «сетью» отношений компании, средой, которая окружает компанию. И это «окружение» может стать для нас преимуществом, если мы его ясно видим и управляем им, или же «камнем преткновения».
Начнем с того, какие типы отношений должны входить в наш список? С кем нам следует поддерживать активные отношения и не просто располагать ими как случайностью, а управлять ими.
Источники персонала
Нам очень важно развивать отношения, которые связаны с доступом к самому лучшему персоналу. Это значит, что нам следует знать, какие кадровые агентства способны предоставить нужный нам персонал.
Чем лучше они нас знают, тем удачнее они могут подобрать для нас людей.
Когда компания намеренно не создает долгосрочные отношения с хорошими кадровыми агентствами, то она подбирает персонал так, как будто люди — это приборы или механизмы. Она принимает их по тому, что написано в трудовых книжках, по специальностям на бумаге и упускает другой важный момент: насколько эти люди будут вписываться в корпоративную культуру компании.
Конечно, кадровое агентство должно иметь понятие о нашей корпоративной культуре и учитывать ее при подборе персонала для нас. Но, даже если у агентства нет формальных знаний в этой области, то чем дольше оно нас знает, тем лучше его «интуиция» подскажет, кто нам нужен, кто будет «процветать» у нас. Также при долгосрочных отношениях оно заинтересовано подбирать для нас людей, которые будут успешными и придут к нам надолго, так как его будут постоянно оценивать по этому критерию. Учитывая состояние, сложившееся на сегодняшний день на рынке труда, и уровень конкуренции на самый лучший персонал, это может быть немаловажным фактором успеха нашей компании.
Кроме кадровых агентств есть и другие потенциальные источники подбора персонала, с которыми нам следовало бы развивать и поддерживать отношения: это разные типы школ, институтов и образовательных учреждений. Если мы можем получить сведения о самых лучших студентах от профессоров и учителей, значит, мы получим довольно надежную информацию, поскольку именно преподаватели имеют возможность наблюдать за людьми в течение длительного времени, а, следовательно, их трудно обмануть. Преподаватели делают выводы о студентах не только по отметкам, полученным на экзаменах, но и по их этике, отношениям с другими людьми и могут объективно порекомендовать нам того или иного студента. Для студента это тоже очень позитивно, поскольку, если он уверен в будущем, то он меньше времени будет тратить на неподходящие работы.
Средства массовой информации
Речь идет не о «заказах» или о платных статьях и тому подобном, а о том, чтобы мы позаботились о том, чтобы быть понятными и доступными для той деловой прессы, которая относится к нашей отрасли. В идеале, мы должны понять, как мы можем им помочь. Конечно, имеется в виду не примитивная манипуляция, а хорошие деловые отношения профессионалов с профессионалами.
Можем ли мы стать достоверным источником объективной информации и предоставлять необходимые данные, нужную статистику и давать квалифицированные, профессиональные комментарии событиям, происходящим в нашей отрасли? Поверьте мне — прессе и другим средствам массовой информации это нужно «до зарезу». Очень важно не испортить возможность такого партнерства попытками как-то навредить конкурентам. И хотя сейчас это уже не так распространено, но те, кто все еще практикуют такой подход, просто очерняют собственную компанию и отрасль, пачкают собственное «гнездо». Ведь читатели не особенно помнят с каким негативом связано имя фирмы — они помнят, что какой-то тип фирмы делает что-то плохое, и, в конце концов, это влияет на доверие ко всем в этой отрасли.
Имея хорошие, профессиональные отношения с деловыми средствами массовой информации, мы также можем обезопасить себя в будущем от негативного отношения: если у нас вдруг возникнут трудности, мы сможем обойтись с меньшими потерями, если средства массовой информации нас уже знают и понимают, чем если бы мы вдруг появились на экране, как «легкая добыча» для скандала.
Финансовые учреждения
По тому же самому принципу, как и со средствами массовой информации, нам также нужно быть понятными и «прозрачными» для различных финансовых учреждений, начиная с банков, которые работают в нашей отрасли. Это не зависит от того, нужны ли нам кредиты или инвесторы или же нет. Важно, чтобы нас знали и понимали ДО того, как это может нам понадобиться. Очень трудно предсказать, что понадобится нам в будущем, при каких условиях и когда.
Чем дольше нас знают, тем больше вероятность того, что нам легче будет получить поддержку в нужный момент, чем если бы мы вдруг появились на пороге банка. Кроме того, неформальные отношения с такими структурами могут обеспечить нас нужной информацией о таком важном вопросе, как репутация других фирм, которых мы рассматриваем в качестве деловых партнеров, и о том, о чем не говорит пресса.
Мы также можем быть в курсе того, что и как о НАС говорят в деловых кругах, и принять меры для улучшения нашей репутации и помочь распутать любые неясности до того, как они перерастут в слухи или скандалы.
Знаменитости
Эта категория людей может показаться странной для рассмотрения в качестве объекта деловых отношений. Обычно вопрос об отношениях со знаменитостью обсуждается в связи с рекламной кампанией, когда рекламное агентство за деньги нанимает артиста или известного человека сыграть роль в нашем рекламном ролике.
Однако, речь идет о том, чтобы культивировать отношение со знаменитостью, которая подходит к нашему имиджу даже без рекламы. Этот человек может присутствовать на наших мероприятиях с взаимной выгодой — подкреплять свой собственный имидж и участвовать в наших делах на разных уровнях.
Конкуренты
Развитый рынок — это рынок, на котором не происходят сокрушительные ценовые войны. Как правило, на нем три или четыре крупных игрока и девять-одиннадцать более мелких, «нишевых».
Рынки, обычно, НЕ развиваются потому, что компании просто не умеют «иметь» отношения с конкурентами — чаще всего отношения с ними имеют оттенок вражды или войны. Это приводит к тому, что компании не только не могут привести рынок в какой-то порядок, но и не могут вместе финансировать или создавать те нужные инфраструктурные инструменты, которые необходимы всей отрасли. Например, на западе существуют ассоциации, основанные всеми участниками рынка (то есть, всеми конкурентами вместе) для того, чтобы проводить исследования нужной статистики, следить за законами, лоббировать свои интересы на разных государственных уровнях и финансировать необходимые инфраструктуры. В качестве примера можно привести консорциум, созданный в США в начале столетия конкурирующими автомобильными фирмами и производителями колес и фар, который финансировал строительство участков дорог, так как без дорог машины тоже не нужны. Такая кооперация и «аппетит» на автотранспорт, который стимулировал новые участки дорог, привели к тому что в течение 5 лет Конгресс финансировал строительство не одной, а даже трех дорог с одного побережья до другого.
Построение отношений
Как это ни странно, но если мы хотим начать строить такую «инфраструктуру» отношений, то нам следует начинать не только с того, что мы хотим или ожидаем для себя от этих отношений, но и с того, что мы можем для них сделать. Чем мы можем быть для них интересными?
Например, каким способом мы можем повлиять на «критические факторы успеха» наших потенциальных знакомых?
От чего, например, зависит успех журналиста, который работает в деловой прессе? Что можно сразу сказать, так это то, что ему, скорее всего, нужна достоверная информация. Что мы можем предложить ему в этой области? Каким опытом мы располагаем, который может быть преобразован в информацию, необходимую и понятную журналисту?
Нам также целесообразно появляться на конференциях и собраниях, которые проводятся в нашем деловом мире, даже за пределами нашей отрасли. На этих мероприятиях следует разговаривать не только с людьми, которые имеют непосредственное отношение к нашему бизнесу, но и с другими, которые представляют более широкую деловую среду.
Конечно, один из самых важных моментов построения отношений — это иметь возможность управлять этим процессом. Для этого необходимо, чтобы компания сформировала базу данных обо всех таких отношениях и постоянно пополняла и возобновляла ее. Желательно, чтобы в компании были люди, которые отвечали бы и за информацию, и за развитие этих отношений. Задача — не только знакомиться, но и знать, в какую сторону и как мы хотим развивать те или иные отношения. Следовательно, необходимо разработать конкретный план действий и определить циклы и способы регулярного общения: Как часто мы хотим встречаться? Переписываться по электронной почте? Звонить? Пообедать или позавтракать вместе? С кем бы мы хотели их познакомить? С кем мы бы хотели, чтобы нас познакомили?
Когда компания начинает обращать внимание на свой внешний мир, на свою среду за пределами непосредственного бизнеса и создавать инфраструктуру для нее, то она почти сама по себе начинает процветать. Этим следует заняться так рано, насколько это возможно. Ведь малым компаниям эта поддержка нужна значительно больше, чем крупным.
В идеале, все участники в нашей сети отношений будут расти и развиваться вместе — да, даже наши конкуренты, если это «порядочный» рынок, на котором каждый может найти свое уникальное, прибыльное место.
Источник: материалы сайта dis.ru